Грабли и кактусы
АрхивЯ хотел на протяжении ближайших трех с половиной тысяч знаков подробно рассказать о том, как и за что я ненавижу компанию AOL, сервис ICQ и всех, кто причастен к сегодняшнему отключению альтернативных ICQ-клиентов на территории России (нетрудно догадаться, что официальных под Linux просто нет).
Я хотел на протяжении ближайших трех с половиной тысяч знаков подробно рассказать о том, как и за что я ненавижу компанию AOL, сервис ICQ и всех, кто причастен к сегодняшнему отключению альтернативных ICQ-клиентов на территории России (нетрудно догадаться, что официальных под Linux просто нет).
Однако, прочитав предыдущую оптимистичную колонку Владимира Гуриева[Да, Володя, я тоже читаю твои "13-е".], подумал, что изливание яда - это нецелевое использование журнальной площади. К тому же мы планируем осветить этот сюжет более подробно в следующем номере, а мудрый Артем Захаров в переписке по этому поводу философски заметил, что "Они [AOL и компания] ведь нам ничего не должны", чем несколько остудил мой гнев, поскольку возразить на это было нечего.
Тем не менее сложившаяся ситуация кажется мне прекрасной иллюстрацией ставшего банальным тезиса, вынесенного в эпиграф. В который раз уже пользователи "неавторизованных" клиентов "аськи" (в основном российские) остаются на некоторое время без связи, "колются, ругаются, плюются - но продолжают есть кактус", несмотря на наличие вполне достойных открытых альтернатив. А если и меняют ICQ, то не всегда на Jabber, а порой на еще более проприетарный Skype. Который пока ведет себя более прилично. Почти как ICQ когда-то.
Cтарик Гегель был, похоже, неисправимым оптимистом: систематическая привычка наступать на одни и те же грабли присуща не только таким сложным и неповоротливым структурам, как народы и государства, но и гораздо более мелким организациям, включая компании и даже отдельных людей. Я совершенно не склонен кого-либо в этом обвинять (сам большой любитель), но факт остается фактом: человеческая память, равно как и способность анализировать долговременные последствия своих решений, обладает весьма избирательным действием: о плохом прошлом хочется побыстрее забыть, а от плохого будущего - отмахнуться.
Понятно, что чем сложнее и крупнее объединение людей, тем больше человек участвует в принятии решений, и тем более сильное действие оказывают подобные системные ошибки. Со временем они накапливаются, наслаиваются друг на друга - и в конце концов даже некогда успешные компании объявляют себя банкротами, свободные государства оказываются в подчинении более сильных соседей, и даже могущественные империи распадаются на мелкие кусочки, утрачивая все свои достижения.
Однако на месте одной компании-банкрота появится сотня стартапов, из которых десятки сумеют не повторить ошибок предшественников, а единицы - добиться успеха. На месте рухнувших империй появятся новые государства, которые продолжат развитие.
Но современное человечество стремится к объединению, стремится быть настолько глобальным, насколько это возможно. И тем самым теряет право на совершение глобальных же ошибок - другого человечества у нас нет. А это значит, что мы обязаны выработать механизмы, которые бы позволили честно смотреть в прошлое и будущее, не обманывая самих себя и не надеясь на авось.
Возможно ли это? Хочется верить, что возможно. Хочется верить, например, в то, что современная шумиха вокруг "зеленых" технологий, для освещения которых мы ввели специальную рубрику, - не пустая придумка маркетологов, а элемент одного из таких механизмов, призванного не допустить экологическую катастрофу. Можно привести множество других примеров.
Кстати, не забудьте перейти на Jabber! И больше никогда не пользуйтесь проприетарными средствами связи.