Крэкберри
АрхивСтатьиПока мир радуется появлению в продаже BlackBerry Storm, в России все спокойно - несмотря на наличие официальных разрешении, коммерческий успех платформы в нашей стране скромен, а о частных пользователях никто вообще не заикается.
Мир коммуникаторов опять переживает очередной фестиваль. В июле все внимание было отдано iPhone, октябрь стал месяцем Nokia и новой платформы Symbian S60 Taco, а вот ноябрь посвятили BlackBerry, да не простому, а новому Storm, ранее также известному под именем Thunder. Представленный 14-го числа в британской сети Vodafone, а 21-го - в американской Verizon, аппарат переворачивает представления об изделиях RIM (канадская компания-производитель BlackBerry). Если до этого отличительной чертой любого BlackBerry была QWERTY-клавиатура, то теперь вместо нее - тач-скрин с обратной отдачей. Предполагается, что такой способ (к которому стремятся, кажется, все производители смартфонов) более естественен, однако тесты показывают, что Storm выпущен на рынок с недоработками в прошивке, благодаря которым по скорости набора текста он пока уступает традиционным клавиатурным моделям компании.
BlackBerry Storm собственной персоной
И все же, несмотря на недоработки, в Storm реализовано много интересных фич. Например, в основе модели лежит чипсет Qualcomm GOBI, позволяющий аппарату работать как в сетях CDMA на частотах 850 и 1900 МГц, так и в сетях UMTS-2100, а кроме того - в любых сетях GSM диапазонов 850, 900, 1800 и 1900 МГц. Это сделало возможным одновременный запуск коммуникатора в сетях британского Vodafone и американского Verizon (заметим - последний работает именно в стандарте CDMA и наполовину контролируется именно Vodafone). Таким образом, получаем на выходе так называемый WorldPhone, то есть аппарат, действительно работающий повсеместно.
Коммуникационная плата Storm с двумя радиомодулями
Какова бы ни была стабильность нынешней версии прошивки Storm, ясно одно - это переломный для компании аппарат, способный наконец всерьез привлечь к RIM массового, некорпоративного клиента. Такой же переломный, как iPhone 3G для Apple, как 5800 XpressMusic для Nokia. С одним отличием - последние два у нас в итоге появились, причем вполне официально. По поводу Storm же совершенно непонятно, ни сколь долго его придется ждать, ни как дальше будет развиваться рынок BlackBerry в России, ни - "что вообще у нас на заводе происходит".
Некоторое время назад, на волне всеобщего рыночного оптимизма и стремления наших операторов к соответствию высоким западным стандартам обслуживания корпоративных клиентов в головы менеджеров Большой Тройки пришла благая мысль притащить в Россию BlackBerry. Мысль эта пришла им в головы еще в 2005 году, а какие-то активные действия начались только в 2007 году. Вопрос - куда делись два года? Ответ традиционен для российской связи - ушли на утряску вопроса и согласования с госорганами, в основном с ФСБ.
Для тех, кто не в курсе этой истории (а о ней тогда писали даже центральные газеты), проведу краткий экскурс. Итак, начнем со схемы работы системы BlackBerry. Если на почтовый сервер компании (Exchange, Lotus Domino и т.п.) поступает письмо на имя абонента Blackberry или любая другая информация, которую нужно передать в карманное устройство сотрудника, то она подхватывается специальным BES (BlackBerry Enterprise Server), который зашифровывает ее по разработанному RIM алгоритму, после чего она передается в специальный центр RIM, так называемый NOC (Network Operations Center), откуда через провайдера сотовой связи данные отправляются на конечное устройство. Конечно, все это происходит в считанные мгновения, что и позволяет не чувствовать себя оторванным от любимой работы вдали от офиса.
Нашим доблестным Штирлицам не понравилась, собственно, одна-единственная мелочь. RIM наотрез отказалась предоставить ФСБ ключи доступа, которые бы позволили последней успешно бороться с терроризмом в среде белых воротничков - преуспевающих менеджеров крупных компаний, которые и составляют основную массу пользователей BlackBerry. Разрешилось все в итоге довольно просто: "таможня дала добро" на том условии, что сервера BES будут стоять не у клиентов, а у операторов, и к ним будут иметь доступ "те, кому положено". В итоге после некоторого времени опытной эксплуатации под строгим присмотром серьезных людей в штатском двум решившимся операторам - МТС и "Билайну" - было разрешено ввезти в Россию в общей сложности 16 тысяч коммуникаторов (по данным "Коммерсантъ") - капля в море, демонстрирующая, что вся "Операция "Импорт Ежевики" - явление чисто статусное, никакого отношения к действительному полномасштабному приходу марки в Россию не имеющее.
Конечно, и эти 16 тысяч устройств нашли своего потребителя - многие компании рады были сократить свои расходы на роуминг за счет замены британских Vodafone’овских BlackBerry на местные - так поступили, например, в British American Tobacco Россия. Другие компании (например, местное представительство AMD) так и продолжают сидеть в роуминге, объясняя, что их "и так все устраивает". Прояснить ситуацию, уточнить планы развития и сроки появления новых моделей я решил, обратившись за комментариями непосредственно к представителям операторов.
Ирина Осадчая, пресс-секретарь МТС, дала "КТ-Онлайн" небольшое интервью:
- Продажи BlackBerry идут очень хорошо и полностью соответствуют нашим планам, как в России, так и на Украине, где сервис работает уже больше года. В России сейчас подключены несколько десятков корпораций, среди них - Уралсиб, Русский Стандарт, Росно. Существует значительный отложенный спрос, мы его удовлетворяем по мере поставок терминалов. На Украине, где BB мы запустили в октябре прошлого года, у нас порядка 150 корпоративных клиентов. Услуга BB для частных пользователей (BIS-BlackBerry Internet Solution) запущена в июне, подключения идут хорошо, в соответствии с нашими ожиданиями (мы понимаем, что это нишевый продукт для частных пользователей, один среди многих в ряду коммуникаторов).
- Что мешает более интенсивному распространению BlackBerry в России и почему, по мнению МТС, так много корпоративных клиентов пользуется британскими Vodafone BlackBerry в роуминге вместо российских?
- Еще раз обращу внимание на то, что продажи сервиса BlackBerry соответствуют нашим планам. По нашему мнению, число компаний, которые до появления сервиса в России пользовались сервисом в роуминге и продолжают им пользоваться, сокращается. Использование такого сервиса может быть связано с тем, что исторически почтовый сервер у мультинациональной компании может быть размещен за границей (с подключением через зарубежного оператора, к примеру, через Vodafone), и в случае, если аппарат используется только для передачи данных, мультинациональные компании могут не отказываться от использования сервиса в роуминге.
- Как, по-вашему, повлияли особые условия, поставленные ФСБ, на продажи и эксплуатацию BlackBerry в России?
- Схема предоставления сервиса BlackBerry в России НИЧЕМ не отличается от общепринятой. Мы также предоставляем сервис хостинга BES-сервера, при котором корпоративному клиенту нет необходимости держать сервер у себя и нести затраты на ИТ-структуру и размещение почтового сервера.
- Собирается ли МТС порадовать абонентов свежими моделями коммуникаторов RIM, и если да, то как скоро?
- Сейчас в модельном ряду МТС - 3 вида устройств: BlackBerry 8700g, 8800, 8310 Curve. В планах - Bold, также ведем переговоры о возможности поставок BlackBerry Storm.
Елизавета Фетисова, ведущий менеджер по связям с общественностью корпоративного отдела "Билайн", прокомментировала ситуацию так:
- 2008 год стал для нас годом активного практического изучения всех возможностей сервиса BlackBerry вместе с нашими корпоративными клиентами. В настоящее время сервисом BlackBerry от "Билайн" пользуются более 20-ти компаний. Это крупные российские и транснациональные корпорации, которые хорошо известны многим. Причем часть из них (например, British American Tobacco) ранее использовали сервис в роуминге, но приняли решение перейти на российскую версию услуги, чтобы сократить затраты. BlackBerry - это продукт из категории must have. Это продукт, который необходимо иметь в своем "портфолио", если работаешь на бизнес-рынке. BlackBerry для оператора - это не только вопрос престижа, но и определенный финансовый эффект, хотя в масштабах нашего бизнеса он не будет существенным. Сдерживающим фактором для активного распространения этого сервиса среди корпораций в России стало то, что в течение года сервис находился в опытно-промышленной эксплуатации, которая подразумевает невозможность продажи самих аппаратов клиенту. Также мы не пользовались возможностями рекламных коммуникаций. Кроме того, в России предлагается услуга только для корпоративного рынка. В других странах есть не только решение для корпораций, но и для частных лиц. Все это сказалось на уровне распространения. Несмотря на ограничения, мы уже в 2008 году расширили модельную линейку аппаратов (в частности, предложили модель 8800) и продолжаем работать над этим дальше. Уже в первом квартале следующего года планируем предложить нашим корпоративным клиентам модели 8310 (Curve) и Bold.
"Мегафон", видимо, на правах не-участника забега, от комментариев официально отказался. Впрочем, мне удалось неофициальным образом побеседовать с источником, близким к руководству компании. Общий смысл сказанного им сводился к тому, что в портфеле компании уже есть услуги, дающие те же преимущества, что и BlackBerry, но реализованные на куда более привычных российскому пользователю платформах. Клиентов, желающих приобрести BlackBerry только потому, что это BlackBerry, по его словам, "недостаточно, чтобы вообще имело смысл за это браться". Что же касается фактора ФСБ, добавил он, то СОРМ еще никто не отменял, да и вообще - когда захотят, найдут способы прочитать, и никаким шифрованием спецслужбы не остановишь. В целом соглашаясь с этими рассуждениями, я лишь могу добавить, что больших поводов для оптимизма у RIM в России, кажется, нет.