Palm: два раза в одну реку
АрхивКолумнистыПервой темой для обзора в 2009 году аналитик рынка связи Михаил Фадеев избрал шумиху, поднятую вокруг Palm Pre. Лейтмотивом статьи стало искреннее недоумение - а чего же в устройстве революционного?
Интернет в той его части, которая посвящена мобильной тематике, бурлит. Народ с пеной у рта обсуждает появление новинки Palm Pre. Публика в восхищении. Авторы не жалеют эпитетов, чтобы описать волны приливов радости, постигших их при изучении устройства или информации о нем из первоисточников. Шум бурления напоминает времена выпуска первого iPhone. И пусть тов. Нехаенко закидает меня тухлыми помидорами (не закидаю - прим. ред.), я все же рискну добавить ложку скепсиса в восторженные песнопения фанатов мобильной индустрии, став одним из немногих, у кого новинка от Palm не вызвала особой реакции.
Прежде всего, попробуем разобраться, в чем причина столь бурной радости, демонстрируемой всеми, кому небезразлична мобильная тема. Для этого придется уйти немного вглубь истории. Еще каких-нибудь 5 лет назад компания Palm была безусловным и безоговорочным лидером рынка карманных компьютеров (КПК). Коммуникаторов и смартфонов тогда еще практически не было, рынок КПК же рос весьма внушительными темпами и составлял на тот момент десятки миллионов устройств в год. Microsoft со своей Windows Mobile (а сначала это была Windows CE) "ходил под стол" и составлял Palm OS весьма слабую конкуренцию. Palm OS была однозадачной, но у устройств на ее базе было несколько неоспоримых преимуществ перед устройствами на WM и другими доступными на тот момент мобильными гаджетами (тем же Psion с операционкой EPOC – прародителем нынешней Symbian).
Treo - прародитель коммуникаторов
Во-первых, железки были настолько маломощными, что выигрыш от многозадачности был весьма сомнительным – все равно несколько задач сразу устройства вытягивали еле-еле.
Во-вторых, если сравнивать время работы от батарей, то Palm’овские аппараты просто клали Windows CE (он же Mobile) на обе лопатки. А при условии отсутствия на тот момент энергонезависимой памяти это преимущество было особенно ценно, так как позволяло избегать нечаянных "радостей" потери всех данных на устройстве.
Palm (здесь – в широком смысле, то есть производители устройств на Palm OS) в свое время постоянно радовал рынок инновациями: тут тебе и первые цветные экраны (модели Handpsring Visor Prism и Palm IIIc), и стильные металлические корпуса на тот момент революционного Palm V, и первая связка КПК с телефоном в забытом ныне Handspring (в свое время команда Handspring вышла из Palm и создала независимую компанию, которая потом влилась обратно в Palm). Еще одним преимуществом Palm OS была открытость ОС и простота разработки сторонних приложений. В том числе и из-за этого Palm'у удалось "сколотить" поистине уникальное всемирное сообщество разработчиков. Каких только софтин не писали под Palm OS! Количество написанных приложений на Palm OS действительно поражает воображение до сих пор – десятки, если не сотни тысяч разных программ.
Интерфейс Palm OS был предельно простым и понятным (остается таким до сих пор). Вовсе не обязательно было быть экспертом в компьютерах, чтобы разобраться с тем, как работает наладонник под управлением этой ОС. Более того, на тот момент интерфейс действительно был очень близок к тому, что теперь назвали бы "пальцеориентированным": большие иконки, крупные хардварные кнопки вызова основных приложений, простая для написания даже пальцем система graffiti.
Производитель уникальных КПК на базе Palm OS Sony бросил платформу в самый ответственный момент
Palm первым из производителей КПК "взорвал" рынок устройствами нижнего ценового диапазона (в районе $100 – линейка Palm Zire), сделав КПК действительно массовым продуктом и продемонстрировав достаточно рискованный (как на тот момент казалось) "реверсивный" подход в сторону урезания функциональности для обеспечения низкой цены и доступности продукта более широкому кругу потребителей.
Наконец, Palm первым проложил дорожку внедрения мобильных гаджетов в корпоративный сектор – здесь вспоминается ныне практически забытый производитель TRGPro, он же HandEra, чьи устройства были заточены именно под корпоративные виды применения, а также знаменитый мининоутбук на Palm OS от американской AlphaSmart, получивший довольно широкое распространение в Штатах. Отечественные разработчики корпоративного сегмента ("МакЦентр" и выделившийся из него "Центр Корпоративных Разработок" - CDC) тоже начинали свой "взлет" на Palm.
Одним словом, Palm был действительно флагманом индустрии, был на пике инноваций. Во многом Palm занимал ту нишу, которую резко "реанимировал" iPhone два года назад, предлагая людям действительно революционные, доселе никем никогда не применявшиеся подходы к, казалось бы, очевидным вещам. Подчас спорные и рискованные, но в целом очень выигрышные.
Однако инновационное лидерство – вещь преходящая. Невозможно, один раз выпустив что-то реально "клевое" и новое, вечно почивать на лаврах. Инновационный лидер должен регулярно доказывать свой статус, предлагая публике все новые и новые решения с зашкаливающим "вау"-фактором. К сожалению, по разным причинам Palm, что называется, "расслабился". И началась череда мелких, но довольно значимых промахов, упущений и конкретных провалов.
Мощь карманных ПК нарастала, железо становилось все более "продвинутым". Настал момент, когда оно вполне уже стало справляться с многозадачностью. Появилась энергонезависимая память, процедуры синхронизации данных стали упрощаться. Windows Mobile окреп. В КПК-игры стали все более серьезно включаться классические компьютерные вендоры: HP, Dell, ASUS, Toshiba, Acer и другие. Сначала Palm практически "всухую" проиграл операторский рынок мало кому известной на тот момент HTC, точнее сотрудничавшим с ней структурам (i-Mate, Brightpoint, Dangaard). Как следствие, был заложен полный провал на зарождающемся рынке коммуникаторов.
Выделение всей разработки ОС в отдельную компания - Palm Source – не спасло индустрию Palm OS. Число лицензиатов неуклонно сокращалось. Самым большим ударом, конечно, стал уход Sony из лиги производителей устройств на Palm OS – уже когда Palm стал потихонечку "подтормаживать", Sony перехватила флаг инновационного лидерства и штамповала просто десятки разных по функциональности и форм-фактору весьма неплохих аппаратов (линейка Sony Clie), двигая платформу вперед.
Решающим "ударом" по Palm стала более чем годичная задержка выпуска Palm OS 6 Cobalt с поддержкой настоящей многозадачности, экранов высокого разрешения и переработанным графическим интерфейсом. Ранние "чемоданные" прототипы устройств с этой ОС даже демонстрировались на Palm’овских тусовках (сам видел), но релиз все откладывался и откладывался. В итоге Palm банально не хватило ресурсов для завершения работы.
В конце концов Palm проиграл гонку лидерства Windows Mobile. Негласным признанием собственного поражения стало лицензирование компанией платформы конкурента – выпуск устройств линейки Treo на Windows Mobile. Рынок КПК, родной для Palm, продолжал "сдуваться", на рынке коммуникаторов были совсем другие игроки, Palm там уже не ждали. К 2005 году сохраняя по старой памяти весьма неплохие позиции на рынке США, который традиционно более инерционен, нежели рынки Европы или Азии, Palm, тем не менее, превратился в "одного из многих", утратив статус лидера рынка окончательно.
В 2007 большинство опрошенных мной игроков и экспертов вообще перестали считать компанию сколь-нибудь значимым игроком рынка мобильных гаджетов. Осталась ностальгия по былому величию: естественно людям, которые помнили "старый Palm", в глубине души было больно наблюдать за агонией некогда лидера рынка. Ностальгия по прошлому - понятное человеческое чувство, старое, как мир.
Смартфон Palm на Windows Mobile - хуже и не придумаешь!
И грянул январь 2009, а с ним и выставка CES. И случилось НЕВЕРОЯТНОЕ. Практически холодный труп Palm вдруг вздохнул полной грудью и выдал рынку не просто новый действительно интересный девайс с весьма конкурентными спецификациями, но удивил всех абсолютно новой платформой. Реакция рынка? Конечно шок! Не каждый день можно наблюдать воскрешение умерших! Естественно, взрыв ностальгии! Естественно, море эмоций! Сравнимое разве что с заранее "накрученным" релизом первого iPhone.
Теперь попробуем разобраться, что же представила компания Palm, и каковы перспективы у ее нового детища. Так как из всех знакомых мне людей (даже близких к Palm) оный девайс еще пока никто не щупал, будем ориентироваться на анонсированную спецификацию, появившиеся в Сети сведения и банальную логику.
Прежде всего, о платформе webOS. Свойства этой платформы до конца пока не понятны – опять-таки никто "вживую" пока не щупал. Но уже ясны две вещи. Во-первых, новая платформа – новый "геморрой" для разработчиков софта. SDK нет или он сырой. Поддержка со стороны производителя сведена к минимуму и улучшений не предвидится – кишка тонка: Palm – не Google, при всем уважении. Рыночные перспективы новой платформы для разработчиков также под большим вопросом. По крайней мере до тех пор, пока либо на рынке не появится хотя бы нескольких аппаратов с данной ОС, продающихся хотя бы миллионами штук в год - это был бы хоть какой-то рынок для софтописателей. Или же до тех пор, пока за платформой не стоит какой-нибудь мегамонстр с огромными интересами, который с маниакальным упорством будет двигать новую платформу в массы - привет, Google со своим Android! Ни первое, ни второе для webOS пока не актуально. Обратной совместимости с Palm OS также не будет (это видно невооруженным взглядом). Таким образом, в плане софта платформа пока более чем слаба. Нет софта. И не будет в обозримой перспективе! Без шансов.
Идем дальше. Продажи CDMA-версии, судя по анонсам, начнутся никак не ранее второго квартала 2009 года. То есть, GSM-версия появится, в лучшем случае, к середине года. Даже если будет "продолжение" в виде следующих аппаратов на webOS, то оно, скорее всего, появится уже к концу года. А в тот момент на рынке будет столько новых интересных моделей от других брендов на базе более "традиционных" платформ, что немногие "железные" преимущества Palm’а превратятся в "пых".
С точки зрения конечного потребителя обычного "васи с улицы" я пока не усмотрел в webOS и Palm Pre что-то такого мегаинновационного и интересного, что бы не могли предложить текущие операционки и другие вендоры. Multi-touch – есть в iPhone. Бренд Apple, замечу, на порядок более раскручен и давно уже стал "культовым" (см. выше про вытеснение пальмы яблофоном из ниши инновационного лидера), в то время как слово Palm уже мало что значит для миллионов рядовых потребителей. Palm успели подзабыть.
Большой экран 3.1 дюйма – уже было (Nokia 5800, iPhone, HTC Touch HD). Разрешение 320×480 – далеко не фонтан, особенно для мультимедиа. На рынке полно аппаратов с более интересными параметрами экрана. Камера 3 Мп со встроенной вспышкой – уже стандартно, через полгода будет убого. К тому же нет автофокуса и функции записи видео – однозначный сакс! Датчик уровня освещения, акселерометр – тоже никаких инноваций. См. iPhone и даже некоторые модели HTC. Память: 8 Гб, пользователю доступно около 7.4 Гб – см. iPhone. На подходе несколько моделей Windows Mobile с похожими параметрами по памяти.
Palm Pre - просто обмылок или Великий Последний Шанс?
Габариты: 101х60х17 мм – неплохо, но "тонким" и "миниатиюрным" назвать такой аппарат, извините, язык не поворачивается. Для сравнения: iPhone – 115x62x12 мм, HTC Touch HD – 115x63x12 мм, Rover PC S7 - 110x58x13 мм, Nokia 5800 - 111x52x16 мм. То есть и здесь ничего выдающегося.
Беспроводная зарядка – вот! Вот это действительно ново и свежо!
Форм-фактор – выдвижной вертикальный слайдер с QWERTY. Уже было и многократно. Кому нужно e-mail’ы быстро печатать, в Штатах покупают BlackBerry с аналогичным форм-фактором, в Европе и России такой форм-фактор популярностью традиционно не пользуется.
Правда, слайдер сделан в виде "банана", повторяющего изгибы головы – да, молодцы! Тут постарались. По поводу дизайна ничего писать не буду. Во-первых, дизайн – вещь ну оооочень субъективная. Кому-то понравятся "округлые" формы Palm Pre, кому-то нет. Во-вторых, судить о дизайне по рекламным фотографиям, предоставленным производителем (то есть в правильных ракурсах и тщательно отфотошопленных) все равно, что судить о вкусе коктейля по списку его ингредиентов.
Итого имеем в сухом остатке в качестве безусловных "фишек": беспроводная зарядка и слайдер-банан – вот и все инновации. Как-то слабенько. Если бы это устройство вышло под брендом, скажем, HTC и имело бы внутри Windows Mobile, реакция публики была бы приблизительно такой: "Молодцы, сделали еще один интересный форм-фактор. Ничего нового, но пара приятных новых "фишек" налицо. ЕЩЕ ОДНО УСТРОЙСТВО ИЗ МНОГИХ. Да, хорошее. Да, современное. Но не более того".
Однако, когда речь идет о "пальме", то, как я уже сказал выше, включается то самое "вау!" по поводу неожиданного "воскрешения умершего", светлая ностальгия по прошлому (тогда, как известно, и солнце светило ярче и тетки были грудастее). Воленс-ноленс всплывает сравнение с той откровенной убогостью, которую Palm представлял в последнее время. Кстати, здесь нельзя не заметить, что ценник на новую модель "сказочным" вряд ли будет – компании необходимо показать растущие прибыли, которые в ситуации схлопывающегося рынка сложно обеспечить иначе, как хорошим "наваром" на каждом аппарате. Объемами взять точно не получится. Такой подход Palm уже испробовал с полгода назад, выставив на морально и физически устаревший Treo 500 ценник в 15000 рублей, чем вызвал местами даже не вполне адекватную, но абсолютно логичную реакцию понимающей в теме публики (см. убойное видео с прошлой пресс-конференции Palm). Причем ценник этот держался довольно долго – Palm были важны далеко не объемы продаж. Что уж говорить о новом устройстве с действительно конкурентным и интересным спеком! Тут бесспорно захотят "навариться" никак не меньше.
Слабо верится, что Palm c его новыми инициативами будет кто-то вытягивать "за уши" так же, как, например, HTC будет вытягивать Google Android в пику Microsoft. Palm по большому счету вышел на рынок не в лучшее время, когда все "теплые" места под крылышками у операторов расписаны среди сильных мира сего. Закрытая, сырая, без необходимой поддержки, новая платформа webOS также вряд ли кого-то привлечет для её лицензирования. Уж лучше более понятный, бесплатный и явно перспективный в развитии Android.
Что же остается Palm? Скорее всего только продолжать вызывать сильные эмоции у многомиллионной армии старых поклонников, страдающих приступами ностальгии и готовых заплатить за них из собственного худеющего от последствий кризиса кармана. Ставка, конечно, очень спорная, но единственно возможная в текущей ситуации. Впрочем, с поднятием первой волны "слез радости" Palm действительно справился. Впереди, надеюсь, нас ждет увлекательное продолжение.