Орудия главного удара
АрхивКолумнистыВ четвертой части своих предновогодних прогнозов Михаил Фадеев рассказывает о тех функциях будущих мобильников, которые, по его мнению, могут принести выгоду и абонентам, и операторам.
В предыдущей части я высказался про ключевые составляющие будущих "лидеров" полок сотовых магазинов: бренд и дизайн. Сегодня хотелось бы остановиться на софтверной и "железячной" начинке, хотя роль этих факторов со временем будет снижаться. Дело в том, что мобильная индустрия все более подходит к тому моменту, когда основная масса потребителей уже не успевает "вникать" во все те новые "фишки", которые появляются в следующем поколении мобильной техники. Телефоны с точки зрения функциональности для подавляющего большинства потребителей становятся одинаковыми.
Любая модель телефона умеет "все, что надо" среднестатистическому "Петровичу": звонить, отправлять СМС, играть музыку, делать "прикольные фотки", выходить в Интернет. Придумать что-то принципиально новое, инновационное, что было бы в одной модели, но не было бы в другой, чрезвычайно сложно. Если такие "фишки" и появляются на рынке, то они способны зацепить весьма незначительную часть потребительской аудитории.
Мобильное телевидение: аудитория - весь мир
И, тем не менее, я бы выделил некоторые тенденции в функционале мобильника 2009-2010. Как я уже писал ранее, в плане софтверной части абсолютно ясна тенденция к предустановке сервисов на телефоны. Сервисов, ориентированных, прежде всего, на активное использование быстрого беспроводного Интернета, значительные инвестиции в развитие которого сейчас производят практически все операторы. Сразу скажу, что я не хочу рассматривать потенциал и будущее той или иной операционной системы. Скажем, я не хочу давать оценку всем охам и ахам по поводу того, что "Android – это наше всё". Всё это ЕРУНДА. Среднестатистическому, массовому потребителю глубоко "по барабану", какая ОС стоит в его устройстве, ему важно, чтобы устройство предоставляло определенный набор функций и делало это качественно и без "заморочек для умных". Поэтому только понятные и очевидные сервисы, изначально "прошитые" в телефон могут стать следующим драйвером сотовой индустрии. Но никак не возможности самой ОС или её простота для сторонних разработчиков софта.
Как я уже писал в первых двух частях, сервисы – это именно то будущее, которое сулит быть ну очень "сладким" для операторов. А потому, как мне кажется, они будут прилагать все усилия к тому, чтобы эти сервисы как можно скорее появились в как можно большем числе мобильников.
Из сервисов это - прежде всего телевидение. Это: а) не требует объяснений - предельно понятно б) носит 100% массовый характер. Здесь очень часто звучит вопрос: "А что вы думаете про стандарты DVB-T или DVB-H?". Отвечу. DVB-H - стандарт по сути мертвый. Потому, как требует безумных инвестиций на его развертывание (фактически свою вещательную сеть) + требует массового выпуска нового абонентского оборудования, который вряд ли состоится, так как нет рынка. Классическая проблема курицы и яйца. Кур нет потому, что нет яиц. Яиц нет потому, что некому их нести. DVB-T в этом плане выглядит гораздо более интересным, так как стандарт этот "десктопный" и разворачивается как минимум для "нормальных", "больших" телевизоров. Но опять-таки когда появится мобильное абонентское оборудование, способное работать в DVB-T – пока непонятно. В то же время уже огромное число телефонов представленных на рынке сегодня, уже умеет работать в сетях 3G. Почти повсеместно внедрен WiFi. На подходе возможно не менее массовый WiMax. А сервисы, способные при наличии высокоскоростного Интернета, передавать видео, есть уже сейчас.
Следующие за телевидением очевидные сервисы: музыка и видео по запросу. Хотя по массовости это все же не столь "убойно", как ТВ. Всякие приятные мелочи типа прогноза погоды, быстрого доступа к популярным интернет-ресурсам типа "Одноклассники", ЖЖ и прочие. Возможно, ICQ и подобные сервисы.
Отдельно я бы выделил еще навигацию. По статистике доля телефонов с GPS-модулем непрерывно растет. Сейчас, правда, это в основном коммуникаторы. Но по мере слияния рынка коммуникаторов и рынка классических телефонов, GPS-модуль станет таким же обязательным атрибутом мобильника, как и Bluetooth в свое время. Не уверен, правда, что это произойдет уже в 2009-2010 году, но то, что доля GPS-телефонов перевалит за треть к концу 2010 – вполне вероятно. При упоминании навигации сразу приходят на ум такие полезные и понятные всем сервисы, требующие все того же быстрого Интернета, как "закачка" информации об актуальной дорожной ситуации (читай "пробки"), сбор с GPS-устройства информации об актуальной скорости движения (используется в том же сервисе пробок), онлайновое обновление навигационных карт.
Навигация - только один из способов применения чипов GPS в мобильных телефонах
А как вы думаете, какие еще мобильные сервисы станут популярны - действительно массово популярны - уже в ближайшем будущем?