Связь на высоте
АрхивСтатьиМобильники в самолетах до сих пор почти под запретом, однако все меньше пользователей хотели бы оставаться без привычных средств связи на время перелета. И как следствие, все больше авиакомпаний готовы предложить им разумный выход.
После метрополитена, в мире осталась еще одна область, в которую не проникла сотовая связь. Сейчас мы говорим не о каких-то отдаленных частях планеты или джунглях Доминиканской республики острова Гаити, где приема сети нет по определению, а о сервисе, которым регулярно пользуются миллионы людей. Мобильная связь недоступна в самолетах. Каждый, кто хоть раз летал на авиатранспорте, знает, что бортпроводники настойчиво просят выключать телефоны на время всего полета, мотивируя свою просьбу теоретической возможностью создания помех сотовым сигналом для авиаоборудования. Инженеры факультета летательных аппаратов (ФЛА) Национального Авиационного Университета (НАУ) г. Киева, уверяют, что мобильные телефоны GSM-стандарта никак не могут повлиять на оборудование самолетов. Мы попытались обнаружить в Интернете хотя бы одно упоминание об авиакатастрофе, которая произошла по вине мобильного телефона. Тщетно. И вправду, мобильные телефоны не причиняют никакого вреда авиации. Иначе как бы работала компания AeroMobile, которая предоставляет услуги сотовой связи на бортах самолетов?
AeroMobile основана в 2006 году компаниями Telenor (телекоммуникации) и Airnc (авиация). Направление работы – разработка и установка на самолеты специального оборудования, которое позволяет совершать звонки во время полетов. Как сообщил КТ Кевин Роджерс, вице-президент AeroMobile по вопросам регуляторных отношений и управлению сетями, первый звонок с борта самолета был совершен в апреле 2007 года. Сейчас услуги звонков с самолетов предоставляют четыре крупные авиакомпании: Emirates, Malaysia Airlines Qantas и Vaustralia.
"Сервисы AeroMobile приветствуют вас на борту лайнера Emirates!"
Сервис работает следующим образом: после набора самолетом высоты 5 км и более, бортпроводники объявляют пассажирам о возможностях совершать звонки. Включив телефон, как правило, пользователь получает приветственное сообщение, в котором описана работа сервиса. В двух словах все просто – не нужно никаких дополнительных настроек и кодов, выбираете номер из записной книжки и совершаете звонок. Если сеть будет занята – не удивляйтесь, ведь установленные версии оборудования могут одновременно обслужить только 6 каналов входящего или исходящего вызова. Сейчас компания заканчивает сертификацию новых версий оборудования, которые смогут одновременно пропустить до 45-ти звонков. Кроме звонков, у пассажиров есть возможность отправлять и принимать SMS, а также пользоваться GRPS-Интернетом (что особенно выручает пользователей BlackBerry).
"Представьте, что небо – это одна тарифная зона, - говорит Кевин Роджерс, - и тарифы в этой зоне одинаковые". Тарификация звонков из самолета очень напоминает роуминг. Сейчас стоимость звонка составляет от 1 до 5 долларов за минуту. Тенденций для снижения цены не видно – чтобы оборудовать один самолет нужно потратить 100-200 тысяч долларов. При этом деньги со счета абонента снимает только мобильный оператор, которые потом делится с AeroMobile и непосредственно авиакомпанией. Проценты, которые операторы отчисляют компаниям, держатся в строжайшем секрете, но осмелимся предположить, что это не больше половины от вырученных средств. Стоимость SMS варьируется от 70 до 80 евроцентов, что, в принципе, сравнимо с роуминг-тарифами мобильных операторов в каких-то отдаленных странах.
Голосовую связь готовы предложить не все, однако многим пассажирам интересен в первую очередь мобильный доступ к Интернету
Сейчас у AeroMobile есть договор с операторами всех стран, над которыми проходят рейсы авиакомпаний, оснащенных сотовым оборудованием. В настоящий момент, постсоветские авиакомпании не проявляют особого интереса к продукции AeroMobile, тем не менее компания ведет переговоры с нашими операторами о том, чтобы абоненты имели возможность пользоваться сервисами на зарубежных рейсах. Имена операторов, с которыми AeroMobile ведет переговоры, не разглашаются, но напомним, что контрольный пакет украинского GSM-оператора "Киевстар" принадлежит норвежской Telenor, одной из совладельцев AeroMobile. На вопрос о дальнейших инвестициях в разработку оборудования господин Роджерс улыбается, отводя глаза в сторону – ответ не в его компетенции, однако Кевин уверен, что сумма инвестиций исчисляется в десятках миллионов долларов.
Симпатичный A320 компании British Midlands, курсирующий между Москвой и Лондоном, уже готов предложить пассажирам связь на борту
По результатам внутренних исследований компании, более 50% пассажиров пользуются их услугами. Больше всего времени AeroMobile тратит на общение с партнерами и заключение договоров, так как связь на борту самолета является диковинкой. Сегодня у компании всего несколько конкурентов, несмотря на то, что многие мировые производители оборудования уже затрагивали тему звонков с самолетов и объявляли о проведении исследований в этой отрасли. Так, авиакомпания British Midlands начала предоставлять в тестовом режиме возможность отправки SMS во время полетов Лондон-Москва с 10 декабря 2008 года. Питер Спенсер, управляющий директор bmi, сообщил, что его компания решила сконцентрироваться на тихих формах коммуникаций, чтобы не вызвать недовольства других пассажиров. Стоимость билетов на самолет с системой сотовой связи и без нее идентична, это значит, что авиакомпании зарабатывают только на операторских отчислениях. И как бонус – повышение лояльности абонентов.
Интересный факт: В США, после событий 11 сентября 2001 года, власти ввели большие штрафы за разговоры на борту самолета, вплоть до тюремного заключения. Подобные санкции объясняются тем, что террористы могут использовать телефоны для координации своих действий. На SMS и Интернет ограничений нет.
Некоторые немецкие операторы уже обзавелись почти "собственными" самолетами
Ожидать внедрения сотового оборудования на отечественных авиалиниях в ближайшие два-три года не приходится. Сейчас на авиарынке стран СНГ наблюдается тенденция к удешевлению полетов, как следствие – выход новых лоу-кост компаний. Как только полеты станут массовым явлением, доступным среднестатистическому жителю страны, авиаперевозчики начнут работать на имидж, внедряя дополнительные сервисы, в том числе и AeroMobile.