Черный список
АрхивКолумнистыКогда происходящее не укладывается в знакомые схемы и сценарии, оно остается незамеченным. Большинство сюжетов, о которых пишет пресса, специализирующаяся на высоких технологиях, придуманы не меньше десяти лет назад и давно не отражают реальность.
Когда происходящее не укладывается в знакомые схемы и сценарии, оно остается незамеченным. Пресса, специализирующаяся на высоких технологиях, похоже, все глубже увязает в этой слепой зоне. Большинство сюжетов, о которых она пишет, придуманы не меньше десяти лет назад и давно не отражают реальность. Повторять в тысячный раз и без того известное скучно, но с наезженной колеи не соскочить. Вот мой список заезженных тем, которые пора бы отправить в отставку.
Копирайты. За десять лет об интеллектуальной собственности, пиратах и борцах с пиратами сказано, наверное, все, что только можно. Продолжать выдумывать доводы "за" или "против" нет смысла, потому что спор уже закончен, а после драки кулаками не машут. Поборники авторских прав еще долго будут поставлять нам новости, но защищать интеллектуальную собственность все труднее и труднее, и рано или поздно им придется признать поражение. Загнать джинна обратно в бутылку - это уже ясно - не выйдет. Пора думать о том, как проживут без копирайта и патентов те отрасли, которые всегда зависели от защиты интеллектуальной собственности. Они, конечно, не пропадут, но их ждут радикальные перемены - и вовсе не обязательно - к лучшему.
Приватность. Удивительным образом идейные борцы с правами на интеллектуальную собственность, твердящие, что information wants to be free, часто оказываются и сторонниками защиты приватности. Проблема в том, что удержать личную информацию в секрете невозможно по тем же самым причинам, которые мешают надежно защитить интеллектуальную собственность от копирования. Прогресс сделал массовую слежку такой дешевой, что теперь она доступна не только государствам, но даже мелким организациям, - и дальше будет только хуже. Впрочем, судя по той готовности, с которой десятки миллионов пользователей "Одноклассников", "Вконтакте" и Facebook распространяют данные о себе, обеспокоит это немногих.
Свободный софт. С тех самых пор, как Эрик Рэймонд написал "Собор и базар" и убедил AOL опубликовать исходники Netscape Communicator, линуксоиды начинают каждый год с обещаний, что уж теперь-то Linux завоюет десктопы и всех победит, а заканчивают признанием, что на сей раз потерпели неудачу. Сообщество открытых исходников попало в замкнутый круг: чтобы догнать Microsoft и прочих соперников, они клонируют проприетарное ПО, разработчики которого, тем временем, делают следующий шаг и снова оказываются впереди. Как ни обидно это слышать сторонникам open source (к которым, вообще говоря, я отношу и себя), наблюдать за этой каруселью, которая не производит ничего нового, надоедает все больше и больше.
Пристрастие к играм и Интернету. Недавно основатель первой в Европе клиники, специализирующейся на лечении пристрастия к компьютерным играм, объявил, что в девяноста процентах случаев, с которыми он сталкивался, о зависимости и речи не идет. Большинство из тех, на кого повесили ярлык "зависимый", проводят за компьютером много меньше времени, чем подавляющее большинство жителей цивилизованного мира - перед экраном телевизора. Единственная разница между этими двумя занятиями - та степень, в которой они одобряются обществом.
Компьютерное подполье. Схема, которой следуют в популярной прессе, когда рассуждают о хакерах, вирусах и компьютерной безопасности вообще, сложилась во времена, когда и вирусы, и хакеры были совсем другими. Изменения, которые произошли в последние годы, так велики, что теперь она уже никуда не годится и только мешает заметить по-настоящему интересные вещи. Видимо, именно этим объясняется почти полное отсутствие заслуживающих внимания публикаций о, скажем, тех же ботнетах.
Этот список, конечно, субъективен, спорен и неполон, но нужно же с чего-то начинать...
Из еженедельника "Компьютерра" № 46