Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мобильный отвар

АрхивСтатьи
автор : Антон Нехаенко   22.01.2009

Оказывается, для создания стороннего ПО к обычным телефонам Java ME - не единственный выход. Влиятельный производитель чипсетов для мобильников Qualcomm имеет свой взгляд на то, как обеспечить “малышей” необходимой функциональностью.

С некоторых пор в мире появился класс мобильных устройств, который мне пришло в голову для себя обозначить как "неглупые телефоны". По сути, это обычные трубки, с соответствующим форм-фактором, однако в них присутствует ряд функций, приближающих их к смартфонам: работа с электронной почтой, PIM и просмотр "взрослых" веб-страниц. Некоторые из этих функций реализуются в виде стороннего ПО, что в последнее время особенно заметно на примере "легкого" навигационного софта. Однако в силу сравнительно невысокой мощности начинки и ограничений самих программных платформ, реализуется такое ПО в особых программных средах, призванных, помимо всего прочего, унифицировать код для множества разных трубок.

Не правда ли, крайне знакомое описание? Конечно, 9 из 10 продвинутых пользователей мобильников подумали о Java, точнее, о частном случае - Java Micro Edition (ME). Вот уж что можно назвать безальтернативным, так это поддерживаемую большинством абонентских терминалов этого мира платформу, для которой делается несметное число игр, маленьких программок-"полезняшек" и тому подобных софтин. Думаю, не ошибусь, если скажу, что потенциальная аудитория любого грамотно написанного Java-приложения на порядки превышает количество пользователей любой "взрослой" смартфонной платформы из тех, что мы так яростно все время обсуждаем. Кажется, что альтернатив Java ME нет, и они не нужны. Оказывается, так считают не все.

Есть такая компания - Qualcomm, известная, в первую очередь, производством чипсетов для телефонов и коммуникаторов, в основном с поддержкой CDMA. Именно эта компания в сентябре 2001-го, когда мобильники мало кто использовал для чего-то большего, чем звонки и SMS, выпустила среду разработки приложений BREW (Binary Runtime Environment for Wireless). Целью создания платформы было предоставление программистам возможности легко писать небольшие программки, которые бы с минимальными усилиями перекладывались на любой девайс на чипсете Qualcomm. Программирование было возможно на языках C, C++ и Java, при этом кодеру знать особенности работы всяких специфических частей девайса было необязательно - среда программирования сама все это "знала". Были, впрочем, и трудности - в погоне за безопасностью и контролируемостью создатели платформы добавили систему цифровых подписей, без которых приложение просто не работало. Таким образом оператор мог делегировать возможность подписывать программы только угодным ему разработчикам - впоследствии именно это оказалось самым разительным отличием BREW от куда более демократичной Java ME, наряду с весьма высокой платой за регистрацию программ в Qualcomm, без которой, конечно же, ничего не работает. Все это отлично отпугивало от платформы энтузиастов, для которых, впрочем, хватало работы в других местах.

Помимо этого, платформа обладает и другими недостатками. Сообщество сконцентрировано вокруг Qualcomm немного, да и литературы мало. Профайлер не включен в среду разработки, поэтому писателям на C/C++ приходится идти на дополнительные затраты. Наконец, компрессия "сырцов" в BREW по умолчанию отсутствует - надо или двигать свой метод, или опять-таки тратиться.

И что же, одни недостатки? Конечно нет! На другой чаше весов - куда лучшая совместимость (конечно, ведь зоопарк девайсов меньше), более высокая скорость работы приложений и, начиная со второй версии - прямой доступ к видеобуферу, что немаловажно при разработке более сложных, чем тетрис, игр. Помимо этого вокруг BREW уже сложилась некая культура разделения прибыли, которая всех устраивает - и разработчиков, и операторов. Не надо ни о чем думать, все уже прописано в стандартизированном контракте. Система распространения ПО - тоже сильная сторона BREW. В какой-то мере эта схема стала предтечей истерии вокруг "магазинов приложений", которую мы сейчас наблюдаем на "взрослых" платформах. Само название платформы содержит намек на "навар". Кстати, с некоторых пор в актив BREW можно записать и кое-что еще более существенное - в мае прошлого года Qualcomm и Adobe договорились об интеграции Flash Lite в BREW.


Скромный пока успех BREW в Европе начинается со "скайпофона" от 3

Каков же рыночный расклад? С учетом исторической ориентации Qualcomm на стандарт CDMA значительное количество девайсов с поддержкой BREW в основном присутствует в Северной Америке и Восточной Азии, хотя и там у компании не 100% доля рынка. Java ME при этом победно шествует по всему миру, несмотря на обилие дилетанстких поделок и нетривиальную для конечного пользователя систему доставки приложения в аппарат. Что касается Европы, то Java и здесь однозначный лидер. Впрочем, есть и проблески для Qualcomm. Один из них - это Skype-телефон оператора "3" (да, оператор так и называется), а о другом я предлагаю поговорить течение недели, когда закончится его тестирование. Не переключайтесь.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.