Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Intelligentsia и парафин

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   26.12.2008

Новая "Голубятня" посвящена человеческим нравам и одному технологичному ужасу. Ужас этот снова связан с Sony, - похоже, в мире технологий уже не осталось более драматичного персонажа, чем Like.No.Other!

Культур-джем первой в этом сезоне "Голубятни" из Индии хотелось бы посвятить человеческим нравам. По неведомой причине в прошлом году от моего ироничного взгляда ускользнул разительный водораздел, пролегающий между местными жителями и бледнолицыми туристами в Ришикеше. Водораздел этот, безусловно, существовал всегда, но раньше я его как-то не замечал - а может, подсознательно не хотел замечать. Как бы то ни было, весь бледнолицый десант на святых берегах Ганга объединяет повально навязчивое увлечение внешней атрибутикой.

Стоит заприметить на дальнем конце моста Рам Джхула йогина вопиюще экстравагантного вида (три горизонтальные полосы на лбу, умащенная пеплом копна заплетенных в мелкие косички волос, изношенная, разорванная там-сям роба до пола), как можно сразу же заключать пари: "Пиндос!". На крайняк - израильтянин, свинтившийся с катушек швед или русский фанат, поплывший на шиваизме.

Дело не только в том, что напуганные возрастающей лавиной туристов аутентичные баба, садху, свами и вайраги подались из традиционных центров паломничества (Ришикеш, Харидвар, Дехрадун) в окружающие леса на дальних подступах к Гималайским горам. Дело в том, что у аутентичных адептов духовной практики третий глаз открывается в сердце, а не в форме бинду, намалеванной яркой краской на лбу. Невыносимое по безвкусице подражательство, примитивное копирование внешних форм - фирменный знак бледнолицых искателей индуистской духовности.

Здесь, в Индии, подобная евро-американская показуха смотрится особо омерзительно, поскольку идет рука об руку с фальшивым пауперизмом, доставшимся, надо понимать, в наследство от движения хиппи. Я имею в виду демонстративную внешнюю бедность, дополненную ханжеской долларовой котлетой в заднем кармане шальвар. Бледнолицый десант в Ришикеше одевается нарочито убого, обшарпанно, обтрепанно, местечково и безвкусно. При этом тратит за один заход в ювелирную лавку полугодовой доход местного жителя.

Индусы одеваются бедно не из-за особой тяги к духовности, а потому, что они бедны. Заработав лишнюю тысячу рупий, они тут же тратят ее на украшения - ожерелья и кольца для женщин, браслеты и перстни для мужчин. Индусы самозабвенно любят красоту и все, что с ней связано: украшения, драгоценные камни, роскошные наряды. Красота и богатство - это прямые знаки божественной благодати, благоволения свыше. Родиться в богатой семье, родиться брамином, князем, правителем, министром, прославленным музыкантом - это особый кармический дар, который следует ценить и использовать по назначению. Бедность - это отметина плохой кармы прошлых жизней.

И в такой вот более чем прозрачной и светлой ноосфере бродят обшарпанные, замызганные бледнолицые идиоты, бравирующие своей обшарпанностью и замызганностью. Бродят, не замечая недоуменных взглядов аборигенов. Аборигены прекрасно знают, что бледнолицые - люди богатые (иначе, как бы они долетели на дорогом самолете за тридевять земель?), а потому искренне недоумевают - отчего тогда богатые дурачатся? Комплекс Грушницкого явно не входит в обойму индийских национальных странностей.

Рука об руку с демонстрационным пауперизмом посланников западной цивилизации идет гомерический провинциализм. Минувшим летом я был на премьере видного молдавского режиссера. Смотрел его последнюю картину и отказывался верить глазам: "Человек учился в легендарном ВГИКе, лауреат не одной международной премии, снял добрую дюжину фильмов, прожил на земле почти шесть десятков лет, но так, бедолага, и не сумел преодолеть врожденного провинциализма".

Как это возможно? Казалось бы: самому не дано понять - ну так оглянись вокруг! Даром что учился в лучшей кинематографической школе мира. Выпускники ВГИКа к диплому приходят по меньшей мере с сотней-другой просмотренных и разобранных по косточкам шедевров мировой кинематографии. Не можешь самостоятельно найти художественное решение, выработать самостоятельный взгляд на окружающий мир - копируй, черт побери! Кино - в очень большой степени ремесло, а не искусство. В том плане, что даже рядовой, но грамотный режиссер сумеет снять добротную картину: с правильно поставленной камерой, с безупречным монтажом, с вызывающей доверие актерской игрой.

Ничего этого в последнем фильме видного молдавского режиссера даже не ночевало. Вместо добротного кино - беспробудный провинциализм. Когда я с максимальной вежливостью, дабы не оскорбить национальные чувства, поделился впечатлениями от фильма местного мэтра со студентами кинематографического факультета кишиневской Академии искусств, меня испепелили презрением: "Великолепное кино! Глубокое, оригинальное, прочувствованное! Какой, к черту, провинциализм?! И вообще - что это за понятие такое: провинциализм?!"

Понятие, меж тем, не только широко распространенное, но и предельно прозрачное. Даю собственное определение: провинциализм в самом универсальном смысле слова (то есть- в бытовом поведении, в искусстве, в художественном мышлении, в образе жизни, в реакциях на окружающий мир)- это неизбывное желание кричать каждым миллиметром естества о собственной необычности, неординарности, особенности и исключительности. И далее - у провинциализма три верных спутника: колоссальный комплекс неполноценности, зависть и вторичность.

Признаки провинциализма вовсе не отрицают проявления неполноценности, зависти и вторичности в поведении и творчестве людей не провинциальных: иногда самые крутые "столичные штучки" дают по своей убогости десять очков форы любому маргинальному деятелю. Тем не менее приведенные выше характеристики, не претендуя на уникальность и исключительность, являются обязательными условиями именно провинциального паттерна.

В помянутой картине молдавского режиссера уши провинциализма торчали изо всех щелей: в многозначительных картинных позах героев, их манере вычурно одеваться, неадекватно реагировать на банальные раздражители. Вычурно, а потому - провинциально, выглядел рваный монтаж фильма, дергающаяся в неуместном пароксизме камера, брошенные ни к селу ни к городу кретинические реплики, единственное назначение которых - подчеркнуть оригинальность персонажа.

В Ришикеше, в декабре 2008 года с удивлением и печалью обнаружил, что провинциализм отнюдь не является эксклюзивом малых наций (с последними как раз все понятно: комплекс младшего брата неизбежно вызывает к жизни подражательство и тотальный нигилизм - еще одно, кстати, фирменное отличие провинциального мышления, и в этом смысле Рахметов - самый провинциальный герой русской литературы), а служит визитной карточкой гадости под названием intelligentsia без оглядки на национальную и расовую принадлежность.

Крестьянин, синий воротник, пролетарий, гопник и прочий white trash не могут быть провинциальными по определению, поскольку априори лишены всяческой рефлексии. Вышеупомянутые simple men, простые (невежественные) люди - это трава жизни, биологическая масса, генетически усвоившая главную парадигму своего явления на свет божий: зарабатывать деньги, покупать ненужные вещи, трахаться и плодить детей. Больше ничего. Никаких иных претензий, никакой рефлексии, ни малейшего сомнения - и в этом подлинное счастье народного стада.

Провинциализм появляется на свет там, где простой человек перестает ощущать себя простым человеком и ему хочется чего-то большего. Он покидает родную деревню, отправляется в город, получает высшее хреновое образование и примыкает к рядам intelligentsia первого поколения - именно в этих рядах и зацветает пышным цветом гнилушка провинциализма.

Бледнолицый десант в Ришикеше - это сукровица европейской и американской intelligentsia. Нормальные пиндосы и россиянцы сидят дома и сводят концы с концами: утром - к станку или в офис, вечером - банка пива и футбол по телевизору, на выходные - перепихон или паб с камарадами, тянущими общую лямку бессмысленной жизни. В Ришикеше бледнолицых белков нет. Здесь те, кому не сидится спокойно в родном Амстердаме и Питсбурге, кому не ходится в охотку в лютеранские храмы и синагоги. В Ришикеше intelligentsia: ищущие смысл жизни бездельники.

Когда смысл жизни не получается отыскать в демонстративных атрибутах одежды, сандалий, бинду, утренних занятий йогой и пепельных волос, intelligentsia в отчаянии хватается за последнюю соломинку: вчера наблюдал, как обкуренный и обдолбанный в стельку россиянец растафарской наружности во все горло матерился на англо-нижегородском суржике, усвоенном на стыке школьного двора и заводской окраины родного Мухожопска. Россиянец почти двухметрового роста чудовищно крыл матом продавца, щуплого индусика, за то, что последний, видите ли, не так на него посмотрел ("Какого х... ты на меня вылупился?!"). Мухожопский растафар визжал так, что было слышно за милю вокруг, а местные жители в ужасе метались в поисках телефона, пытаясь вызвать милицию. Говорили потом, что ничего подобного не наблюдалось в Таповане (пригороде Ришикеша) доброе десятилетие.

Подводя итоги первых впечатлений от новой зимовки в Индии: мозги нации как никогда на высоте и зажигают не по-детски! Надо ж было сбежать на край света от невыносимой intelligentsia, чтобы ткнуться в нее носом в месте, где святая река рождается из хрустальных гор! Как тут ни подивиться собственной интуиции: за два месяца до приезда по какому-то неведомому наитию с головой погрузился в изучение хинди! Волшебная вязь деванагари мне уже снится по ночам - но какое, однако ж, наслаждение! А все для того, чтобы прекратить, наконец, общение на осточертевшей английской мове со шведско-американской intelligentsia и переключиться на разговор с местными аборигенами на языке, органичном для этих волшебных мест.

Об ужасах фонетики хинди поплачусь в одном из ближайших культур-джемов, сегодняшнюю же "Голубятню" завершу ужасом айтишным. Ужас этот снова связан с Sony, - похоже, в мире технологий уже не осталось более драматичного персонажа, чем Like.No.Other!

Все началось с того, что за неделю до моего отъезда в Индию в гости заглянул Антонелло: покушать и испить моей самодельной молдавской чудо-Изабеллы, а на десерт - триумфально раздолбать Sony HDR-SR11E своим Canon HG21, как раз полученным на тестирование. Для себя вопрос "какая HD-камера лучше - Sony или Canon?" я решил еще весной, приобретя в личное пользование именно HDR-SR11E. Тем не менее поклонники Canon (к которым принадлежит и Козловский) - одни из самых упрямых и фанатичных айтишних хулиганов, какие сохранились разве что на футбольных стадионах. Доказать "канонцу", что его железяка хуже, практически невозможно. Остается довольствоваться замешательством - тоже, впрочем, кайф немаленький!

Антонелло явился тестировать в мой дом единственную фичу - работу HD-камеры в условиях недостаточной освещенности. Накануне Canon HG21 уложил по этому показателю на обе лопатки Panasonic HDC-SD100EE (качество съемки на природе при дневном свете оказалось сопоставимым), и теперь ему не терпелось продемонстрировать свое превосходство над HDR-SR11E. Вот что из этого вышло (см. фото).

Коричневый ужас сверху, на котором шумовые зерна с голубиное яйцо, детали неразличимы, а цвета смазаны, - это Canon HG21; яркая, сочная и выразительная картинка снизу - это Sony HDR-SR11E. Кажется, все ясно без комментариев? Куда там! Для иллюстрации фанатизма "канонцев" привожу цитату из блога Антонелло на itoday.ru: "Сонькинская" картинка оказалась сочнее и в хорошем смысле светлее кэноновской". И больше ни слова - крохотная строчка, выдавленная запорно через не могу. Остальные 4800 знаков блога Антонелло посвящены описанию того, какое Sony говно во всех прочих отношениях, к качеству съемки непосредственно не относящихся.

Поскольку давно не испытываю нужды кому-либо доказывать, что видеокамера покупается в первую голову именно для качественной съемки, и в этом отношении SR11E (и SR12E) находится все всякой конкуренции, с удовольствием подыграю Антонелло по части сониевского парафина, демонстративно оговорив при этом вторичную роль такого парафина. В смысле, что сониевской гадости в плане копирайтных извращений и жлобского проталкивания проприетарных форматов, взятых даже в кубе, недостаточно, чтобы заставить меня сегодня предпочесть HD-видеокамеру любого другого производителя. То самое проклятое сониевское Odi et Amo, о котором писал тысячекратно.

Парафин-навоз же состоял в том, что мы с Антонелло битый час не могли проверить качество съемки на экране компьютера, потому что файлы AVCHD из моей SR11E категорически отказывались копироваться. Canon при соединении безпонтово и прозрачно определился внешним жестким диском, а вот Sony... Флагманская HD-видеокамера последнего поколения Sony HDR-SR11E, соединенная кабелем с флагманским ноутбуком последнего поколения Sony Vaio Z11 VRN/B, не только не зарегистрировалась, а просто вырубила Висту в синий экран смерти - ситуация, возникающая в редчайших случаях.

Мы с Антонелло потратили битый час, но так и не нашли выхода из ситуации. В конце концов, пришлось загружаться в Safe Mode, после чего камера Sony прекрасным образом определилась операционной системой как внешний диск; мы перекинули файлы и удостоверились, что качество съемки в условиях недостаточной освещенности на порядок лучше, чем у Canon HG21. Все это, однако, уже смотрелось как в анекдоте: "Мы знаем, что вы не крали наше столовое серебро - оно нашлось на следующее утро, вот только осадок остался!"

Если для Антонелло осадок этот не имел негативного последствия, для меня он обернулся бытовой трагедией: две недели спустя, снимая ежедневно по часу видеоматериалов в Индии, все еще не могу перекинуть файлы на компьютер кроме как через Safe Mode!!! Знаете почему? А потому, что Sony отказывается работать на компьютере с установленным "бесплатным пакетом кодеков вроде k-lite"! Это не я придумал - так написано черным по белому на сайте технической поддержки компании, каждой своей жабриной демонстрирующей, что она like no other! Дальше и в самом деле идти некуда - до подобного абсурда додуматься никто другой был бы не в состоянии.

Камера HDR-SR11E продается вместе с пакетом программного обеспечения по имени Picture Motion Browser. PMB предназначен для прямой закачки файлов из камеры и их просмотра (с помощью встроенного Map View Movie Player). Судя по аляповатым и разношерстым названиям, все эти программы Sony по традиции выкупила у сторонних производителей, однако это не меняет их сути - они убоги до бесконечности. Стоит ли говорить, что при установленных "бесплатных кодеках" ни PMB, ни MVMP не работают (может, конечно, и работают, да проверить нет возможности - операционную систему вышибает в синий экран смерти до того, как вы успеваете запустить какую бы то ни было программу)?

Читателям может показаться, что я демонстрирую дурную принципиальность: деинсталлировал бы бесплатный k-lite - и конец всем неприятностям. Что ж, если бы дело было только в переброске файлов с камеры на компьютер, я бы, конечно, никогда ничего не деинсталлировал - из того же дурного принципа: тысячи программ и все остальные производители железа замечательно работают с k-lite, а Sony, видите ли, не хочет? F**k you, my dear friend!

Всё, однако, запущено гораздо больше: формат записи AVCHD, который использует камера HDR-SR11E, только на бумаге является стандартным, а в реальности его не может полноценно воспроизвести ни одна софтверная программа, кроме Map View Movie Player! Ни Power DVD, ни всемогущий VLC. Если кто-то из читателей меня поправит, буду бесконечно благодарен! Как бы то ни было, я уже давно наступил на горло принципам и неоднократно деинсталлировал k-lite - вот только безрезультатно! При подсоединении камеры компьютер, как и раньше, вышибается в синий экран смерти. Видимо, Sony полагает, что единожды согрешивший с "бесплатными кодеками" прощения уже не достоин.

Такая вот раздраженно-печальная вышла сегодня "Голубятня". С надеждой взываю к коллективному разуму читателей: может, кому-то удалось найти выход из безвыходной ситуации? Имею в виду не провинциальное поведение мировой intelligentsia (тут, к сожалению, почки уже отвалились и боржоми не поможет), а капризы сониевских видеокамер при установленных пакетах кодеков. Надежды на корпоративную службу поддержки, как вы понимаете, нет никакой, поскольку речь идет о зловредной корпоративной же политике: никаких тебе "бесплатных кодеков"!

Из еженедельника "Компьютерра" № 47-48

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.