Слово о демосцене
АрхивReaditorialУвидев в каком-то из номеров журнала КТ слово "демосцена", один наш читатель несказанно обрадовался, а потом прислал нам свой трактат на эту тему. Публикуем.
Один наш читатель решил просветить других относительно того, что же это за явление такое - "демосцена". Получилось несколько сумбурно, но, на наш взгляд, раздела ReaDitorial, в котором публикуется творчество читателей, письмо вполне достойно. Некоторые факты, изложенные ниже, не могут вызвать ничего кроме улыбки (так, например, автор утверждает, что как приставка Dendy, так и Sega были воплощением платформы NES), но, в конце концов, все мы когда-нибудь ошибаемся. Кстати, можете поправить Сергея, если найдёте в материале какие-нибудь другие неточности? Добро пожаловать в комментарии. Орфография и пунктуация автора сохранены. - прим. ред.
"Там, где окружающий нас мир перестает быть ареной личных надежд и желаний, где мы как свободные существа, сомневаясь и размышляя, созерцаем его в изумлении, там мы вступаем в царство искусства и науки. Если мы описываем увиденное и известное по опыту на языке логики — это наука; если же представляем в формах, внутренние взаимосвязи которых недоступны нашему сознанию, но которые интуитивно воспринимаются как осмысленные, — это искусство. И для искусства, и для науки общим является увлечение чем-то стоящим выше личного, свободным от условного..."
А. Эйнштейн
Прочитав в заголовках очередного номера КТ слово "демосцена" сердце радостно забилось в предвкушении чуда. Но чуда не случилось. Заметка оказалась посвящена маленькому кусочку мира под названием "демосцена". А ведь по-меньшей мере странно видеть крошечный кусочек текста, которым описывается целая эпоха. Самое обидное то, что я не услышал главного, того что можно было вынести в заголовок: "демосцена - искусство". Обычный реферат студента. А описывать такое явление как демосцена, не имея теплого к ней отношения в душе, смысла нет. Даже ради грошей авторского гонорара . Исправить это упущение, пусть и с опозданием я решил от имени всех тех, на чью жизнь, образ мышления и выбор профессии повлияла эта субкультура…
Итак начнем по-порядку и расставим все точки над i. Демосцена – вид искусства (да-да, не больше и не меньше). Дитя компьютеров и компьютерщиков. Ведь как известно, красота – понятие обьективное и истинные шедевры без переводчиков и толмачей понятны всем без исключения, вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи. Демосцена – красота воплощенная в машинных кодах , творчество доказывающее прямую связь между прекрасным и математическими расчетами и алгоритмами.
Демосцена – способ вызвать восхищение при помощи экрана компьютера, так как если бы вы восхищались прекрасной картиной выставленной в галерее. Демосцена – это способ показать людям, что компьютер их – не просто кусок железа и пластика, показать и доказать то, что компьютер – это инструмент, инструмент ни чем ни хуже кисти талантливого художника или скрипки гениального музыканта. Вся цель существования демосцены – заставить обывателя удивится тем возможностям, которые заложены в каждом, даже старом и дешевом компьютере… Как мне кажется, главная идея у всей этой субкультуры такая – "для таланта не нужны огромные деньги и вычислительные мощности". Зачастую, это что-то сродни сборке фигур из старых покрышек или занятия ювелирным делом. Но если такие занятия принято называть искусством (пусть и не совсем ординарным), то демосцена в глазах обывателя – просто красивый ролик. Попытаюсь исправить это недоразумение. Начнем.
Демосцена (в дальнейшем – scene) в целом разделяется на следующие жанры:
- DemoArt
- Pixel Art
- ASCII Art
- ANSI Art
- Трекерная музыка
Стоит о каждом из них рассказать поподробнее.
DEMO ART
Великий и ужасный, без сомнения, "кит" на котором держится вся scene – DEMO Art , он же процесс создания маленьких шедевров цифрового искусства – в дальнейшем просто "демок" , представляет собой слаженный процесс работы целой команды профессионалов. Бывают конечно исключения, когда на небосклоне DEMO Art зажигается сверхновая и мы наблюдаем рождения таланта-одиночки. Но такие случаи очень редки, так же как и их астрономические аналоги. Показатель того, что демка удалась является ее успешность у людей далеких от компьютеров и программирования (вроде бабушек-дедушек или малолетних братьев). Уместно сравнение с видеоклипами. Никого не волнует сколько денег и нервов потрачено на клип, главное, чтобы он понравился массовому зрителю. Которой, как известно, составляет абсолютное процентное большинство по отношению к профессионалам (художникам, музыкантам, программистам).
Как уже говорилось в начале, демки (как и scene в целом) ориентированы но то, чтобы показать пользователю все возможности его железного друга. Никакие синтетически тесты , будь они даже гигабайты в размере, не идут в сравнению с крошками написанными на ассемблере. Это своеобразная квинтэссенция программистской мысли. Всегда создатели демок шагали на ногу впереди многих компаний-производителей программного обеспечения. И поэтому не удивляйтесь, если запустив очередную 64-килобайтную малютку вы сможете увидеть трехмерную графику на компьютерах без 3D-ускорителей, 16 битный цвет на видеокартах, где доступны только 8 бит, завораживающая своим качеством электронная музыка на простейших звуковых картах. Это просто миры demo scene.
Правила создания демок, оговоренные еще на заре эпохи компьютеров, до сих пор заставляют демомэйкеров использовать свой мозг на все 110% и сжимать целые миры в килобайтные размеры исполняемых файлов. Использование чистой трехмерной анимации в демо запрещено.
Так как возникновение scene обязано существованию различных варезных и пиратских групп, то логично было бы предположить, что группы эти между собой периодически вступают в "схватки". Хотя бы для того, чтобы доказать кто главный и повысить свой "социальный" статус. Соревнования эти, изначально представляющие собой собрания различных компьютерных и околокомпьютерных энтузиастов, на данный момент получили официальный статус. Называются они демопати (DEMO Party)и проходят в виде встреч разномастных демомэйкеров, сопряженных с показом лучших работ. Конкурсы проводятся по нескольким категориям – начиная от демок и заканчивая рисованной графикой. Мне больше всего нравится так называемый "wildstyle", то есть выступление, не подпадающее ни под одну из заявленных категорий. К примеру, демонстрация демок, написанных специально для калькуляторов Texas Instrumental…Победитель в каждой категории получает денежный приз (иногда довольно весомый). В последнее время организаторы стали отходить от правил проведения демопати и пытаются их превратить в навевающие тоску соревнования по компьютерным играм. Популярности это им естественно не прибавляет. А нам остается только ожидать Ренессанса…
Тем же кто захочет оценить теперешнее состояние demo art и при этом не перекапывать файловые архивы в поисках шедевра, я рекомендую посетить сайт венгерской демомэйкерской группы Сonspiracy. И посмотреть плоды их творчества, которые не оставят равнодушными никого.Заодно и проверите, так ли уж хорош ваш компьютер, как вы сами думаете. Все действо разворачивается в режиме realtime,и потому требует порядочных процессорных мощностей, что не идет ни в какое сравнение с синтетическим тестами.
PIXEL ART
Начать рассмотрение художественных приложений scene хотелось бы с жанра наиболее живого на сегодняшний день, и динамично, кстати, развивающегося – с пиксельной графики. Суть ее напоминает такие общеизвестные вещи как вышивание крестиком/бисером или складывание мозаик из маленьких кусочков чего-либо. Наверняка многие из читателей знают, что представляют собой иконки Windows (файлы *.ico), а некоторые даже собственноручно файлики такие рисовали. В простейшем приближении это и есть предмет исследования. В Pixel Art в роли "красок" выступают обычные пиксели. То бишь сначала рисуется трафарет, по которому в дальнейшем выстраивается целостная картина. Заполнение идет пиксель за пикселем. Это налагает свои ограничения: небольшие размеры окончательного рисунка, небольшое количество цветов, отсутствие сглаживания.
Для создания картинок принято использовать простейшие инструменты, вроде карандаша, прямой и заливки. То есть рисовать можно практически на любом устройстве, начиная мобильным телефоном и наладонником и заканчивая давно устаревшим компьютером в минимальной конфигурации. Существует мнение , что для "расовой" чистоты неприемлемо использование инструментов, автоматически создающих круги и квадраты а также автоматических фильтров добавляющих новые пиксели автоматически или не работающие с отдельными пикселями. Вся пиксельная графика делится на изометрическую и неизометрическую. Изометрия – это отсутствие трехмерности. Неизометрическая пиксельная графика – это любая пиксельная графика, которая не попадает под категорию изометрической . Это могут быть виды сверху, сбоку, спереди, снизу или в перспективе.
С быстрым ростом компьютерных мощностей и повсеместным распространением трехмерной графики потребность в пиксельной графике исчезла. Но осталась уйма применений в карманных компьютерах или мобильных телефонах, да и вообще везде, где до сих пор используются низкие разрешения и критичен размер. Пиксельную графику до сих пор можно встретить в значках для сайтов (так называемые "favicon"). Стоит отметить, что достаточно один раз собрать какое-нибудь пиксельное изображение, кропотливо убив на это пару-тройку ночей , и в конце концов начинаешь понимать тех кто вышивает крестиком – уж очень занятие это затягивающее. В интернете до сих пор существует масса сообществ , где собираются энтузиасты Pixel Art , делятся впечатлениями и показывают друг другу свои рисунки. Интересные возможности представляет сайт http://pixelarts.6x.to/. Воспользовавшись его инструментами можно не только посмотреть чужие "шедевры", но и попытаться создать свой. Хватает и других тематических галерей, которые легко находятся поиском Google.
ASCII ART
ASCII графика – вид изобразительного искусства, где в качестве кисти используются символы ASCII (буквенные, цифровые и символы знаков пунктуации из числа 95 символов таблицы ASCII, где , дабы избежать путаницы с отображением национальных вариантов таблицы, остальные 160 символов исключены из "инструментария" художников). В качестве холста, как вы уже наверное догадались, выступает монитор персонального компьютера. Зарождение данного жанра scene обязано своим появлением медленному развитию компьютерной техники конца 20 – века. В 80-90 годах, использование псевдографики было единственным способом оформления документов (вспомнить хотя бы Lexicon), а потом, с появлением новых производственных мощностей данное занятие успешно перекочевало в область развлечений и цифрового изобразительного искусства. На сегодняшний день ASCII арт обрел вторую жизнь в связи с обилием всевозможных чатов и социальных сетей, где часто можно увидеть картинки, составленные из букв и символов. Не забывают про ASCII Art и всевозможные реверс-инженеры и крякеры со своими nfo-файлами. Хотя там все чаще используется эволюционировавшая версия – ANSI Art.
Существует всего два способа рисования в ASCII-art: Line style – рисование при помощи линий и solid style – при помощи букв, цифр и других символов. Правда с течением времени создавать рукотворные шедевры становится все легче, так как постоянно появляются все новые утилиты, которые без особых затрат времени и сил позволяют быстро и довольно качественно создать из любой картинки ее копию в ASCII. Но вряд ли результат такой работы можно будет считать произведением искусства, потому что хоть и нет в цифровом искусстве оригинала, уникальность рисунка в ASCII-art, как и в любом другом продукте творчества, ценится больше чего-либо другого. Всем эстетам и интересующимся рекомендую посетить страничку ASCII-tism c неплохой коллекцией всевозможных рисунков выполненных в данной стиле. Кроме статических картин с помощью ASCII графики можно создавать и настоящие анимационные фильмы. Для этого просто рисуются наборы ASCII-картинок, при пролистывании которых получаются мультфильмы. Обычно высота картинки выбирается равной стандартной высоте программы просмотрщика текста, под которую он оптимизируется. Желающие могут зайти y и оценить ASCII-версию IV эпизода "Звёздных войн". Кстати, смайлики – тоже относятся к ASCII-арту ;).
ANSI ART
Как уже было сказано выше, в результате эволюционного развития рисование в черно-белом цвете переродилось в рисование в палитре с 8-ю цветами для фона символов и 16-ю цветами для отображения самих символов. Разница еще и в том, что используются использует не только символы, предлагаемые кодировкой ASCII, а все 224 печатных символа, 16 цветов шрифта и 8 фоновых цветов, поддерживаемых драйвером ANSI.SYS, который использовался в системе DOS. К сожалению с течением времени просматривать ANSI-графику свойствами операционной системы (как это возможно с псевдо-графикой ASCII) стало невозможно. Эмулятор среды DOS под Windows NT (NTVDM) не используют ANSI.SYS; даже просмотр ANSI-графики в среде Windows NT требует специальных программ. Однако, графика ANSI по-прежнему поддерживается консольным текстовым драйвером Linux. Поэтому единственный вариант – устанавливать стороннее программное обеспечение, которое одновременно будет выступать и редактором и просмотрщиком.
К примеру, легендарный редактор TheDraw, который позволяет создавать анимацию , а также уже имеет наборы так называемых "шрифтов", то есть собрания больших символов, составленных из мириад маленьких. Сами файлы как правило имеют расширение .ans . Долгое время ANSI использовался для украшения BulletinBoardSystem (BBS), сейчас же рядовой пользователь может увидеть такие "украшательства" только в архивах крякерских и варезных групп. Для любителей и энтузиастов, а так же тех, кто хотел бы попробовать свои силы на ниве рисования цифровых шедевров, рекомендую посетить галерею ANSI-картинок ansiart.org.ua .
Трэкерная музыка
"В прошлом тысячелетии, во времена MS-DOS и SoundBlasterPro, люди научились писать музыку на компьютерах. Говорят, компьютеры тогда были похожи на контейнеры для овощей и были размером с дом. Правды нам узнать видимо уже не дано, но с тех былинных времен дошла до нас самобытная и удивительная культура, именуемая себя трекерной..."
Каждый раз, запуская очередной кейген или игрушку на мобильном телефоны многие из нас напрямую соприкасаются с этим кусочком scene. С трэкерной музыкой , которая умеет быть невероятно красивой, даже несмотря на свою древнюю историю. А что же называется трэкерной музыкой?! Не мудрствуя особо отвечу – это музыка, которая пишется с помощью специальных программ – трэкеров. Они напоминают собой теперешний комбайны, только без понятного и дружелюбного интерфейса (оказывается есть и такие). Интерфейс трекеров в основном числовой. Ноты вводятся с клавиатуры, в то время как параметры, эффекты и прочее вводятся в виде латинских букв и чисел (обычно в шестнадцатеричном виде). Именно поэтому процесс написания мелодии напоминает скорее работу программиста, нежели композитора.
Это не особенно удобно для профессионального музыканта с устоявшимися стереотипами и предрассудкама (сразу вспоминается слово "аудиофилия"). Но одновременно доступ творчеству на поприще композитора могут получить талантливые люди без музыкального образования, так сказать "чувствующие музыку душой". Это и делает трэкерную музыку своеобразной и неповторимой. Кроме того освоив трэкеры, человек знакомится с самой сутью электронной музыки, с основами и в дальнейшем освоить профессиональные пакеты уже не составляет труда. Принцип написания заключается в проигрывании сэмплов (кусочков звуковых файлов) с различной скоростью, что на слух принимается как разной высоты ноты. Так же как и в синтезаторах, где определенному количеству нот присваивается звук, который играется с разной скоростью. Файлы, в которых содержаться муз. произведения, называются модули. Есть разные форматы модулей. Наиболее распространенные — *.MOD (устаревший, но еще живой в многочисленных архивах формат), *.XM (с ним работает серия FastTracker и все современные трекеры), *.S3M (серия ScreamTracker). Любой модуль хранит в себе информацию о нотах и применяемых эффектах, нечто вроде партитуры, и сэмплы, то есть звуки, которые используются в композиции.
Еще одним подвидом, если можно так сказать, трэкерной сцены является направление "чиптюн" (Chiptune). Основная ее особенность в том, что звук синтезируется аудиочипом компьютера или игровой приставки в реальном времени (а не составляется из набора заранее записанных сэмплов).В чиптюне звук кодируется при помощи простейших математических формул, задающих звуковые волны разной длины, плюс шумовой канал. Музыка создавалась не расположением нот на нотном стане, а фактически написанием отдельной программы. Расцвет данного направления пришелся на эпоху ZX-Spectrum.В то же примерно время появилась традиция добавлять в кряки и кейгены маленькие кусочки музыки в формате чиптюн.И до сих пор в некоторых демопати существует дисциплина "chiptune" - соревнование в создании музыки из звуковых волн различной формы и частоты: синусоида, квадрат, треугольник, "пила" и белый шум. Несколько волн могут накладываться друг на друга и динамически изменяться, создавая простейшие эффекты.
Отдельно хотелось бы упомянуть и о направлении "8BIT", которое многие ошибочно путают с чиптюн. Изначально особенность данного жанра в том, что используется звучание аудиочипа Ricoh 2A03 (платформа NES, известная у нас по приставкам "Денди" и "Сега"). Музыка эта напоминает обычную поп-музыку и выкладывается авторами в формате MP3/WAV/OGG. В то же время традиционный чиптюн, помимо крошечного размера композиций, еще и существует либо в трекерных форматах, как традиционных (MOD, S3M, XM, IT и т.д.), так и в характерных для отдельных платформ (STC, PT2 и т.д.), либо в виде дампа с программой и модулем (SID, NES и т.д.), либо в виде данных, предназначенных для отправки в звукогенератор или его эмулятор (AY, YM, VTX).
В интернете существуют многичисленные файловые архивы с различными вариациями трэкерной музыки. Из наиболее известных можно назвать великолепную коллекцию WEBSOUND, собрание MOD ARCHIVE и еще сотни и тысячи композиций в коллекциях энтузиастов... Прослушать то, что вы оттуда скачаете можно либо с помощью популярного проигрывателя WinAmp, либо воспользовавшись крошкой XMPlay (который, как следует из названия, именно для трэкерной музыки и предназначен).
Надеюсь что прочтение моей статьи поможет вам другими глазами взглянуть на свои железные игрушки. И перед тем, как сказать кому-то "ты холодный и пустой как компьютер" вы на секунду задумаетесь и вспомните неземную красоту demo или нежную трэкерную музыку…