Работа в IT: несколько поводов для беспокойства
АрхивПока по российской IT-отрасли идет вторая волна сокращений, Алена Владимирская, руководитель проекта Работа@Mail.Ru, пишет об отрасли, которая продолжает развиваться даже сейчас.
Прежде чем начинать говорить об IT-рынке, важно разделить его на 2 сегмента – собственно IT и Рунет. В IT сейчас всё очень нехорошо – по отрасли идет уже вторая волна сокращений и в этом смысле рынок движется точно в рамках мирового тренда. За последнее время множество крупнейших компаний индустрии объявили о своих намерениях сократить в 2009-2010 годах до 25% персонала (и это помимо уже прошедших увольнений).
А вот с Рунетом интереснее. За рубежом Интернет чувствует себя так же плохо, как и IT – массовые сокращения. А вот наш рынок этого тренда пока не подтверждает.
Что мы можем сказать о вакансиях? Их количество в IT на ведущих онлайн-рекрутинговых проектах Рунета сократилось на 80%. Осталось, как мы видим на Работа@Mail.Ru, некоторое количество предложений для консультантов по внедрению – особенно в компаниях, которые продвигают относительно недорогие программные продукты.
Но консультант по внедрению до и во время кризиса – это две большие разницы. Если раньше под этим подразумевался, по сути, мини-директор, то теперь – просто продавец. Причем доход консультантов нового типа значительно уменьшился. Как следствие – престиж профессии падает.
IT сейчас находится в очень тяжелом и несколько "подвешенном" состоянии. Рынок активно обращается к государству за помощью, причем очень ждет реальной пользы, а не просто деклараций. Если помощь придет, новых вакансий все равно не появится, но хотя бы прекратятся сокращения. В противном случае отрасль "скукожится", сократив, урезав и закрыв всё, что только можно. И разве что постарается сохранить хоть какой-то запас и потенциал (кадровый и прочий) до лучших времен.
В Рунете, как я уже говорила, все кардинально по-другому. В силу эффективности Сети, как рекламного носителя, рекламодатели начали заметно перераспределять свои бюджеты в её пользу. Поэтому логично, что серьёзно выросла потребность в менеджерах по продажам интернет-рекламы (всех уровней – от низшего звена до топ-менеджеров). Вообще, сейчас все "монетизаторы" (продажи, биллинг и т.п.) донельзя востребованы.
Еще одно направление, которое, по данным Работа@Mail.Ru, стало донельзя более востребованным – всё, что связано с new media (менеджеры проектов). Дело в том, что сейчас рекламодателям хочется креативных подходов к интернет-рекламе (rich media в разных проявлениях и т.п.), соответственно, и сотрудники нужны формата "мини-директоров" – не просто продать что-то, а сначала придумать нечто нестандартное. Плюс в эту сферу сейчас пришли многие рекламные агентства, медиа, и они готовы хорошо платить профессионалам с опытом работы. Так что – в Рунете всё продолжает расти и развиваться, разве что не очень повезло людям с маленьким/неудачным опытом.
Что касается сокращений в Рунете – их, в общем-то, нет. Можно было ожидать урезания количества маркетологов, но этого пока не происходит. Кризис в этой сфере немного "прошелся" по PR-менеджерам, журналистам , но и всё, в общем. Вот где сейчас действительно серьезные сокращения – так это в игровой индустрии, людям там приходится очень нелегко. Но если учесть, что с количественной точки зрения персонала в играх мало, то на общий тренд это заметно и не влияет.
Завершу свой первый материал рассказом еще о паре тенденций. Многие ожидали, что рынок ауторсинга/фриланса в IT с кризисом серьезно вырастет, но этого не произошло. У компаний в этом сегменте заказов стало намного меньше, а работа, которую раньше делали сокращенные, попросту перекладывается на оставшихся сотрудников. А те – что ж делать – терпят. В Рунете ситуация с фрилансом не сильно изменилась. Разве что "средний чек" заказа понизился – специалистов при том, что количество предложений практически не увеличилось, стало больше.
Часто спрашивают, выросли ли с кризисом шансы на трудоустройство для иногородних. Честно – такого ощущения нет. Любой кризис снижает шансы абсолютно для всех. Важнейшую роль по-прежнему играет профессионализм. Выходит на первый план и стоимость жизни соискателя, насколько он готов к демпингу – понятно, что в этом отношении иногородним труднее.
Что касается зарплат – они не растут. В Рунете они и не падают, в IT и играх просто всех сокращают, а тем, кто остался – платят меньше.