Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Социально-опасная тема

АрхивСтатьи
автор : Марина Пелепец   18.11.2008

Мы продолжаем исследовать влияние возможного повышения единого социального налога (ЕСН) на отечественный IT-рынок. Западные компании не беспокоятся, дистрибуторов больше волнует кризис, а некоторые IT-шники предпочли отмолчаться.

Многие компании-разработчики ПО уже выступили против планов российского правительства по повышению единого социального налога. Мы попросили их коллег из западных компаний, а также ряд других представителей ИТ-индустрии, рассказать, как, по их мнению, изменение ЕСН повлияет на их бизнес и на всю отрасль.

"Для компаний, в структуре издержек которых существенная доля приходится на персонал, повышение ЕСН выступит явно негативным фактором. По разным компаниям издержки могут вырасти на 8-15%, что, конечно, отразится на глобальной конкурентоспособности их продукции. Другое последствие – снижение рентабельности сделает данный бизнес менее привлекательным для инвесторов, затруднит привлечение заемных ресурсов", – говорит Татьяна Менькова, аналитик инвестиционной компании "Финам".

По словам Александра Лысковского, президента Alawar Entertainment и председателя ассоциации ISDEF (Форум независимых разработчиков программного обеспечения), повышение ЕСН сильнее всего ударит по разработчикам, выполняющим аутсорсинговые заказы и конкурирующим с командами из Китая и Индии, где правительство предоставляет ИТ-компаниям массу налоговых льгот. Тем, кто производит и продает готовые программные продукты, тоже придется непросто, им придется повышать цены на ПО или сокращать издержки. Об этих же проблемах говорит Анна Александрова, директор по маркетингу компании ESET: "В первом случае компании грозит снижение рентабельности, во втором - расставание с квалифицированными кадрами. Переложить на плечи потребителя издержки, возникшие в связи с пересмотром ставки ЕСН, не получится – рынок чувствителен к повышению цен. В этих условиях больше всего пострадают компании-разработчики с большим штатом высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов".


Александр Лысковский, Alawar Entertainment

Для Alawar повышение ЕСН не представляется значительным – компания занимается издательством и дистрибуцией, продвигая готовые игры, а зарплата составляет всего 20% расходов. Повышение налогов рассчитывают компенсировать уменьшением маркетингового бюджета – цены на рекламу во время кризиса снижаются. Но разработчикам игр, с которыми сотрудничает Alawar, придется непросто: "Бюджеты на разработку игр с каждым годом увеличиваются, что продиктовано необходимостью повышать качество проектов. Для этого требуется привлекать все более дорогостоящих специалистов и тратить на работу больше времени. Повышение ставки ЕСН в этом случае осложнит жизнь студий, ведь доход они получат только после выхода игры, а налог придется платить уже сейчас. Со своей стороны, мы планируем поддерживать команды разработчиков, и, в случае повышения ставки ЕСН, постараться помочь студиям, с которыми нас связывают долгосрочные отношения", – говорит господин Лысковский.

Западные софтверные компании не привязаны к российским разработчикам и, следовательно, не так зависимы от налогового законодательства. "Повышение ЕСН не может изменить наши планы на ведение бизнеса в России. Поскольку мы давно работаем на мировом рынке, мы привыкли предлагать своим пользователям и партнерам конкурентоспособные решения и качественное исполнение в каждом сегменте рынка, где присутствует компания. Поэтому говорить о том, что нам, как софтверной компании, жизненно важны особые условия работы, не очень корректно. Повышение ЕСН может заставить нас принять ряд мер по оптимизации процессов, но все они будут проведены в рабочем порядке и никак не повлияют на вектор нашего развития", – говорит Дмитрий Бехтерев, директор по развитию бизнеса Paragon Software.

Схожей точки зрения придерживается ESET: "В нашей компании изменение ставки ЕСН вряд ли способно вызвать корректировку бизнес-целей", – добавляет Анна Александрова.

Владимир Разуваев, директор по правовому обеспечению компании Softline, отмечает несогласованность российской налоговой политики: "С одной стороны, с 1 января 2008 года посредством внесения изменений в налоговое законодательство было облегчено бремя ИТ-компаний (к примеру, при передаче прав на использование программ для ЭВМ по лицензионным договорам отсутствует обложение налогом на добавленную стоимость), с другой стороны – планы по повышению ставки ЕСН. Полагаю, что в случае ЕСН необходимо делать исключения в виде сфер экономики, на которые повышение ставки не будет распространяться. В целом и общем, влияние повышения ставки ЕСН на ИТ-отрасль, безусловно, будет иметь место, поскольку увеличится себестоимость продукции (программ для ЭВМ). В результате произойдут изменения в стоимости программ для ЭВМ на рынке вообще".

"В это непростое время повышение ЕСН, конечно, повлияет на положение дел на софтверном рынке, т.к. одна из основных статей расходов компаний-разработчиков – это заработная плата. На нас это повлияет в меньшей степени, а вот программы, которые и так будут покупать меньше, могут подорожать, – говорит Феликс Мучник, генеральный директор компании "Софткей". – Вообще, для инновационных отраслей, а разработка ПО, конечно, к ним относится, надо бы объявить налоговые каникулы на пару лет. Это один из немногих способов стимулировать эти отрасли".

Василий Филиппов, директор по производственным операциям Spb Software House, спокоен за свою компанию – она свободна от кредитов, инвестирования, а расширение штата не требуется. Андрей Ларин, генеральный директор компании "Микротест", смотрит на происходящее довольно оптимистично и рассчитывает, что повышение ЕСН будет скомпенсировано одновременным снижением НДС. Но и они признают, что повышение налогов может увеличить стоимость разработки программного обеспечения и замедлить рост ИТ-индустрии.

ИТ-компании, не связанные с разработкой или продажей ПО, больше обеспокоены продолжающимся кризисом. "Влияние на отрасль будет оказано достаточно серьезное. Хотя больше повлияет, конечно, финансовый кризис. Компании, которые в условиях кризиса решат экономить, в первую очередь будут урезать ИТ-бюджеты, – считает Михаил Визгин, финансовый директор "Информзащиты". "Определенная корректировка может быть, но планы развития компании менять мы не собираемся. Плановое повышение заработных плат было проведено в 2008 году. В 2009 году, скорей всего, заработные платы сотрудников расти не будут, но и уменьшать мы их не планируем", – добавляет он.

Андрей Голышкин, вице-президент дистрибуторской компании OCS, предлагает сосредоточиться на настоящем: "Так как изменения в области формирования ЕСН планируются на 2010 год, то пока рано говорить том, как это отразится на планах именно нашей компании. Пока и бизнес, и правительства многих стран думают о том, как скоро мы все достигнем дна кризиса и когда начнется процесс подъема. Такими далекими перспективами сейчас мало кто оперирует. В 2010 году все может наладиться, а может быть и очень плохо. Ситуация меняется стремительно. Планы развития компании в своем костяке остаются прежними, но некоторые детали меняются в связи с обстановкой. Точно сказать ничего нельзя. Оперировать планами на год тоже нельзя".


Андрей Голышкин, OCS

По мнению "Финам", государство понимает возможные последствия реформы ЕСН для ИТ-отрасли, и компании могут рассчитывать на увеличенный переходный период и дополнительные льготы. Андрей Голышкин тоже считает государственную поддержку необходимой: "На мой взгляд, в тех условиях, в которых весь мир сейчас оказался, государственным мужам надо думать о том, как создавать условия для выживания компаний, особенно небольших. Надо снижать НДС, ЕСН, надо каким-то образом заставить работать финансовую систему, у нее начинается тромбоз, а это может привести к необратимым последствиям. Надо, наконец, тучи немного раздвинуть над реальным сектором - не могут предприятия, бизнес вечно развиваться вопреки всем экспериментам. И не забывать, что это – рабочие места, семьи сотрудников".

На встрече с правлением Торгово-промышленной палаты Дмитрий Медведев посетовал, что в сфере высоких технологий почти ничего не сделано, деньги, выделенные на их развитие, не осваиваются, и прорыва в инновационных отраслях не происходит. Сменятся ли разговоры о нанотехнологиях налоговыми льготами для ИТ-компаний – неясно.

Феликс Мучник, Softkey: В это непростое время повышение ЕСН, конечно, повлияет на положение дел на софтверном рынке, т.к. одна из основных статей расходов компаний-разработчиков – это заработная плата. На нас это повлияет в меньшей степени, а вот программы, которые и так будут покупать меньше, могут подорожать. Вообще, для инновационных отраслей, а разработка ПО, конечно, к ним относится, надо бы объявить налоговые каникулы на пару лет. Это один из немногих способов стимулировать эти отрасли.

Татьяна Менькова, "ФИНАМ": Для компаний, в структуре издержек которых существенная доля приходится на персонал, повышение ЕСН выступит явно негативным фактором. По разным компаниям, издержки могут вырасти на 8-15%, что, конечно, отразится на глобальной конкурентоспособности их продукции. Другое последствие – снижение рентабельности сделает данный бизнес менее привлекательным для инвесторов, затруднит привлечение заемных ресурсов.
Однако, это пессимистичный прогноз. Государство хорошо понимает возможное влияние реформы ЕСН на ИТ-отрасль. Скорее всего, она сможет рассчитывать на продленный переходный период, а также на получение каких-то дополнительных льгот, которые хотя бы частично компенсируют потери из-за изменения системы социального налогообложения.

Дмитрий Бехтерев, Paragon Software: Влияние повышения ЕСН на отрасль безусловно является отрицательным фактором. Рост фонда оплаты труда повлечет рост себестоимости продукта, что, в свою очередь, приведет к снижению эффективности бизнеса в целом. Для ряда компаний последствия могут быть достаточно серьезными. Тем не менее, несмотря на заявления некоторых участников рынка о возможном прекращении бизнеса в России, не думаю, что последствия будут столь драматичными.
Повышение ЕСН не может изменить наши планы на ведение бизнеса в России. Поскольку мы давно работаем на мировом рынке, мы привыкли предлагать своим пользователям и партнерам конкурентоспособные решения и качественное исполнение в каждом сегменте рынка, где присутствует компания. Поэтому говорить о том, что нам, как софтверной компании, жизненно важны особые условия работы, не очень корректно. Повышение ЕСН может заставить нас предпринять ряд мер по оптимизации процессов, но все они будут проведены в рабочем порядке и никак не повлияют на вектор нашего развития.

Анна Александрова, ESET: Повышение ставки ЕСН, скорее всего, негативно скажется на бизнесе российских производителей ИТ-решений, но никак не на развитии отрасли в целом. Дело в том, что у этих компаний расходы на персонал значительны, и представляют собой, по сути, инвестирование в разработку новых продуктов. Компании могут либо сохранить финансирование инвестиционных проектов в полном объеме в расчете на скорую прибыль, либо минимизировать расходы на персонал, «закрепившись» на достигнутых высотах.
Однако оба варианта не лишены недостатков. В первом случае компании грозит снижение рентабельности, во втором - расставание с квалифицированными кадрами. Переложить на плечи потребителя издержки, возникшие в связи с пересмотром ставки ЕСН, не получится – рынок чувствителен к повышению цен. В этих условиях больше всего пострадают компании-разработчики с большим штатом высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов.
В то же время западные вендоры, у которых центры разработки находятся за границей, менее зависимы от изменений в налоговом законодательстве. В частности, в нашей компании изменение ставки ЕСН вряд ли способно вызвать корректировку бизнес-целей.

Владимир Разуваев, Softline: Вопросы, связанные с налогообложением, всегда были одними из самых сложных, и принятие решений о повышении либо понижении ставок конкретных налогов требует серьёзного экономического анализа.
Если говорить о том, насколько серьёзным может быть влияние повышения ставки ЕСН на IT-отрасль, то мне в этой связи хотелось бы отметить некоторую несогласованность: с одной стороны, с 1 января 2008 года посредством внесения изменений в налоговое законодательство было облегчено бремя IT-компаний (к примеру, при передаче прав на использование программ для ЭВМ по лицензионным договорам отсутствует обложение налогом на добавленную стоимость), с другой стороны – планы по повышению ставки ЕСН. Полагаю, что в случае повышения ставки ЕСН необходимо делать исключения в виде сфер экономики, на которые это повышение ставки не будет распространяться.
В целом и общем, влияние повышения ставки ЕСН на IT-отрасль, безусловно, будет, поскольку увеличится себестоимость продукции (программ для ЭВМ). В результате этого увеличения произойдут изменения в стоимости программ для ЭВМ на рынке вообще.

Александр Лысковский, Alawar Entertainment: Для российских компаний, которые используют "индийскую" модель развития - выполнение заказов на условиях аутсорсинга – повышение ставки ЕСН может быть весьма болезненным, поскольку это приведет к увеличению себестоимости продукции и снижению маржинальной дельты между внешней и внутренней ценой заказа. Так как ценообразованием занимается заказчик, такие компании могут упереться в потолок рентабельности и уйти с рынка, не выдержав конкуренции с аналогичными командами из Китая, Индии и других стран с протекционистской политикой в отношении IT-сферы.
Для тех же, кто работает по "израильской" модели, то есть самостоятельно разрабатывает и продает программное обеспечение, увеличение ставки ЕСН станет еще одной неприятностью, с которой нужно будет мириться. Кто-то поднимет цену продукции, кто-то урежет статьи расходов, кто-то пойдет на сокращение персонала. В любом случае – рынок тиражного ПО в России уже состоялся, а компании, работающие в этой сфере, вряд ли закроются с увеличением ЕСН. Но работать в условиях, когда единственным способом пополнения государственного бюджета является увеличение налогов, конечно, будет сложно.
Как председатель ассоциации ISDEF, которая объединяет разработчиков тиражного ПО, я вхожу в правление ассоциации РУССОФТ, отстаивающей интересы IT-бизнеса на правительственном уровне, и могу заявить, что мы внимательно следим за происходящими изменениями и надеемся на положительный исход данной ситуации для всех компаний IT-сектора.
Основными направлениями деятельности компании Alawar являются издательство и дистрибуция казуальных игр, то есть мы работаем с уже готовым программным продуктом. Основные наши затраты – это маркетинг, реклама и продвижение игр. Зарплатная часть составляет всего около 20% расходов, поэтому увеличение ставки ЕСН нам не страшно. Вдобавок, в результате финансового кризиса значительно сократились расценки на рекламу, и мы сможем компенсировать расходы по ЕСН за счет экономии на маркетинговом направлении.
Сложнее придется разработчикам: бюджеты на разработку игр с каждым годом увеличиваются, что продиктовано необходимостью повышать качество проектов. Для этого требуется привлекать все более дорогостоящих специалистов и тратить на работу больше времени. Повышение ставки ЕСН в этом случае осложнит жизнь студий, ведь доход они получат только после выхода игры, а налог придется платить уже сейчас. Со своей стороны, мы планируем поддерживать команды разработчиков, и, в случае повышения ставки ЕСН, постараться помочь студиям, с которыми нас связывают долгосрочные отношения.

Василий Филиппов, Spb Software House: Безусловно, чем ниже налоги – тем проще работать. Не думаю, что какой-либо бизнес, положа руку на сердце, будет в состоянии приветствовать повышение ставок. Однако, Spb - в отличие от большинства российских коллег по индустрии - продуктовая, а не сервисная компания. Потому для нас «оборот» и «количество сотрудников» – не столь жестко сцепленные понятия. Продуктовики в состоянии расти и без значительного роста штата, чего не скажешь о компаниях, предоставляющих услуги по разработке или внедрению. Потому, изменять планы на 2009 год мы не собираемся, тем более что полностью независимы от кредитов и инвестирования.  Хотя для российской IT-индустрии в целом, повышение ЕСН может здорово повлиять на планы и бюджеты 2009 года.

Андрей Голышкин, OCS (холдинг НКК): Пока нет проектов документов о данном решении, невозможно давать конкретные комментарии. Поэтому рассуждать можно из общих соображений. Однозначно можно сказать, что на компании всех секторов экономики новый размер ЕСН ляжет дополнительным бременем. Налоговая нагрузка однозначно увеличится. Особенно сильно это ударит по тем компаниям, которые занимаются программированием, консалтингом, т.к. именно в себестоимости их продукции доля ФОП наибольшая. Понятно, что такие идеи противоречат призывам прежнего президента строить информационное общество, инновационную экономику, электронное государство, увеличивать экспорт ИТ. На мой взгляд, в тех условиях, в которых весь мир сейчас оказался, государственным мужам надо думать о том, как создавать условия для выживания компаний, особенно небольших. Надо снижать НДС, ЕСН, надо каким-то образом заставить работать финансовую систему, у нее начинается тромбоз, а это может привести к необратимым последствиям. Надо, наконец, тучи немного раздвинуть над реальном сектором - не могут предприятия, бизнес вечно развиваться вопреки всем экспериментам. И не забывать, что это - рабочие места, семьи сотрудников.
Т.к. изменение в области формирования ЕСН планируются на 2010 год, то пока рано говорить о том, как это отразится на планах именно нашей компании. Пока и бизнес, и правительства многих стран думают о том, как скоро мы все достигнем дна кризиса и когда начнется процесс подъема. Такими далекими перспективами сейчас мало кто оперирует. В 2010 году все может наладиться, а может быть и очень плохо. Ситуация меняется стремительно. Планы развития компании в своем костяке остаются прежними, но некоторые детали меняются в связи с обстановкой. Точно сказать ничего нельзя. Оперировать планами на год тоже нельзя.

Андрей Ларин, "Микротест": Безусловно, повышение ЕСН может повлиять на стоимость ИТ-проектов, связанных с консалтингом, разработкой программного обеспечения и созданием бизнес-приложений. Это может отразиться на динамике роста в ИТ-индустрии, которая наблюдалась в предыдущие годы. Но, скорее всего, существенных изменений в ИТ-отрасли не произойдет. Это связанно с тем, что одновременно с планами по повышению ЕСН существуют предложения по снижению НДС, а в случае принятия обеих поправок одно сможет компенсировать другое.
В настоящий момент мы не столкнулись с необходимостью изменения наших планов по развитию бизнеса.

Михаил Визгин, "Информзащита": Влияние на отрасль будет оказано достаточно серьезное. Хотя больше повлияет, конечно, финансовый кризис. Компании, которые в условиях кризиса решат экономить, в первую очередь будут урезать IT-бюджеты.
Определенная корректировка может быть, но планы развития компании менять мы не собираемся. Плановое повышение заработных плат было проведено в 2008 году. В 2009 году, скорее всего, заработные платы сотрудников расти не будут, но и уменьшать мы их не планируем.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.