Школа выживания
АрхивКолумнистыВ нынешней непростой ситуации пора критически изучить арсенал предлагаемых рынку товаров и услуг. О том, что это означает на практике, и о других антикризисных мерах рассказывает Сергей Шуняев, президент Rover Computers.
Лучшим итогом уходящего 2008 года для каждой компании станет наличие высокомаржинальных товаров и услуг, пользующихся устойчивым спросом. Сделав на них ставку, можно будет преодолеть кризисный период с относительно небольшими потерями.
Скорее всего, я не буду слишком оригинальным, если скажу, что для нашей компании — как и для других игроков отрасли высоких технологий в России — основным итогом уходящего года стал разразившийся кризис. По сравнению с этим явлением всё прочее отходит на второй план. Хотя, если честно, на первом месте по значимости для меня и нашей компании оказывается все-таки куда более позитивный результат: несмотря ни на что, мы смогли сдержать первый кризисный натиск. Мы остаемся на плаву, а цифры показывают: денежные потери не настолько серьёзны, чтобы говорить о риске невыживания бизнеса. Напротив, мы даже кое-что заработали. Конечно, не столько, сколько планировали.
Кстати, риск "не выплыть" был — так же, как он был и сохраняется у всей российской индустрии информационных технологий — и у рынка персональных компьютеров в частности. Кто-то уже ушел, кто-то находится на грани, кого-то купили...
2005 | 2006 | 2007 | 2008 (прогноз) | 2008 (вероятный сценарий) |
---|---|---|---|---|
13,7 | 16,5 | 22,1 | 27,2 | 28,6 |
Источник: IDC, REAL-IT
Что произошло? Если без лишних слов, то — рынок попросту рухнул. Обвал затронул всех: производителей, дистрибуторов, дилеров. Платежи не идут, склады затоварены... Даже не знаю, какую из превосходных степеней подобрать, — по максимуму. А продавать — некому. Спрос на ПК и на многие компьютерные товары упал на 50%. А то обстоятельство, что спад пришелся на вторую половину года, буквально поставило крест на всем сделанном. Ведь в компьютерной индустрии полугодия неравнозначны: 70% продаж приходится именно на второе.
Для нас, как для производящей компании, кризис начался раньше. Ведь все или почти все комплектующие, которые мы используем при сборке продукции, — иностранного происхождения. Поэтому, когда в России обстановка оставалась еще достаточно спокойной, мы уже ощущали дыхание кризиса.
Для других участников нашей индустрии - дистрибьюторов и реселлеров конечной продукции - тяжелые времена наступили несколько позже. Но повторю: спад затронул всю отрасль. Теперь это даже не рынок. Как хотите, но язык не поворачивается назвать рынком то, что мы сейчас имеем, когда реальный результат на 90% зависит от случая, от финансовой ситуации, от курса валют. Это уже не рынок, а рулетка!
2005 | 2006 | 2007 | 2008 (первое полугодие) |
---|---|---|---|
4,9 | 6,1 | 7,8 | 4,2 |
Источник: IDC
Как компании выпутываются из сложившейся ситуации? Каждый действует по-своему. Например, некоторые из дистрибьюторов вообще заморозили продажи. Слишком уж велик риск неоплаты на стороне партнеров-дилеров. Другие, напротив, раздают товар налево и направо, чуть ли не в убыток себе. Кто из них прав, кто выбрал правильную тактику — покажет время.
Самое неприятное, что никто не может точно сказать, когда наступит "час икс". Как никто не способен аргументированно предсказать, сколько еще продлится этот кризис. Думаю, всем нам следует готовиться к тому, что негативные явления будут ощущаться как минимум до конца следующего квартала. Но может быть, и дольше. Пока продолжается падение, строить гипотезы сложно. Вот когда мы достигнем "дна", можно будет перевести дух и пытаться оценить ожидаемые объемы продаж. Пока же мы, как и все наши коллеги, туго затянули пояса. Никаких эксклюзивных рецептов антикризисной терапии у нас, к сожалению, нет. Как и все — стараемся снижать затраты, сокращаем часть сотрудников и занимаемые площади, оптимизируем все бизнес-процессы.
Сегодня многие дают советы, как правильно выйти из кризиса. Я советов давать не люблю. По крайней мере, если не испытал для начала это средство на себе. Единственное, что я могу посоветовать компаниям вне зависимости от индустрии и рынка - попытайтесь найти свою нишу, сделайте ставку на оригинальный, высокомаржинальный продукт — и всеми силами развивайте его. Именно так мы поступили в свое время, когда диверсифицировали бизнес Rover Computers и помимо ПК стали выпускать портативную электронику — MP3-плееры, коммуникаторы. На поверку оказалось, что мы выбрали правильную стратегию. И именно благодаря ей смогли сегодня выжить.
Да, бороться с западными брендами на рынке персональных компьютеров российскому производителю все труднее. Аналитические данные подтверждают: доля крупнейших мировых вендоров растет год от года. Зато на рынке портативной электроники мы чувствуем себя куда более свободно. Конечно, конкурентов хватает и здесь. Но все они стремятся позиционировать свою продукцию в премиальном сегменте. Мы же предлагаем решение с тем же (или даже лучшим) функционалом, но значительно дешевле. И в итоге — выигрываем.
Сергей Шуняев с ноутбуком Rover
Многие аналитики и компании трубили во все трубы: дескать, в этом году на российском рынке продажи ноутбуков впервые превысили объём реализованных настольных компьютеров. По-своему это, конечно, событие. Но, опираясь на знание рынка, могу утверждать: это временная победа, ставшая следствием стагнации технологий. Люди покупают новый портативный ПК чаще для того, чтобы заменить старый лэптоп. Одна из основных причин такой замены — банальная неустранимая поломка или невозможность замены некоторых комплектующих. С настольным же ПК все проще. Ведь если нужно что-то поменять, вы просто приобретете необходимые комплектующие. А значит, нет никакого смысла бежать в магазин и покупать новый компьютер.
Еще одно маленькое событие для нашего рынка, о котором уже много сказано, — появление субпортативных недорогих ноутбуков, или, как их теперь называют, нетбуков. О преимуществах этого формфактора кричат на каждом углу, однако несмотря на то, что все ведущие производители посчитали необходимым добавить соответствующие модели в свои линейки, в России продажи нетбуков провалились. Ими забиты все магазины, но продажи — нулевые. Это не компьютеры. Это игрушки. А покупать сейчас игрушку за 10 тысяч рублей, наверное, не лучшее время. Думаю, во всем мире ожидания в связи с перспективами нетбуков оказались сильно преувеличенными.
Многие производители персональных компьютеров уже снизили свои прогнозы по объёмам продаж в 2009 году. Для того чтобы замаскировать вызванное кризисом падение продаж, вендоры утверждают, что в первую очередь будут продаваться дешевые модели — нетбуки. Но это лукавство. Да, это хорошее, "правильное" устройство, у него есть своя ниша. Но взрывных продаж не будет.
Так вот, накануне Нового года я советую каждому предпринимателю отыскать в своем арсенале товар или услугу, которые — в отличие от нетбуков на нашем рынке — действительно оправдали бы возлагаемые на них надежды. Качественный продукт, удовлетворяющий реальный спрос и обеспечивающий достойную прибыль, — вот то, что нужно сегодня каждой компании, каждому бизнесмену.