Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Да ты успокойся!

АрхивСтатьи
автор : Антон Нехаенко   19.01.2009

Одной из самых громких недавних новостей отрасли связи стало "банкротство" канадской Nortel. Однако, если разобраться, речь идет совсем не о банкротстве, несмотря на сообщения "никогда не ошибающихся" Associated Press и Bloomberg.

В период жестокого кризиса сообщения о банкротствах становятся, увы, привычным шумовым фоном, никого даже не удивляет, если, к примеру, одна из двух ведущих бизнес-газет страны целиком отдает предновогодний выпуск (время чудес, ага) под список обанкротившихся предприятий. Исключений из этого ровного отношения два - если речь идет о твоем месте работы и если компания-банкрот - крупный и заметный в отрасли игрок. Поэтому неудивительно, что прошедшее пару дней назад сообщение о банкротстве канадской компании Nortel подняло в Сети изрядную волну.

Для начала стоит немного сказать о самой Nortel, или точнее Nortel Networks Corporation. Это основанная в Монреале в 1895 году канадская компания, главным направлением деятельности которой является производство сетевого оборудования магистрального и корпоративного уровней. Достижений у компании много, достаточно вспомнить, что в 1976 году она, еще под полным именем Northern Telecom, первой в мире создала и вывела на рынок полную линейку полностью цифрового оборудования связи. Сейчас это компания с тридцатью тысячами сотрудников по всему миру, сконцентрированная на четырех основных направлениях: Carrier Networks (оборудование для сетей сотовой связи, основные стандарты – GSM/GSM-R, CDMA, WiMAX, LTE); Enterprise Solutions (корпоративные решения, как-то системы конференц-связи, различная телефония, включая колл-центры); Global Services (услуги по развертыванию и поддержке сетей различного уровня) и Metro Ethernet Networks, связанное с построением оптических сетей для операторов и корпоративного сектора. Интересующемуся сотовой связью человеку Nortel Networks также известна как активный сторонник будущего стандарта LTE, который создается в качестве замены 3G. (Между прочим, поставки такого оборудования некоторыми производителями уже производятся, а введение сетей в строй намечено на будущий год.)

И вот пришло сообщение о банкротстве этакого столпа телекома - все, не выдержала кризиса душа поэта? Чтобы понять это, стоит отследить путь новости. В России об этом громче всех прокричали на портале "РосБизнесКонсалтинг", также известном как просто РБК. Конечно, не сами - ранее об этом сообщило известное всемирное агентство бизнес-новостей Bloomberg со ссылкой на Associated Press. Я так и не понял, получил ли этот убеленный сединами ветеран новостного фронта новость из официальных источников, или же "партизанским" способом, но факт остается фактом - когда я после прочтения новости в RSS обратился к источникам в российском офисе Nortel, все встало на свои места, а после окончательно прояснилось с прочтением пресс-релиза.


У CEO Nortel Майка Зафировски поводов улыбаться пока не очень много

Итак, в три суда (американский, канадский и британский) было подано заявление о временной защите от кредиторов. Ориентироваться здесь проще всего по американскому закону о банкротстве (канадский, к примеру, с ним в значительной мере совпадает). В нем, помимо прочих глав, есть две, которые нас интересуют - седьмая и одиннадцатая. Седьмая регламентирует именно банкротство - окончательное и бесповоротное. К ней прибегают, когда компания не только не может платить по долгам, но и не имеет достаточно средств для поддержания текущей деятельности в течение определенного срока - в законе указаны 12 месяцев. В этом случае вводится полное внешнее управление, под контроль команды "ликвидаторов" попадают и тактические, и стратегические решения.

Но это очень жесткий вариант, "Глава 11" же куда мягче - к ней прибегают, когда текущие выплаты по задолженностям перед кредиторами, будучи произведены, поставят под угрозу выживание компании - не останется денег на текущие расходы, включая такие критически важные для выживания на рынке, как R&D и вывод новых продуктов на рынок. В этом случае компания просит суд разрешить ей отсрочить выплаты кредиторам, чтобы банально не отбросить копыта. Конечно, о том, чтобы совсем "зажать деньги", речи не идет - если суд дает добро, то все садятся и реструктурируют задолженность, то есть расписывают, как, когда и с каким доходом кредиторы получат свои деньги назад. Конечно, очков репутации компании-должнику это не добавляет, но для заимодавцев это очевидно лучше, чем получить хладный труп.

Для компании, конечно, это даром не проходит - приходится оптимизировать затраты, выбирать кандидатов "на отстрел" и вообще затягивать пояс. Кроме того, вводится внешний директор-консультант, влияющий на принятие стратегических решений. В случае с Nortel я думаю, что направление LTE все же не пострадает - технология уже пошла во внедрение, и скоро с разработок в этом направлении можно будет начать стричь так необходимые компании "купоны". Также вряд ли как-то будут затронуты операции Nortel конкретно на нашем рынке - в портфеле у компании есть хорошие контракты с несколькими довольно известными операторами фиксированной и сотовой связи, в т.ч. "Вымпелкомом" и подразделениями "Скай Линк". Да и вообще, очень часто случаи "Главы 11" преодолеваются без последствий - многие известные компании, например Texaco, Air Canada и Delta Airlines, попадали в подобную ситуацию, причем последняя - не один раз. И ничего - все живы и здоровы. Цель "Главы 11" - не довести до "Главы 7". И это уж точно не сама проблема, а решение проблемы.


Delta Airlines прибегала к "Главе 11" не один раз - и до сих пор находится в добром здравии

Другой вопрос - кто виноват в сложившейся ситуации? Что касается самого "информационного повода", то Nortel ссылается на общую сложную обстановку на рынке и, понятное дело, финансовый кризис. Сколько на самом деле за этим стоит разгильдяйства и ошибочных решений на разных уровнях - остается только догадываться, но на полях замечу, что о похожих случаях аналогичного масштаба что-то пока не слышно, несмотря на бушующий за окном кризис. Если же вернуться к ошибочным сообщениям, наверняка изрядно повредившим репутации Nortel и психологическому здоровью многих ее сотрудников, то слабо понятно, как профессионалы из AP и тем более Bloomberg не рассмотрели очевидной разницы между ситуациями "это конец" и "бросьте спасательный круг, пожалуйста, а то конец".

Интереснее же всего вышло с РБК - довольно высокопоставленный отраслевой инсайдер едко прокомментировал их сообщение фразой "Сами они банкроты", сославшись на небывалый "слив" информации о трудностях холдинга в "Ведомостях". Вкратце - РБК предлагает держателям своих рублевых облигаций списать 80% долга, а выплату оставшихся 20-ти о-о-о-очень сильно отсрочить. Общая сумма задолженности при этом - 235 миллионов долларов, и сумма свободных средств компании гораздо меньше этого. Учитывая нематериальность большинства активов холдинга, их стоимость волатильна донельзя, причем что-то мне подсказывает, что скорее всего в сторону уменьшения. Но об этом, в отличие от "банкротства" Nortel, новостная лента РБК почему-то молчит.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.