Поиск под себя
АрхивСтатьиКомпания Google предлагает пользователям самостоятельно управлять результатами поиска по тому или иному запросу, а также комментировать их. Комментарии будут доступны всем, а настроенный поиск - лишь его создателю.
Компания Google недавно объявила о запуске нового вида интернет-поиска, который носит название википоиск или настраиваемый поиск. Суть данного метода состоит в том, что пользователи имеют возможность самостоятельно влиять на ранжирование результатов, предоставленных им поисковой машиной. К примеру, с помощью специальных маркеров можно перемещать результаты на более высокие или более низкие позиции, а также вовсе удалять их, если они не содержат никакой полезной информации. Можно также и добавлять результаты по собственному усмотрению. В дальнейшем, если пользователь заново будет вводить тот же самый поисковый запрос в Google, он увидит их в том же самом порядке, в каком сам и настроил. Разумеется, другим пользователям такой результат выдачи будет недоступен, поэтому они могут самостоятельно настроить результаты поиска или же воспользоваться вариантом по умолчанию. Еще одна интересная функция википоиска - возможность добавления комментариев к поисковым результатам. Причем, комментарии, добавленные одним пользователем, будут доступны и всем остальным - на специальной странице. Пока возможность пользоваться википоиском доступна лишь в англоязычном интерфейсе Google, однако, как заверяют представители компании, сейчас идет активная работа над локализацией, так что появление русской версии также не за горами.
Итак, википоиск может быть интересен тем, кто работает над какими-то определенными темами и регулярно ищет по ним информацию в Сети. Идея отнюдь не нова. Фактически, она аналогична старым добрым закладкам и пометкам, которые люди оставляли в энциклопедиях и прочей справочной литературе. И все же - насколько важной и перспективной может быть данная технология, изменит ли она всю индустрию интернет-поиска или же станет одним из ее ответвлений? "Предсказать то, как будет развиваться поиск, достаточно сложно, но для нас очевидно то, что персонализация очень важна для пользователей, и мы уверены, что ее роль в будущем будет только расти", - комментирует Инесса Погоржельская, менеджер по связям с общественностью российского представительства Google.
"Это далеко не первый шаг такого рода среди "больших" поисковиков. И Yahoo, и Microsoft уже делали нечто подобное. Скажем, у Microsoft можно "программировать" и настраивать поисковые запросы и обмениваться ими с другими пользователями, - поясняет Игорь Ашманов, генеральный директор компании "Ашманов и партнеры", - то есть подходы к социальному поиску делаются уже давно, но пока нет успешных примеров, кроме сервисов закладок типа Delicious, которые к поиску имеют очень косвенное отношение и аудиторию охватывают на порядок-два меньше". При этом Игорь Ашманов признал, что все попытки персонализации поисковиков, осуществлявшиеся на протяжении последних десяти лет, по сути, провалились. "Причина тут простая - что-либо настраивают на сайте (или в браузере, в операционной системе, неважно) только 1-3 процента пользователей. Остальные не парятся и пользуются начальными установками", - говорит он. По мнению Игоря Ашманова, возможность показа результатов настраиваемого поиска только одному пользователю, а не всем - жизненная необходимость, так как в противном случае википоиск мог бы стать отличной мишенью для поисковых спамеров.
Директор по маркетингу компании Mail.ru Анна Артамонова также не считает, что википоиск может стать массовым инструментом. "Нет уверенности в том, что "кастомизация" поиска в соответствии со своими предпочтениями привлечет широкие массы пользователей. Вполне возможно, дело ограничится тем, что некоторые просто сделают с помощью этого инструмента из поисковой выдачи по удобным для себя запросам своеобразные наборы закладок на понравившиеся ресурсы, - отмечает Анна, - но когда будет собран достаточно полный и объемный материал по результатам пользовательских оценок поисковой выдачи, можно будет провести его анализ, на основании которого, теоретически, можно выявить новые формы ранжирования".
Пожалуй, единственным серьезным конкурентом Google в России является компания "Яндекс". Ее специалисты также пристально изучают пользовательские предпочтения в работе с поисковым результатами, однако они используют для этого несколько другие методы. "Мы даем пользователям возможность высказать мнение о нашем поиске и веб-страницах. Например, в "Яндекс.Баре" есть кнопка "Это спам". Поэтому правильней говорить не об интересности для "Яндекса" конкретной "технологии" (в описанном нововведении роль технологии невелика), а о поиске новых источников данных, которые несут полезный сигнал об уместности страницы для запроса или ее статическом качестве. Их мы ищем постоянно", - говорит Александр Садовский, руководитель отдела веб-поиска компании "Яндекс". По его словам, для пользователей возможность редактирования результатов поиска по запросу вряд ли будет очень полезной, так как среднестатистический пользователь редко делает одни и те же запросы много раз. "Скорее, википоиск дает возможность высказать эмоциональное отношение и "поблагодарить" или "поругать" таким образом поиск. Вряд ли этот сервис сам по себе повлияет на привычки пользователей и окажет влияние на индустрию", - отмечает Александр Садовский.