Китайский бит
АрхивКолумнистыВ этой по-настоящему пятничной статье наш пекинский резидент Тимофей Бахвалов рассказывает о мечте многих любителей электронной музыки – полностью цифровой "вертушке". Заплатил $1000 – и уже диджей?
Уже более 15 лет я серьёзно увлекаюсь электронной музыкой. В свое время организовывал андеграундные вечеринки с приглашенными драмнбэйс-диджеями из других городов, не спал, вытягивая за ночь по 80–100 Мб MP3-копий пластинок (спасибо любимому dial-up тарифу ROL 20), даже вел на FM-радио еженедельную авторскую радиопередачу zloBASS, посвящённую музыке Drum’n’Bass. Но, несмотря на огромный энтузиазм, у меня никогда не было собственного диджейского оборудования.
Знаю точно – абсолютное большинство любителей электронной музыки если не мечтает, то нет-нет, да задумывается о собственных "вертушках". Кто о виниловых, кто о CD-плеерах. Я же, с самых первых шагов в мире электроники, рассматривал таскание гигантских сумок дисков и винила как большое неудобство. Нет, в плане произведения правильного впечатления на толпу, огромная сумка винила, инструмент, конечно, незаменимый. Достал черный кружок из бумажного конверта, повертел в руках, подмигнул поклонникам на танцполе, бережно поставил на пластинку иглу и приложил руку к наушнику, ловя темп. Толпа в восторге!
Но куда как удобней хранить всю музыку на жестком диске и быть "цифровым" диджеем. Именно руководствуясь этим соображением, я мечтал о неком устройстве, которое сочетало бы в себе функции вертушек (DJ-плееров) и микшера и при этом обязательно воспроизводило бы музыку с HDD.
Время шло. Сначала я дождался диджейских CD-плееров с карт-ридерами, умеющих читать MP3-файлы, записанные на CD-R/RW. Затем появились плееры со встроенным жестким диском. Решение Final Scratch меня не привлекало по определению, ведь оно требовало наличия двух реальных виниловых вертушек, которые воспроизводили тайм-код со специальных пластинок-маркеров, передавали сигнал на компьютер, который проводил операции над записанными на HDD файлами и выдавал окончательный звук на микшер. Очень громоздко и неудобно. Громоздкими были и стационарные решения "всё в одном" для клубов – стандартные неуклюжие джог-дайлы с микшером и встроенным жестким диском.
Огромное количество софтверных DJ-плееров тоже не находило в моей душе отклика – не было ощущения реальной "работы" со звуком. Всё как-то было не то и не так. Единственное софтверное диджейское решение, которое порекомендую – это MixVibes. Действительно просто и удобно. Хотите начать микшировать – начните с MixVibes. Если "не пойдёт", то диджейство – это точно не ваше.
И вот, наконец-то, я дождался нужного мне решения, которое произвела на свет японская компания Vestax – один из лидеров индустрии DJ-оборудования. VCI-300 – абсолютно законченный продукт, требующий от начинающего диджея минимума усилий.
Для того чтобы приступить к игре, нужно подключить к VCI-300 усилитель/ресивер и наушники. К усилителю – акустическую систему. Затем установить на ноутбук идущий в комплекте софт и подключить VCI-300 к ноуту через USB-интерфейс. Всё занимает не больше пары минут.
Честно говоря, трудно точно определить в данном случае – что к чему подключается и что же считать главным устройством - ноутбук или контроллер. Дело в том, что VCI-300 это весьма серьезный агрегат и по габаритам и по весу и по внешнему виду. Два джог-дайла идентичные по размерам 7-дюймовой пластинке, микшер, все средства для работы с частотами и петлями, множество входов и встроенная профессиональная звуковая карта.
Упаковка VCI-300, честно говоря, восторга не вызвала. Стандартная коробка из-под ноутбука с простеньким дизайном. Это разочаровывает, ведь такая покупка делается не каждый день. Остается успокаивать себя, что не пришлось переплачивать. И без роскошной упаковки цену в 1000 долларов маленькой назвать нельзя. Но, забегая вперед, скажу, что VCI-300 однозначно стоит своих денег.
Контроллер специально спроектирован специально для работы только с программным обеспечением ITCH (есть версии для PC и для Mac) от компании Serato. Оптимальное для Serato ITCH железо – процессор 2 ГГц и 2 Гб памяти. Моего старенького Acer Aspire с AMD Turion 64 Mobile 2 ГГц и 2,5 Гб памяти как раз хватило. Но я всё же подумываю о покупке отдельного ноута – недорогой замены десктопа с 17-дюймовым экраном. Плюс планирую заказать DJ-стойку и кейс для транспортировки и хранения – черный глянцевый корпус VCI-300 заляпывается даже быстрей, чем PLAYSTATION 3, которую я всегда считал абсолютным рекордсменом в этом вопросе.
Софтина установилась без проблем. Честно говоря, от размера программы я опешил. Всего 9,3 Мб в установленном (!) виде. Никакой кучи драйверов и мусора. Единственное, что не понравилось – временные файлы автоматом кидаются прямо в корень самого большого жесткого диска, имеющегося в системе.
Удивительно, но при своих габаритах и яркой подсветке, VCI-300 питается исключительно от USB-порта. Есть вход для блока питания (в комплекте блок не поставляется) – на случай, если питания порта не будет хватать.
При первом запуске ITCH можно легко рассортировать коллекцию музыки по жанрам и прочим многочисленным параметрам. После того как ITCH считает всю информацию из тэгов AIFF, WAV, MP3 и AAC файлов, можно приступать к микшированию. Очень удобно то, что управление файлами и переходы по папкам производятся прямо с контроллера. Тачпад ноутбука можно использовать только для быстрой перемотки трека.
"Общение" VCI-300 с ноутом идет по USB-порту через MIDI-команды. Все команды передаются моментально, не ощущается даже минимальных задержек. Работа с VCI-300 крайне приятна. Ощущения от элементов управления великолепные – качественный, профессиональный аппарат. Кнопки управления петлями щелкают слишком задорно, но отторжения не вызывают. Управление питчем/темпом отличное. Управление громкостью каналов и кроссфейдер легковесны, но приноравливаешься. Приятны и ручки-регуляторы трехполосного эквалайзера – они прорезинены и имеют плавный, тягучий ход.
Отдельно поговорим о джог-дайлах. Они пассивны (не имеют моторизованного привода и не крутятся во время игры), но реализованы невероятно качественно. Я присматривался к NS7 от Numark с активными платтерами. Но из-за габаритов остановился именно на VCI-300. И не пожалел. Ощущения от платтеров VCI-300 сходны с ощущениями от колёсика мышки MX Revolution от Logitech когда вращение идет в свободном режиме. Те, у кого есть эта мышь, меня поймут. Представьте, что колесико стало 7-дюймовым и крутится не в вертикальной, а горизонтальной плоскости. Прибавьте сюда возможность регулирования интенсивности вращения. Чем сильней закручивается фиксатор, тем ниже скорость вращения платтера. Кому как удобней. Управление интуитивное, невероятно точное и удобное. Отмечу что платтеры защищены от вибрации – из-за грохота сабвуферов ваш микс теперь не собьется.
Работают джог-дайлы в режиме винила и в режиме CDJ. В первом режиме в вашем распоряжении полный аналог работы с пластинкой – можно останавливать воспроизведение, скрэчить, делать ривайнды и прочие фокусы. Во втором режиме платтер используется для управления воспроизведением и подгонки скорости трека.
Сведение с помощью VCI-300 и Serato ITCH – это настоящее удовольствие. Для того чтобы подогнать темп музыки и смикшировать два трека, можно и нужно использовать не только свой слух, но и наглядную и интуитивно понятную визуализацию на экране ноутбука. Настоятельно советую всем, кто только открывает для себя диджейство, ни в коем случае не пользоваться функциями автоматической подгонки темпа треков Tempo Matching и Beat Sync. Иначе сводить вы не научитесь никогда и навсегда останетесь не более чем ещё одной штуковиной, которая "подключается" к VCI-300.
Отмечу еще пару интересных функций VCI-300. Известно, что компьютеры нет-нет, да зависают, но на вечеринке никто тишины не потерпит. В случае зависания ноута можно использовать переключатель Thru, вывести на колонки звук с любого внешнего медиаплеера и быстро перезагрузившись продолжить микс.
Не стоит забывать и о микрофоне. Подключив микрофон, вы сможете легко общаться с публикой или даже работать в связке с MC.
Единственное, чего не хватает VCI-300 – это эффекторов. Что помешало добавить еще несколько кнопок с фильтрами и эффектами – не понимаю. Скорей всего, был оставлен "задел на будущее". Плюс не хватает двух сенсорных полос, как у NS7 – для быстрого доступа к тому или иному сегменту трека.
Надеюсь, через пару лет свет увидит какой-нибудь "VCI-5000", с недостающими мне функциями – активными моторизированными платтерами и встроенным "ноутбуком" – жестким диском с интегрированной Serato ITCH и собственным экраном. Вот это будет как раз то, о чем я мечтал столько лет. Ну а пока буду развлекаться с VCI-300. Ведь на сегодняшний день ничего лучше не придумано.
Напоследок предлагаю ознакомиться с небольшим видео, в котором я наглядно демонстрирую возможности VCI-300.
Буду благодарен за ваши отзывы. Пишите на dosada@mail.ru.