Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кому нужна DRM в играх?

Архив
автор : Михаил Карпов   20.12.2008

Когда мы только начинали играть на PC, никто и не задумывался о том, что, запуская crack.exe, мы совершаем преступление. Но зачем сейчас издатели компьютерных игр принимают драконовские меры для защиты своей продукции?

Какая была защита от копирования у компьютерных игр начала 90-х годов? Да практически никакой. Например, в "Принце Персии 2" нужно было всего лишь выбрать два раза один из 12-ти символов, каждому из которых отводилась своя страница в руководстве пользователя. Считалось, что если ты нелегально скопировал игру, то, по идее, у тебя этой книжицы нет, а значит ничего не получится. Конечно, такие простые комбинации запросто запоминались, и никакой сложности в их подборе не было, а зачастую добрые хакеры просто писали прогу-взломщик, который от подобных проблем игрока вообще избавлял.

Хитрее поступали создатели игр по "Властелину колец" - Interplay (кстати, если ещё не играли, потрудитесь поставить DOSBox, ведь два интерплеевских Lord of the Rings действительно игры замечательные). В процессе прохождения было необходимо постоянно заглядывать в руководство, так как зачастую диалоги, а также важные задания были описаны именно там. Впрочем, тем, кто знал сюжет книг, пройти её было нетрудно, зато множество дополнительных квестов оставались невыполненными.

С пришествием оптических носителей данных издатели решили, что проблема решена - пишущих CD-приводов тогда не было почти ни у кого, а вместимость серебристого диска превышала ёмкость стандартного винчестера. Но пираты лишь усмехнулись и увидели в этом отличную возможность заработать. Именно в середине 90-х годов все компьютерные рынки столицы начали захватывать палатки с кучей контрафактных оптических носителей, отпечатанных в Китае или Болгарии (причём считалось, что болгарские качественнее, потому цены на них были в два раза выше. В принципе, небезосновательно).

Конечно, так дело продолжаться не могло, и вкупе с серийными номерами и прочими ухищрениями, издатели стали пользоваться программами для защиты от копирования, вроде печально известной геймерам Starforce. Для проверки диска на подлинность она определяет количество секторов на заданных кольцах спирали диска, а потом сравнивает его с информацией, закодированной в ключе. До последней версии вместе с защищаемым продуктом устанавливался драйвер, который необходим для того, чтобы всё это дело работало. Помимо того, что иногда диски, отпечатанные на некоторых российских заводах, признавались StarForce нелегально скопированными, защита была очень разборчива в отношении грязных и поцарапанных носителей.

При всём этом, игры, конечно же, не прекращали пиратить, так как на любую хитрую... ну вы понимаете... В последние же годы, когда Интернет есть в почти в любой глуши, издатели изловчились поставлять свою продукцию с DRM, которая подразумевает активацию через Сеть. Притом, активаций этих, зачастую, может быть ограниченное количество, да и установить игру можно обычно лишь на 3-4 машины.

Кому это нужно - непонятно. Хотя большинство простых пользователей не испытывает неудобств, конфузы всё же случаются, ну а выгода производителей тоже не вполне ясна, благо любая новая игра с любой супер-пупер защитой всё равно взламывается в считанные дни, а то и часы.

Возьмём хотя бы ситуацию с PC-версией GTA4. Для того чтобы её установить, на машине должен присутствовать Internet Explorer, Games for Windows, Adobe Flash, SecuRom, а также приложение Rockstar Club Games Club. Естественно, активировать игру можно было только через Интернет. В течении некоторого времени, конечно, хакеры бились над задачей обхода DRM, но очень скоро знаменитая команда Razor 1911 выпустила загрузчик, который позволял нормально играть в GTA4.

Более того, Spore, самая защищённая-перезащищённая игра 2008 года, стала чуть ли не самой популярной на торрент-трекерах. Так в чём же дело? Неужели издатели настолько глупы, что не видят очевидного? Отнюдь. Возможно, это для вас будет новостью, но подавляющее большинство интернетчиков не знает ничего о файлообменных сетях и даже не умеет пользоваться строкой адреса. Путешествие такого пользователя по Сети начинается с домашней страницы, на которой обычно находится ссылка на какой-нибудь популярный поисковик или портал.

Этот человек, притом, вполне может играть в компьютерные игры, но в цивилизованных странах нет рынков, на которых всё ещё продаются контрафактные диски, и потому он идёт в магазин и приобретает лицензию. Предположим, к нему в гости пришёл приятель, у которого нет такой игры, и владелец, после прохождения, отдаёт официальные носители ему. А вот это уже ай-ай-ай, нехорошо. И именно с этим, наверно, и пытаются бороться игроделы, а вовсе не с неизбежным распространением продукта по файлообменным сетям.

С другой стороны, например компания Ubisoft решила отказаться от использования DRM в новом Prince of Persia в порядке эксперимента. Это было сделано для того, чтобы, по словам её представителя, посмотреть, действительно ли возгласы о том, что игры пиратят, протестуя против защиты, справедливы. Интересно, они хоть сами верят в то, что говорят?..

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.