Белорусские военные выбирают Linux
АрхивСтатьиНашему постоянному автору Олегу Придюку удалось пообщаться с сотрудником Минобороны Белоруссии, ответственным за IT. Оказывается, стандартизировать компьютерный парк министерства еще только предстоит...
Летом случилось мне побывать на одной линуксовой конференции в Беларуси. Помимо типичных рассказов, докладов и обсуждений проблем насущных, в моей программе оказалось и нечто неожиданное - мне удалось пообщаться со странным человеком. Это был молодой парень с "уставной" стрижкой и в штатском. Как говорится, без особых примет, чем и выделялся. Волей случая мне удалось его немного разговорить и узнать о специальной разведывательной миссии государственного значения. Выслушав самое интересное и испытав приступ угрызений совести, я таки рассказал о своей причастности к СМИ. Получившийся в результате беседы материал ушел на согласование в недра Министерства обороны Беларуси и не вернулся. С тех пор прошло более полугода, с моим знакомым связаться не получается. Пропал человек, наверное, этот факт можно считать достаточным основанием для публикации.
Он был одним из руководителей в Минобороны РБ, а на конференции наблюдал за тенденциями развития открытого ПО в стране. Оказалось, что белорусские офицеры выбирают Debian. Причина проста – этот дистрибутив поддерживается сообществом разработчиков, не принадлежит конкретной компании (читай – его намного сложнее контролировать какому бы то ни было органу власти). А еще - это качественный продвинутый продукт, который по большинству параметров подходит для изначальных целей. Впрочем, не все так просто.
Особым компьютерам – особое ПО
Сверху дали команду навести порядок в парке компьютеров и программ государственных учреждений. Первым делом Министерство обороны Беларуси организовало специальный орган, который занимается выбором программного обеспечения для военной техники и компьютеров министерств. Инстанция начала анализ техники и компьютеров, доступного на рынке ПО и перспектив его внедрения. Задача конкретизировалась: имеется множество запутанных сетями компьютеров разного срока древности, персонал разного возраста и квалификации, а также информация, которая хранится и обрабатывается всем этим цифровым зоопарком. Так вот, последняя не должна уходить ни в Редмонд, ни в Купертино, ни даже куда-нибудь поближе.
"Сейчас используется западное проприетарное ПО, – ушел от конкретного ответа мой собеседник, – но мы проанализировали ситуацию и решили, что имеющиеся средства и возможности не позволяют использовать его дальше. Срок жизни подобного ПО слишком короток для нас. Даже если мы найдем деньги для покупки сейчас, то через 3-5 лет придется его полностью менять, это нерационально с финансовой точки зрения. Если после окончания срока его эксплуатации мы продолжим его использовать, то лишимся технической поддержки". Далее оказалось, что используемое ПО еще и не очень лицензионное, а уж если взялись за дело, то делать надо все хорошо и правильно. Российский военный Linux (он же МСВС) нарушает лицензию GNU, распространяется неочевидным путем да еще и без исходных кодов.
В академии Минобороны РБ, вероятнее всего, уже преподают Linux
"Выбор может пасть и на одну из операционных систем Microsoft с комплектом открытых программ, и на один из дистрибутивов Unix/Linux. Конкретных сроков решения вопроса поставлено не было, слишком много проблем надо решить: совместимость с парком компьютеров и периферии, выбор программ, подготовка персонала", – пояснил источник, но отметил, что какой-либо глобальный контракт с Microsoft вряд ли состоится, так как недавно вышло требование, согласно которому используемое в министерствах ПО должно быть проверено на отсутствие недокументированных возможностей. То есть для проверки этого факта придется изучать исходные коды. Для проприетарного ПО в данном случае это практически нереально.
Понятно, что для разного класса машин – разные требования: отличается глубина проверок. Скажем, для офисных печатных машинок она минимальна, для систем управления войсками ситуация концептуально иная. В последнем случае уже сейчас используется UNIX, а вопрос цены не имеет такого значения, как в случае с офисными машинами. Windows легче в освоении, привычнее, но администраторы подкованы хорошо, а конечные пользователи работают с программой, а не ОС. Глобальный переход на UNIX/LINUX не был бы таким болезненным, если бы не периферия. Есть много техники, которую сложно будет запустить на Linux – принтеры, сканеры. И, опять же, все устанавливаемое ПО должно быть проверено на отсутствие недокументированных возможностей, поэтому самый очевидный выход – FOSS (Free and Open Source Software).
Министерство обороны перспективным решением считает именно открытое ПО. Это касается как операционной системы, так и прикладных и офисных программ. Очевидно, все-таки придется обратиться к операционным системам семейства Unix и открытым программам, таким как OpenOffice, Mozilla и 7zip, но тут появляются сложности с выбором дистрибутива, локализацией, компанией, которая сможет поставить продукты, поддерживать их, могут возникнуть вопросы с лицензионными соглашениями.
МСВС – решение всех проблем для российского министерства обороны, однако белорусские коллеги с выбором пока не определились
В России все проще – имеется МСВС 3.0 – защищенная операционная система общего назначения. Она разработана на основе Linux и предназначена для построения стационарных защищенных автоматизированных систем, принята на снабжение в ВС РФ в 2002 г. А недавно дистрибутив ALT Linux 4.0 Desktop Professional получил сертификат ФСТЭК. Документ подтверждает отсутствие в системе недекларированных возможностей и наличие у нее необходимой защиты от несанкционированного доступа. Год назад этот же документ получил ALT Linux 4.0 Server Edition.
На что в итоге пересадили белорусских офицеров – нам узнать не удалось. Что-то подсказывает, что планы скорректировала мировая экономика, которая, в конечном счете, и наших соседей озадачила, и свежеорганизованный орган перекинула на более насущные задачи. Поживем – увидим, возможно, ответ появится в комментариях.