Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Высшее теоретическое

АрхивБлог Евгения Павлова, HTC
автор : Евгений Павлов   12.02.2009

В новой записи своего блога Евгений Павлов размышляет об идеальном высшем образовании - о том, какое хотел бы получить и сам. Нужна ли философия специалистам по средствам связи?

Приветствую всех! Мария Фролова вновь явилась музой для меня, сказав о том, что ни для кого не секрет, что на многие интересные профессии в наших ВУЗах не учат или учат неправильно. Сейчас без 8 минут час ночи, я недавно приехал из офиса НТС в пригороде Лондона – Слау, но тем не менее очень хочется высказать свою версию на эту тему и предложить возможные решения для изменения ситуации с нашим техническим образованием в лучшую сторону. Дай бог, если многое из того, что я пишу, уже реализовано, но тогда эту заметку можно посвятить МГТУГА.

Я закончил Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации, почему-то все друзья сразу спрашивали, буду ли я летчиком. Нет – наша кафедра называлась – "Вычислительные системы, комплексы, сети и средства связи" – по крайней мере, такое название я запомнил :) Обучение длилось 5 лет, курс включал в себя такие дисциплины, как философия, дискретная математика, черчение и многие-многие другие – названий которых я уже и не помню, не говоря уже о самом предмете. Тем не менее, изучать их все-таки надо, но не ценой – зубрежки, списываний и сотен часов монотонных лекций. Я не исследовал современный опыт других ВУЗов или других специальностей – но постараюсь рассказать, как бы мне хотелось учиться, будь у меня возможность повторить эти 5 лет.

Прежде всего, при поступлении в университет, кроме какого-то количества обязательных курсов, строго соответствующих специальности – студент должен сам определять предметы, которые интересны ему. Студент – он как клиент – в своем желании учиться в учебном заведении должен быть всегда прав. И если каким-то чудным образом философия попала в список обязательных предметов технического ВУЗа, то мне интересно было бы узнать ровно столько о ней, чтобы знать о факте её наличия и чем она может пригодиться в моей жизни, а не учить все лекции дословно "назубок". До сих пор не могу понять, для чего в голове в отделе энергонезависимой памяти хранится следующая строка: "Различают два модуса данного силлогизма". Не исключаю, что ряду студентов это будет интересно – нет ничего проще – просто подпишитесь на этот курс, как вы это делаете с рассылками или RSS-каналами!

Во-вторых – при таком разделении в посещении дисциплин, резко увеличится круг друзей и знакомых – что опять же всегда только в плюс.

Дальше – любая лекция полностью по методичке – это мертвые знания. Мир не стоит на месте. Кроме азов, правил и методик всегда интересно узнать опыт реальных людей и компаний – от первооткрывателей до наших современников, истории успеха связанные с использованием знаний. К примеру, что с помощью 2-го закона дискретной математики удалось решить такую-то проблему и создать какой-нибудь супермегаприбор. Но еще более интересно было бы узнать истории НЕуспеха – чтобы знать, как делать не надо. :)

Учитель для меня – это человек с огромным опытом не только педагога, но и профессионала в своей области – собрал самый актуальный материал на день (семестр или год) лекции и донес его до меня в интересной мне форме. Это бы не только дало мне актуальную и нужную информацию, но и научило бы думать в ином, качественном виде.

Придя в такую глобальную компанию как НТС, я был поражен той детальностью документов которые есть у нас – каждый шаг – если он является периодичным – обязательно описан самым подробнейшим образом, указаны все ответственные люди, их контакты. Я уверен, что если бы такой же подход был у большинства российских компаний, то мир знал бы гораздо больше отечественных брендов, чем "Калашников" и "Русский стандарт", а в нашей стране с официального сайта ГАИ можно было бы скачать PDF-файл с шагами, необходимыми для постановки машины на учет. Ведь согласитесь – когда какой-либо бизнес-процесс находится у вас перед глазами – его в 10 раз проще улучшить – и еще в 10 раз улучшить после получения конструктивных замечаний/предложений от других людей.

Вернемся к образованию – мой "идеальный" вуз каждый год или полгода делал бы мониторинг рынка, связанного со специальностями которым он обучает – и корректировал бы программу "на ходу" и даже с учетом прогнозов по самым актуальным специальностям. Консультировался бы с работодателями – что им нужно от начинающих специалистов, собирал бы отзывы от компаний и своих дипломированных выпускников о сложностях, с которыми они столкнулись на новой работе, каких знаний им не хватило. Любая успешная клиентоориентированная компания имеет отдел обратной связи, работы с потребителем, отдел маркетинга – вузы и государственные организации, работающие с людьми и для людей, не должны быть исключением.

В конце концов дать возможность студентам отправить СМС на короткий номер (или проголосовать на сайте) после окончания лекции/курса со своей оценкой по нескольким параметрам: актуальность информации, форма подачи знаний, удовлетворенность курсом.

Ведь как интересно было бы подписаться на курсы с большим рейтингом!

Практика – больше практических занятий – они нужны чтобы студент в большей степени осознал необходимость предлагаемых ему знаний – только тогда он будет впитывать их как губка. Почему на совещании вы не болтаете с соседом или переписываетесь СМСками, а внимательно и с интересом слушаете-участвуете в дискуссии – потому что вам это интересно и ваша карьера может зависеть от этого. Вот точно так же и студент должен чувствовать себя на лекции/семинаре. Практика необходима в современных компаниях, соответствующих специальности и интересных студенту, а не в покраске помещений, уборке территории или лабораторных опытах НИИ или в РАО "Папина работа". Причем вуз должен хотя бы минимально поспособствовать студенту и направить его на практику в интересную для него компанию.

Итак, подведу итог вуза в котором бы я хотел закончить еще раз:

  1. Возможность выбора интересных мне дисциплин.
  2. Динамические, не повторяемые 2 года подряд знания.
  3. Отслеживание реакции рынка на выпускаемых специалистов.
  4. Возможность студентам оценивать преподаваемый/изучаемый курс процесс в онлайн-режиме.
  5. Практика в актуальных для студента компаниях.

Уверен, что этот список можно продолжать еще долго, стремясь создать идеальный вуз, в который бы приезжали учиться студенты со всего мира! Было бы желание.

Вы никогда не задавались вопросом – почему во всех мужских журналах пишут – по данным британских ученых..., как выяснили немецкие исследователи..., профессор Стэнфордского университета открыл..., группа студентов из Кембриджа создала... и нигде не пишут про наших соотечественников – студенты МГТУГА сделали прибор..., преподаватель и группа студентов НГУ установили..., профессор МАИ доказал...? Думаю дело тут не в том, что наши ребята глупее, а в том, что у них нет видимой мотивации или организованности для такого рода исследовательских работ – а может быть, просто пресс-служба университета работает с опозданием.

Большинство продуктов в нашей стране являются коммерческими копиями с запада – социальные сети, телешоу (вчера видел шоу на льду на местном канале), промтовары, банковские услуги, журналы и даже песни – потому что это просто – увидел и скопировал – или списал – что и делают большинство студентов. Именно такой опыт они получают в университетах.

Изучить же мировой опыт и коммерциализировать можно и образование, чтобы оно было на острие актуальности и готовило будущих создателей российских корпораций с мировым именем.

Все. Высказался :) Завтра тренинг "Майкрософта" по обновленным версиям их продуктов и более близкое знакомство с нашим портфолио на 2009 год.

До скорых встреч.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.