Продукт по менеджеру
АрхивБлог Евгения Павлова, HTCЕвгений Павлов из HTC быстро вернулся на "КТ-Онлайн" после ответов на вопросы читателей. На этот раз он завел у нас блог. В первый записи он рассказывает, кто такой менеджер по продукту и чем он занимается.
Здравствуйте, дорогие читатели!
После публикации ответов на ваши вопросы в рубрике "Интерактив" Мария Фролова предложила мне стать блоггером "Компьютерры".
Жутко модное нынче слово, произошедшее от связки английских слов "Web log", но предпочитая наши – русские слова, попробую назвать себя начинающим-практикующим сетевым журналистом (кстати, второе значение слова log (англ.) – бревно, чурбан :) ) Итак, в первой публикации я расскажу о профессии которая не так уж и нова, но, тем не менее, совсем недавно приобрела обновленное обличие. Нет, это не гончар и даже не... :) это менеджер по продукту, или как бы сказали еще лет 20 назад – товаровед. Все вы помните конец 90-х годов прошлого столетия, когда большинство компаний ввозили и продавали различные товары из-за границы. Рынок этот был достаточно стихийный – можно было достаточно просто купить за границей чипсов, телевизоров, телефонов, привезти и продать это добро здесь. Но естественный отбор и ориентация на запад – как некое "мерило" всего самого перспективного, заставили ряд компаний эволюционировать из дистрибьюторов в private label компании – компании, владеющие собственной торговой маркой. У них уже были выстроены каналы сбыта и запуск аналогичного товара под своим брендом или создание полностью своего продукта – стали логичным шагом в развитии бизнеса. Соответственно, кроме людей, которые продают и закупают товар, развивают сервис и маркетинг, стали нужны специалисты, которые будут этот самый товар делать. Отвечать за его потребительские свойства, конкурентоспособность, качество, внешний вид – то есть делать его таким, каким он будет интересен и необходим российскому потребителю. За все это и стали отвечать менеджеры по продукту. Причем продукт – понятие очень условное – это может быть как нечто осязаемое – собачий корм или пылесос, так и услуги – например – банковские, страховые или программные продукты. Есть еще и вторая условность – специфика работы менеджера по продукту – напрямую зависящая от размера, структуры или сферы деятельности компании. Где-то это может быть человек, отвечающий за наличие и ассортимент ноутбуков, а где то – специалист, не только создающий, но и продвигающий продукт на рынке. Я считаю, что отдел по развитию продукта – это ключевой отдел компании – её двигатель и сердце. Ведь результат его работы – это то, за что люди будут платить деньги и приносить прибыль, это то, что люди будут использовать в своих нуждах и благодаря чему формировать мнение о компании. Немного о том, какие качества нужны людям, желающим работать в этой специальности. Здесь нельзя выделить что-то основное – важно обладать всеми этими качествами в равной степени:- Широкий кругозор (эрудированность, осведомленность, база знаний) – можно назвать это как угодно – главное, что большой объём информации в любых областях знаний важен.
Причем охват знаний должен в разумной степени преобладать над их глубиной. С помощью этого, вы можете "видеть" свой продукт глазами самых разных людей – и понимать, какие их проблемы он решает. Какие тенденции наметились на разных рынках, что нового изобрели в мире и как это может повлиять на ваш продукт и его использование. Естественно, что для этого необходимо хорошо знать иностранные языки. - Детальные знания в своей области – при создании чего-либо нового крайне важно максимально глубоко изучить область, в которой ваш продукт будет представлен. Это нужно, чтобы быть уверенным в потребительских качествах вашего продукта. Знать, что от чего зависит, чего хотят пользователи, что является необходимым, а что желательным в каждом конкретном случае.
- Аналитический подход – это умение на стадии создания и проектирования продукта быть внимательным и уметь предвидеть самые малейшие детали, которые могут возыметь большое значение для покупателя. Знать, как нужно правильно работать над ошибками, уметь систематизировать и хранить информацию, создавать, описывать и оптимизировать бизнес-процессы, используемые как при работе над продуктом, так и при работе с коллегами из других отделов.
- Опыт управления проектами – можно работать только над одним продуктом или над несколькими, или даже над целой группой товаров – но в любом случае нужно уметь видеть и соблюдать золотую середину между стремлением к созданию "идеального продукта" и временем запуска на рынок.
- Любить свое дело.