Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Индеец с неуставным луком

Архив
автор : Михаил Ваннах   03.02.2009

Территория Соединенных Штатов заселялась европейцами еще до промышленной эпохи.

Территория Соединенных Штатов заселялась европейцами еще до промышленной эпохи. Но вели себя при этом англосаксы вполне "постиндустриально", не только отнимали жизнь и земли, но и присваивали имена. В продолжение этой традиции боевой вертолет поддержки сухопутных войск AH-64 был назван Apache, по имени племени индейцев, за которым кавалеристы десятилетиями гонялись по Техасу и Аризоне.

В продолжение другой традиции, породившей псевдоклассические словечки вроде политологии, апача оснастили совсем не подобающим ему длинным английским луком - longbow. Шестифутовым, с натяжением тетивы силой в сотню фунтов, с длиной стрелы в диагональ многих нынешних телевизоров - 37 дюймов, с дальностью боя до 200 ярдов[100 английских фунтов = 45 кг, 200 ярдов = 180 м.]. Именно из такого оружия свободные земледельцы-йомены расстреляли в ходе битв Столетней войны, у Азенкура, Креси, Пуатье, презирающих собственную пехоту французских рыцарей. Имя оружия стало культовым. Склонный к идеализации Средневековья английский писатель Гилберт Кит Честертон даже назвал сборник своих сказочных рассказов Tales of the Long Bow.

Оценив боевые возможности вертолетов еще в Корейскую войну, США довольно долго не могли создать полноценную машину огневой поддержки. Во Вьетнаме, где в эксплуатации одновременно находилось более тысячи вертолетов, основную тяжесть операций с войсками приняли на себя машины фирмы Bell UH-1 различных модификаций. Эти геликоптеры, разработка которых началась по контракту с Армией США в 1955 году, стреляли много и успешно, из разных видов оружия (культовым стал шестиствольный пулемет minigun калибра 7,62 с вращающимся блоком стволов). Но все же это были многоцелевые машины, а любая многоцелевая машина всегда уступит специализированной. Поэтому с 1962 года Пентагон осуществлял программу AAFSS (Advanced Aerial Fire Support System - Передовая воздушная система огневой поддержки). Ветеран американского вертолетостроения, фирма Игоря Сикорского, пыталась продвинуть в нее ударную версию SH-67 своего противолодочного вертолета SH-61. Технологически машина была интересной - на SH-67 в 1970-м установили пару мировых рекордов скорости, но Пентагон предпочел винтокрыл AH-56. Точку в судьбе SH-67 поставила катастрофа, случившаяся в 1974 году на аэросалоне в Фарнборо, где на этом геликоптере пытались сделать петлю Нестерова.

Но и одновинтовой AH-56 фирмы Lockheed, тоже названный индейским именем Cheyenne, успеха не добился. Машина, согласно техническому заданию, должна была быть скоростной, маневренной и хорошо вооруженной, однако в процессе ее отработки выявились различные нехорошие динамические эффекты (подобные тем, что десятилетием раньше не дали российским инженерам довести до серии двухвинтовой тяжелый винтокрыл Ка-22), с которыми технологии того времени - гидравлические системы управления - эффективно справиться не могли. Программа была закрыта в 1972 году с большим скандалом - в карманы корпораций военно-промышленного комплекса, как в черную дыру, ухнуло 600 млн. долларов, принадлежащих налогоплательщикам. Но ведь если и черные дыры излучают, то и из этих пустых трат кое-кто извлек пользу… Так что задачу помочь джи-ай на поле боя возложили на штурмовик A-10. Но Армия тут же (корпорациям нужен постоянный приток денег) начала программу AAH (Advanced Attack Helicopter).

Среди требований, включенных в техническое задание, отметим снижение радиолокационной заметности машины. Но поскольку вычислительной математике и компьютерной технике того времени было не по зубам обсчитать форму корпуса, отражающего сигнал радара в сторону от приемо-передающей антенны, то ограничились покрытием фюзеляжа радиопоглощающей краской. Запомним еще, что стоить серийная машина должна была в пределах 1,4–1,6 млн. долларов.

В результате конкурсных процедур в декабре 1976 года был выбран прототип AH-64 фирмы Hughes Helicopters. Но и он потребовал доработок, растянувшихся на много лет и влетевших налогоплательщику до 1990 года в $1,23 млрд. Вспомним, сколько ушло на Cheyenne.

Решение производить апачи было принято Пентагоном в марте 1982 года. В ходе производства аппетиты военных росли, и в конце концов армия США получила 827 машин. Обошлись они казне в $11,713 млрд., что составило 14,3 мегабакса за машину. Вычесть из десятикратного удорожания по сравнению с планировавшейся в 1972 году стоимостью, уровень инфляции - тема для интересной и очень поучительной монографии. Приоткрывающая, как говорил дедушка Ленин, ту тайну, в которой война рождается. Впрочем, часть средств звездно-полосатая казна отбила за счет налогов, поступивших от экспорта машин союзникам. Но часть средств ушла на помощь Израилю, купившему 48 апачей. Зато это вынудило арабов оплатить апачи живыми деньгами. И Греция купила в 2003 году дюжину AH-64D за $675 млн., то есть по $56,25 млн. за штуку!

Что же получили американские вояки за эти деньги? AH-64 Apache представляет собой одновинтовую двухместную машину с пятиметровым прямым крылом, унаследованным от предшественника. Спереди - стрелок, в полуметре выше за ним - пилот. Их места защищены композитом на основе бора, выдерживающим удар 23-мм снаряда (то есть признанный в России универсальным 30-милиметровый гарантирует интересные пиротехнические эффекты[Меньший калибр полноценного развлечения не доставит. Из 33 апачей, атаковавших 24 марта 2003 года иракские войска у Карбалы, было повреждено 30, но вынужденную посадку на территории, контролируемой саддамовцами, совершил только один.]). Вооружен апач турельной 30-мм пушкой M230 Chain Gun, наводимой стрелком при помощи нашлемного прицела. Под крылом на четыре пилона подвешиваются 16 противотанковых ракет AGM-112 Hellfire или 72 многоцелевые неуправляемые ракеты Hydra 70 (калибра 70 мм). Для разборок с воздушным противником на концах крыльев могут быть установлены управляемые ракеты AIM-92 Stinger от переносного зенитного комплекса. Уже с первых модификаций (апач-альфа) полет на сверхнизких высотах, дающий массу тактических преимуществ, возлагался на доплеровскую навигационную систему.

Опыт использования апачей во время операции "Буря в пустыне" и развитие технологий позволили заметно улучшить машины. После нескольких итераций остановились на варианте AH-64D Longbow. Апач-дельта приобрел "длинный лук", то есть радиолокационную станцию миллиметрового диапазона AN/APG-78 Longbow. Обтекатель ее антенны, размещенный над втулкой несущего винта, дает возможность опознать модифицированные апачи. Эта РЛС, стоившая в 1990-е $2 млн., работает по рельефу, наземным и воздушным целям и имеет радиус действия 10 км. В этих пределах она может классифицировать 256 целей. Увеличение мощности бортовой электроники потребовало и более мощных генераторов на 70 кВА. Стали мощнее и двигатели. Система управления вертолетом превратилась в цифровую. Пушка обзавелась более совершенной (естественно, цифровой) системой управления, обеспечивающей эффективный огонь из нового, удлиненного ствола. Ракеты Hellfire теперь не требуют подсветки цели лазерным целеуказателем, как было на апаче-альфа, а работают в режиме самонаведения - выстрелил и забыл. Радиомодем Block II, стоящий сейчас на вооружении апач-дельта, позволяет передавать информацию о целях другим апачам и прочим боевым средствам (авиации, артиллерии, танкам), что позволяет повысить эффективность систем оружия и снизить потери от дружественного огня. Модернизация стоила налогоплательщику $10,5 млрд. по состоянию на апрель 2007 года. Следующая модификация, Block III, обеспечит совместную работу с беспилотными летательными аппаратами, что должно еще больше повысить эффективность боевой системы и снизить риски для своих военнослужащих.

Как видим, цифровые технологии повышают актуальность государственных инвестиций в оборону, сделанных десятилетия назад. Правда, отнюдь не задаром!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.