Проект "Россия"
АрхивК трем кантовским вопросам, суммирующим, по мнению великого мыслителя, всю философскую проблематику, можно еще многое добавить.
К трем кантовским вопросам, суммирующим, по мнению великого мыслителя, всю философскую проблематику, можно еще многое добавить. Кто мы? Куда мы идем? Какие цели сегодня можно ставить? Каков спектр возможностей, которыми мы сейчас располагаем? Какую цену придется заплатить за тот или иной выбор?
Иэто далеко не все вопросы, на которые следует ответить, чтобы прочертить путь России в будущее. Я попробую представить точку зрения на эти проблемы, связанную с теорией самоорганизации - синергетикой. Почти все, касающееся стратегического прогнозирования и социального проектирования, лежит на стыке естественных и гуманитарных наук и относится к границам нашего знания, к тому, что журналисты любят называть передним краем науки.
Постановка задачи
Человек - это возможность.Г. Хайдеггер
Казалось бы, есть успешный отечественный опыт "госмодернизации". Петр I полагал, что следует научиться лить пушки, ставить крепости, строить корабли, хорошенько освоить эти технологии лет за тридцать, а потом "повернуться к Европе задом".
Не получилось так, как хотелось. Наряду с военными технологиями волейневолей заимствовались и "гуманитарные" - ассамблеи, моды, курение табака, многие нравы и обычаи. А после смерти Петра, как убедительно показал выдающийся историк В. О. Ключевский, произошел откат - суть реформ, да и те самые военные технологии, ради которых все затевалось, оказались выхолощены, а вся внешняя атрибутика осталась. Видимость вместо сути, на много десятилетий.
Системный характер общественных процессов отчетливо виден и в нашем недавнем прошлом. Продолжительность жизни в СССР росла поразительно быстро в послевоенные годы. Мы шли по этому показателю вровень с Японией. И вот хрущевская оттепель…
Пятилетки и соцсоревнования отходят на задний план, разговоров о повышении благосостояния становится больше. Тут и наступает надлом. И если раньше в ходу были производственные метафоры, уподоблявшие государство стройке, заводу, фабрике, то сейчас предпочитают говорить в биологическом стиле - взращивание экономики, болезни роста, переходный период.
Чтобы двигаться вперед, нужен план.
Чтобы поставить разумные цели, нужен прогноз. С этого момента и начинаются трудности.
В начале 1970-х годов в синергетике и нелинейной динамике Эдвардом Лоренцем был открыт горизонт прогноза. Наличие этого горизонта есть ограничение на возможность предсказывать состояние системы. Причем ограничение принципиальное - ни совершенные алгоритмы, ни сверхмощные компьютеры не могут изменить ситуацию. Эти ограничения связаны с тем, что в нелинейных системах (даже очень простых) малые причины могут иметь большие следствия.
Эту неустойчивость математики называют чувствительностью к начальным данным, физики и журналисты - "эффектом бабочки"[Эдвард Лоренц был метеорологом, поэтому, исследовав простейшую модель конвекции в атмосфере, пришел к выводу, что взмах крыльев бабочки может стать причиной разрушительного урагана, который разразится за тысячи километров от того места, где это произошло.].
Однако это полбеды. Социальнотехнологические системы многомасштабны. Разные процессы имеют разные горизонты прогноза. Военные действия - дни или недели. Изменение образов массового сознания - полгода. Экономические реформы - 2–3 года, образовательные реформы - 5–7 лет, демографические процессы 20–25 лет, эволюция международных отношений 30–50 лет, исторические сдвиги - 50–80 лет, этногенез - века.
Чтобы изменить тип жизнеустройства к лучшему, как показывает практика, нужно много десятилетий. Необходимо менять то, что находится за горизонтом нашего прогноза, и даже то, что мы не умеем сегодня описывать, - идеалы, предпочтения, ценности. И здесь потребуются определенные "правила техники безопасности" - система табу и моральных запретов, живущих в общественном сознании (причем запретов, не "просчитываемых" и не выводимых с помощью каких-либо логических силлогизмов)[Понимаю, как трудно принять все это рационально мыслящим читателям, привыкшим опираться на формулы, алгоритмы, апробированные технологии. Однако опыт развития цивилизаций (его подробно анализировали Арнольд Тойнби и Лев Гумилев с последователями) показывает, что дело обстоит именно таким образом ].
С математической точки зрения, принципиальное значение имело введение понятия фазового пространства возможных состояний системы и разработка способов описывать движение в этом пространстве. Размерность фазового пространства социальнотехнологических систем огромна. И поэтому мы не представляем всех вариантов поведения системы, всех возможностей ее развития. Поразительные возможности адаптации - индивидуальной, коллективной и прочей - многократно усложняют задачу.
Знакомясь с жизнью и бытом Спарты, то и дело ловишь себя на мысли, что это сказка, что такого просто не может быть. Но это было!
Недавний пример. Кремниевая Долина. С точки зрения классической экономической науки, это просто "невозможная фигура". По ее канонам, фирмы, работающие в близких отраслях и расположенные территориально близко, должны жестко конкурировать и угнетать друг друга.
Но получилось-то ровно наоборот. Впрочем, после исследований Института сложно-сти в Санта-Фе и работ его сотрудника, нобелевского лауреата в области экономики Брайена Артура стало понятно, что это не счастливая случайность, а закономерность, которой не замедлили воспользоваться Ирландия, Германия, Израиль.
Сорок два года
Возможность моделировать развитие мира и отдельных стран была осознана в 1971 году Дж. Форрестером.
Суть его подхода состояла в том, чтобы выделить параметры порядка мирового развития (это: население, основные фонды, доля фондов в сельском хозяйстве, уровень загрязнения среды, количество невозобновляемых ресурсов). Связь между скоростями изменения этих переменных была выявлена на основе анализа статистики XX века. Это дало возможность построить систему пяти обыкновенных дифференциальных уравнений, компьютерный анализ которых и положил начало новому этапу в моделировании и прогнозе.
На рис. 1 показан традиционный форрестеровский вариант мирового развития, исходящий из предположения о сохранении нынешних тенденций. Видно, что к 2050 году при таком положении дел наступает коллапс мировой экономики. Чтобы избежать драматической для нашей цивилизации развязки, следует создать две гигантские отрасли промышленности. Одна связана с переработкой уже имеющихся отходов, другая - с рекультивацией земель, выведенных из хозяйственного оборота. Такой вариант "управления миром" был предложен в Институте прикладной математики им. М. В. Келдыша в начале 80-х годов профессором В. А. Егоровым и его сотрудниками. Эти работы были продолжены С. А. Маховым, показавшим, что если, как сейчас, человечество будет только рассуждать об устойчивом развитии и в течение ближайших 10–15 лет не создаст соответствующих отраслей, то коллапс мировой системы неизбежен[Махов С.А. Математическое моделирование мировой динамики и устойчивого развития на при-мере модели Форрестера/Новое в синергетике: Новая реальность, новые проблемы, новое поколение. - М.: Наука, 2007.] (рис. 2).
Где болит?
В юности мы все хотим возвести воздушные замки для человечества, а к старости полагаем достойным делом вычистить для него выгребные ямы.И.-В. Гёте
Аристотель считал, что подходящая метафора для государства и общества - организм. В этом контексте кризис (банковский, экономический, промышленный инфраструктурный или иной) - тяжелая болезнь отдельных органов, ставящая под сомнение выполнение ими своих функций. Системный кризис - болезнь всего организма.
Подобно тому, как повышенная температура тела говорит больному о возможном воспалении, социальные индикаторы могут свидетельствовать о системном кризисе. И они делают это.
В среднем ежегодно в России сводят счеты с жизнью 34 человека на каждые 100 тысяч, что дает более 50 тысяч трагедий в год. Пик самоубийств пришелся на 1996-й - самый тяжелый год новой России. Наша страна - один из мировых лидеров по этому горькому показателю[Торгашев А. Счеты с жизнью // Русский репортер, 2008, №29, с.56-57..
На демографической карте мира черным цветом обычно обозначаются страны, в населении которых на детей в возрасте до четырнадцати лет приходится мень ше 15% - это тотальная бездетность. Именно таким цветом обозначена на этой карте Россия - единственная среди стран с достаточно большой территорией.
Болезнь всего организма обостряет недуги различных систем. Например, нервной. Знакомясь с нашим официозом (не говоря о других каналах информации), не можешь прогнать ощущение тяжелого склероза. Решения, директивы и слова первых лиц забываются поразительно быстро. Давно ли мы слышали от Президента "Четыре И" - Инновации, Инвестиции, Инфраструктура, Институты, к которым потом стали прибавлять "Пятое И" - Интеллект? Нет уже всего этого и в помине, как и "национальных проектов".
Капитализм в России как-то не получился. Бог с ними, с "эффективными собственниками", которых ждали, как манны небесной, но которые так и не появились. Хуже другое - нельзя "сколотить капитал", чтобы оставить детям и внукам. Поэтому заработанное уходит в иномарки и побрякушки. Квартиры стали недоступны простым смертным. Помнится, кум Тыква в сказке про Чипполино покупал по одному кирпичику в год, чтобы построить дом. В детстве мне его было жалко, а сейчас остается только завидовать его возможностям[Средняя цена в Москве $6000 за квадратный метр (при себестоимости около $800) говорит о многом… В некоторых московских пятиэтажках, построенных при Хрущеве, цена за квадратный метр превысила $7 тысяч. Говорить при этом о "национальных проектах, ориентированных на человека", о "невидимой руке рынка", которая все отрегулирует сама, - большой и откровенный цинизм.].
Больные аутизмом игнорируют неприятные вещи, как будто их нет… Это наш случай. Особенно у нас не в чести размышления о будущем, его серьезный анализ и проектная работа. Вспомните, часто ли вы слышите о том, какой будет Россия в 2020 или 2030 году? Может быть, все ясно и тревожиться нам не о чем?
Да нет, опасаться есть чего. Известный демографический прогноз предрекает очень высокую вероятность глобального переселения народов, в результате которого многолюдный и бедный Юг просто поглотит малочисленный и богатый Север. Ни "золотому миллиарду", ни "платиновому миллиону" тут не устоять.
Известен также прогноз мировой и российской добычи нефти, сделанный по классической модели Хабберта. Пик нефтедобычи, судя по всему, пройден, нефти в недрах осталось немного, но…
сегодня без большой натяжки можно сказать, что на Земле построена нефтяная цивилизация, для которой нефть - абсолютно необходима.
И тут открываются две неприятные для России возможности. Как показывает история науки и техники (а также теория техноценозов, активно развиваемая американскими исследователями Л. Бадалян и В. Криворотовым), когда наступает время жесткого дефицита какого-нибудь ресурса, то ищут и находят новый, но при этом цена и значение предыдущего стремительно падает. Хрестоматийный пример - кризис древесного угля. Когда-то он был незаменим для выплавки стали.
В Англии ради него извели немыслимое количество лесов. А потом… нашли выход, связанный с добычей каменного угля и технологией коксования, в результате чего древесный уголь стал не оченьто нужен.
Десятки миллиардов долларов вкладывается в развитых странах в то, чтобы через 10–20 лет научиться обходиться без нефти и газа. Над этим работают тысячи талантливых людей. И скорее всего они добьются успеха. Чем тогда будет торговать Россия, чтобы покупать очень многое из необходимого, из того, что она не делает, или делает очень мало, или не успела научиться делать?
Вторую неприятную возможность при каждом удобном случае обозначают европейские и американские политики.
"Суверенизация природных ресурсов", "Сибирь должна принадлежать всему человечеству", "Снять энергетическую удавку России с горла Европы". Это прозрачный намек на то, что, как только Россия достаточно ослабеет, у нее немедленно отберут и нефть, и газ, и руды, и территории[Года за полтора до выборов в президенты Д. И. Медведев дал интервью и определил задачу элиты и власти как эффективное управление страной в существующих границах. Скромно на первый взгляд. А на второй - это программа, цель которой - не допустить происходящего на наших глазах распада России.]…
Теперь, вновь выражаясь медицинским языком, подробнее о симптоматике кризиса.
Имущественный и социальный распад. Cвязан с тем, что жители разных социальных групп попросту живут в разных мирах. Работники отраслей, обслуживающих экспорт (в нашем случае сырьевой), имеют доходы в десятки, а порой и в сотни раз выше, чем у обслуживающих внутренний рынок, - это симптом социального распада, характерного для любой "банановой республики" или слаборазвитой страны с монокультурной организацией. 0,7% российских семей имеет доход больше $1 млн. в год (это богатые), 70% имеют менее $20 тысяч. Но среди них есть и очень бедные. 97% граждан нашей страны сегодня считают, что они никак не влияют на решения, принимаемые на государственном уровне, и, соответственно, не несут за них никакой ответственности. Все вновь как в пушкинской трагедии - "народ безмолвствует".
Региональный распад. В мире опасным показателем считается разница в валовом региональном продукте в пять раз. При такой разнице люди как бы живут в разных странах. В России этот показатель превышает 25. Чтобы убедиться в остроте ситуации, достаточно обсудить с учеными из других регионов их отношение к Москве. Сибирь, Север, Даль-ний Восток пустеют… Мой ярославский коллега как-то в сердцах сказал, что идеальным решением было бы "отделить Москву от России". Москва "съедает" наиболее квалифицированных информационщиков, технологов, экономистов, да и основные предприятия платят налоги в Москве, где зарегистрированы, а не в регионах, где работают.
Транспортный распад. Многие люди из Сибири уже не ездят в центральную Россию ни на свадьбы, ни на похороны.
Многие компании, расположенные за Уралом, переориентируют свою активность на Китай, Японию, на челночные и контрабандные схемы (в острых эпизодах борьбы силовых структур это становится особенно ясно). Известный географ Григорий Гольц в середине 1990-х годов выявил любопытную закономерность:тариф, умноженный на расстояние перевозки, есть величина постоянная. Иными словами, если мы хотим возить больше, надо снижать тарифы, что ведет к интенсификации производства, росту занятости и стимулирует рост перевозок. Для этого надо снижать цены на горючее.
Но уже полтора десятилетия делается наоборот…
Разлом поколений. Одной из причин катастрофы Советского Союза стало нежелание сыновей повторять жизненный путь и социальную траекторию отцов. Сейчас ситуация стала еще более острой. Размыта трудовая этика - добросовестная учеба, работа, творчество во многих "государствообразующих" отраслях и отдельных предприятиях не дают достаточных средств к существованию. Принципиальное различие социальных траекторий поколений уничтожает многие смыслы, ценности, идеалы, ведет к деградации и упрощению общества.
Конфессиональный и национальный распад. Вы читали учебник "православной биологии"? Или знакомились с дискуссией ученых, в которой одни исследователи защищали науку, а другие утверждали, что без религии нам никуда?
В обществе становится все больше границ, которые разделяют единое.
Грустно слышать в ряде регионов о "титульной" и "нетитульной нации".
Отметим, что мир движется в противоположном направлении. Несмотря на все распри между республиканцами и демократами американские избиратели демонстрируют поразительное единодушие по множеству ключевых проблем.
О Китае и говорить нечего - "одна страна, один народ, одна партия".
Период полураспада…
Вдинамической теории информации, построенной Д. С. Чернавским, рассматривается динамика распространения носителей информации во времени и в пространстве. Информация может быть различной - языки, валюты, религиозные верования, ориентиры, ценности.
Модель языковых войн, в частности, имеет вид, где коэффициенты Di характеризуют скорость диффузионного распространения информации, ai - скорость ее воспроизводства, bi - внутреннюю конкуренцию, ci j - конкуренцию с другими типами информации.
В Институте прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН применили эту модель к задачам стратегического прогноза.
При этом тип информации поставили в соответствие приверженности тому или иному цивилизационному проекту американскому, исламскому, китайскому и др. Расчеты позволили построить карту сценария распада России в случае инерционного развития событий без внешнего вмешательства.
Видно, что Север, Восточная и часть Западной Сибири оказываются в зоне влияния США, Сахалин и Курилы "отходят" к Японии, часть Дальнего Востока - оказывается "под Китаем", в Поволжье возникает мусульманский анклав, около Кольского полуострова - Северо-Западная Республика.
Чтобы избежать этой участи, нашему отечеству потребуются исключительные усилия