Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Рок-волна

АрхивИнтерактив
автор : Алексей Стародымов   24.02.2009

В Европе появился сервис, позволяющий бесплатно и легально слушать около 4 миллионов композиций. Доберется ли он до России и чем, кроме коллекции mp3 и дисков, его можно заменить?

Сетевые музыкальные сервисы можно условно разделить на два вида: бесплатные, но так или иначе нарушающие авторские права исполнителей, и вполне легальные, но взимающие плату за предоставляемый музыкальный контент. Типичным примером первого типа является любой сайт с заголовком "скачать mp3 бесплатно без регистрации", примером второго – Apple iTunes или, скажем, Nokia Music Store. Возможен ли некий средний вариант, который позволил бы экономным меломанам оставаться при своих деньгах и, в то же время, не связываться с пиратскими записями, в изобилии представленными в Интернете?

Как оказалось, он не только реален, но и уже благополучно реализован – свежезапущенный проект Spotify бесплатен и совершенно легален: его основателям удалось договориться с такими монстрами звукозаписи, как Sony BMG, EMI, Universal, Warner Music, The Orchard, CD Baby и Merlin. В итоге имеем сетевую "музыкальную шкатулку" с базой, насчитывающей около 4 миллионов треков (для сравнения: iTunes предлагает более 10 миллионов, но только на платной основе). В основе сервиса лежит архитектура P2P (одноранговая сеть), а одним из основных его разработчиков является Людвиг Стригеус (Ludvig Strigeus) – создатель небезызвестного приложения uTorrent.

Естественно, не обошлось и без подвоха: пользователи не вправе загружать музыку на свои компьютеры – прослушивание возможно исключительно в онлайне с помощью специального клиентского приложения (пока оно представлено в версиях для Windows и Mac OS X). Казалось бы, кого может впечатлить такая "половинчатая" функциональность?


Устанавливается, но не пускает...

Но не стоит спешить с выводами: к примеру, многие охотно слушают пользовательские треки в социальной сети "ВКонтакте", хотя скачать их нет никакой возможности (ну или почти никакой, но это уже совсем другой разговор); кроме того, условным аналогом Spotify можно назвать и отечественный сервис Yota Музыка: скорость WiMAX (да и сетей третьего поколения, кстати, тоже) позволяет слушать треки в онлайне с мобильного устройства, снабженного соответствующим ПО. А еще в последние годы набирают популярность сетевые радиостанции – к примеру, Новое Чистое Радио, Хитрое радио, Bee.fm и многие другие. Да и вообще: ссылки на различные музыкальные каналы имеются в таких программах, как Winamp и iTunes, плюс онлайн-радио можно слушать посредством консоли Sony PSP и планшетов Nokia N-серии.

Понимаете, о чем идет речь? В эпоху высокоскоростного и сравнительно дешевого Интернета уже не обязательно хранить гигабайты музыки в памяти телефона или компьютера – ведь можно подключиться к Сети и получить доступ к миллионам файлов. Ну а Spotify позволяет сделать это не только бесплатно, но еще и без нарушения законодательства; кроме того, по слухам, в настоящее время разрабатывается версия клиента для iPhone (вот только не факт, что Apple допустит данное приложение в AppStore – ведь оно является сильнейшим конкурентом магазина iTunes).

Впрочем, о "бесплатности" сервиса стоит рассказать чуть поподробнее: базовая учетная запись подразумевает прослушивание пользователем рекламы в течение 15 секунд каждые полчаса (что, впрочем, совсем не страшно), а премиум-аккаунт, лишенный этого недостатка, стоит 9,99 евро в месяц или 99 евро в год.

Стоп, уважаемый читатель, не стоит набирать в адресной строке адрес Spotify – пока рано: в России и других странах СНГ данный сервис в настоящее время не работает. Да и приобщиться к прекрасному пока можно либо по приглашению, либо купив упомянутый выше платный аккаунт (последний вариант доступен для кого угодно – даже для россиян или украинцев). При этом необходимо заметить, что мы пытались связаться с пресс-службой Spotify и выяснить сроки полномасштабного старта проекта в России, однако ответа так и не дождались. Не исключено, что создатели сервиса и сами не представляют, когда это будет возможно: не факт, что лейблы дадут добро на трансляцию музыки на территории нашей страны (скажем, в США и Европе для них это выгодно – фактически, это своего рода пиар-акция, в результате которой определенное количество слушателей все же купят лицензионные диски или альбомы в iTunes), а ещё им предстоит найти людей "на местах", которые и займутся продвижением проекта в России.

Что же, раз Spotify нам недоступен, следует задуматься об альтернативах – и здесь на ум приходят сервис Last.fm и многочисленные сетевые радиостанции: всё же их концепция находится ближе всего к рассматриваемому сервису. Но имеют ли последние право транслировать музыку? Ведется ли контроль базы треков на предмет их лицензионности? Кроме того, нельзя забывать и о следующем моменте: при желании слушатель может записать трансляцию и получить на выходе коллекцию пиратских mp3-файлов. Мы направили запросы на адреса дюжины подобных российских проектов, однако получили всего два ответа, причем один из них с просьбой опубликовать его на анонимной основе.

Представитель одной из российских интернет-радиостанций

- Кто контролирует вашу музыкальную базу, и вообще контролирует ли кто-нибудь?

- Конкретно нас никто не контролирует. Наша база контролируется согласно реестрам РАО - Российского авторского общества, как работает любая станция в FM сегодня.

- Просил ли вас кто-то извлечь из ротации конкретные композиции и альбомы?

- Нет, нас никогда не просили что-то извлекать из базы, это невозможно в России, если платятся отчисления в РАО - единому регулятору. Вообще, в РФ и СНГ вообще никак не регламентируется работа онлайн-станций, нет даже такого понятия.

Даша Снег, редактор интернет-радио "Не FM"

- Все композиции, скачанные из просторов нашего необъятного Рунета и поставленные в эфир, были присланы либо авторами и участниками муз. групп на электронный адрес редакции, либо группа была извещена, что её композиции были включены в ротацию и было получено разрешение от самой группы.

...соответственно конфликтов с правообладателями не возникало; в ротации НЕ ФМ кроме неизвестных молодых групп, есть команды, так назовём "легенды" русского рока, у них тоже было получено устное разрешение на ротацию!

Просил ли вас кто-то извлечь из ротации конкретные композиции и альбомы?

Такой случай был, но это было связано с тем, что группа распалась... в описанном Вами примере мы не препятствуем команде, так как все авторские права остаются за авторами, простите за каламбур.

А теперь – несколько вопросов юристам. Как же на самом деле обстоят дела с контентом, транслируемым интернет-радиостанциями?

Антон Серго, эксперт юридической фирмы "Интернет и Право"

Действует ли сейчас советское правило, что на запись по трансляции закон о защите авторских прав не распространяется?

Действующее законодательство подобного исключения не предусматривает.

Можно ли теоретически засудить за прокрутку коммерческой музыки в Интернете (на интернет-радиостанции)?

Да, конечно. Такие действия можно рассматривать как нарушение действующего законодательства радиостанцией (передача в эфир), а можно как незаконное доведение до всеобщего сведения (аналогично обычному музыкальному ресурсу). Виновник может "рассчитывать" как на выплату компенсации правообладателю (до 5 млн. рублей за каждое нарушение), так и на уголовную ответственность, как обычный продавец музыки.

Анна Какурникова, начальник отдела интеллектуальной собственности ОАО "РИКОР холдинг"

Действует ли сейчас советское правило, что на запись по трансляции закон о защите авторских прав не распространяется?

Честно говоря, упоминаемое Вами правило мне неизвестно, однако следует отметить, что в советское время была совершенно другая структура регулирования подобных прав.

В соответствии с современным законодательством, со ст. 1324 п. 2. пп. 5 ГК РФ, использованием фонограммы является "воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы". Перечень существующих законодательных разрешений на бездоговорное использование без выплаты вознаграждения носит закрытый характер и не содержит ограничений, представленных Вами. В качестве примера правомерного использования можно привести ограничения на использование фонограммы в личных целях гражданином путем создания экземпляра фонограммы исключительно в личных целях при условии, что такая фонограмма правомерно обнародована, а запись осуществляется не на профессиональном оборудовании (ст. 1306, 1273 ГК РФ).

Таким образом, любая запись фонограммы, не подпадающая под ограничения, установленные ГК РФ, является использованием, а соответственно создание экземпляра фонограммы при отсутствии такого разрешения является нарушением исключительных прав на фонограмму.

Можно ли теоретически засудить за прокрутку коммерческой музыки в Интернете (на интернет-радиостанции)?

Теоретически можно. Даже иногда практически получается.

Использование фонограммы в Интернете можно трактовать как "доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения)" (ст. 1324 ГК РФ п. 2 пп. 4). Правом на такое доведение обладает изготовитель фонограммы и использование фонограммы в Интернете без его разрешения является нарушением его исключительных прав и влечет гражданскую и административную или уголовную ответственность (в зависимости от размера ущерба) виновного лица.

Остается сделать следующий вывод: в настоящее время практически любой гражданин России может создать собственное сетевое радио и попытаться транслировать музыку – и далеко не факт, что эти действия не будут нарушать авторские права исполнителей. Вот только количество успешных примеров борьбы с незаконными проявлениями данной индустрии исчезающе мало – в наших условиях многим правообладателям легче махнуть рукой и забыть, чем заводить продолжительные судебные тяжбы.

Вот и получается, что создателям Spotify нет особого смысла выходить на российский рынок, учтя все тонкости законодательства и договорившись с лейблами: гарантировать, что этот небезынтересный сервис сможет на равных конкурировать с бесплатными и уже привычными российским слушателям аналогами и p2p-сетями, в настоящее время не возьмется, наверное, никто. Ну а его легальность для среднего отечественного пользователя Интернета не является сколько-нибудь значимым преимуществом. Увы.

На стороне слушателя: чем записывать транслируемую в Интернете музыку

Программных инструментов для записи потокового аудио в звуковые файлы существует довольно много, и все они разнятся как предоставляемым пользователю функционалом, так и стоимостью.

Из коммерческих продуктов, осуществляющих "захват" любых, проходящих через звуковую карту данных, и сохраняющих их в файлы различных форматов, имеет смысл обратить внимание на такие приложения, как I-Sound WMA MP3 Recorder Professional ($30) и FairStars Recorder ($25). Оба они умеют запускать процесс записи в заданное время, сжимать аудиоданные в соответствие с предпочтениями пользователя и оснащены полноценными редакторами ID-тэгов. Характерной чертой обеих программ является наличие детектора тишины, автоматически отключающего запись при появлении пустот в радиовещании и сохраняющего каждую композицию в отдельный файл. Также можно присмотреться к утилите RipCast Streaming Audio Ripper стоимостью 18 долларов США. Она умеет "грабить" музыкальные треки одновременно с нескольких интернет-радиостанций плюс осуществлять запись данных по расписанию.


Из бесплатных самым лучшим звукозаписывающим инструментом является Screamer Radio. Он позволяет не только подключаться к вещающим в Сети радиостанциями, но и на "на лету" сохранять любые вызвавшие интерес передачи или композиции в формате MP3. В процессе записи программа распознает тэги потокового аудио и автоматически присваивает музыкальным файлам нужные имена. Благодаря продвинутому механизму кэширования данных, Screamer Radio умеет копировать песни на диск компьютера целиком даже в том случае, если клавиша "Запись" была нажата пользователем на середине проигрываемой композиции. Интерфейс приложения переведен на различные языки, в том числе и русский.

Андрей Крупин

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.