Кризис и ИТ. Ситуация в России
АрхивСтатьиДабы прояснить ситуацию вокруг российских ИТ-компаний, бьющихся за жизнь и доходы в условиях мирового финансового кризиса, мы обратились за комментариями в представительство консалтинговой компании J’Son & Partners.
Мировой финансовый кризис сегодня широко обсуждается практически со всех сторон и на всех уровнях, однако найти в Сети какие-либо данные о влиянии этого ужасающего явления на отечественные ИТ-компании не так уж и просто. Посему, дабы прояснить ситуацию, мы обратились за комментариями в российское представительство консалтинговой компании J’Son & Partners.
Рассказать о происходящем в ИТ-сфере согласился эксперт J&P Сергей Ермилов. По словам специалиста, для того, чтобы должным образом разобраться в проблемах и особенностях существования ИТ-компаний в кризисный период, следует правильно разделять их специфику; Сергей выделил четыре типа компаний: системные интеграторы (СИ), разработчики программного обеспечения, сборщики и производители компьютерного "железа", а также интернет-компании.
В случае СИ в кризисный период усилится роль государства, потому как именно оно является одним из ключевых заказчиков крупных и очень крупных проектов. Следовательно, ужесточится борьба за победу в государственных тендерах, а вот доля финансового и банковского сектора в структуре доходов СИ сократится – ведь эти отрасли пострадают от кризиса больше других. Выходом для системных интеграторов является удержание старых клиентов и предложение новых услуг. Кроме того, СИ стоит делать упор на аутсорсинг как средство сокращения издержек.
Что касается рынка ПО, то кризис негативным образом скажется на компаниях, занимающихся оффшорным (читайте – удаленным) программированием. Дело в том, что ключевые заказчики программного обеспечения, находящиеся, как правило, в США, Канаде или Европе, также испытывают на себе последствия кризиса и начнут сокращать объемы заказов. С другой стороны, эти же компании-заказчики, стремясь снизить издержки, будут пытаться сделать это именно за счет аутсорсинга. А это означает, что данный сегмент рынка ждет сокращение темпов роста (которые, кстати, являлись самыми впечатляющими на фоне других сегментов ИТ-рынка), но не стагнация.
По предположению Сергея, у ситуации вокруг отечественных производителей ПК есть два возможных варианта развития. Не исключено, что позиции таких компаний, как Depo Computers, Kraftway, Aquarius и некоторых других, могут даже укрепиться за счет переживания последствий кризиса глобальными корпорациями вроде IBM, Hewlett-Packard или Dell. С другой стороны, без должной поддержки со стороны родительских холдингов, российские компании могут откатиться назад на фоне все тех же мировых брендов. И дело здесь еще и в том, что отечественные производители сильнее зависят от азиатских поставщиков, чем их конкуренты из Европы и США.
Инвесторы десять раз подумают, прежде чем вкладывать деньги в рискованные интернет-проекты на фоне нынешней экономической ситуации. А значит, вероятнее всего, новых широкомасштабных проектов в ближайшее время ждать не стоит – за внимание пользователей будут бороться уже существующие сервисы. Что же касается ситуации на отечественном рынке интернет-рекламы, то финансовое положение заставляет рекламодателей осваивать текущие бюджеты менее расточительно и планировать сокращение рекламных бюджетов на 2009 год.
Что это значит? С одной стороны – это недополучение прибыли компаниями, предоставляющими площадки в Интернете, что в конечном итоге ведет к сокращению темпов развития рынка. Компании вынуждены больше внимания уделять поддержанию бизнеса, нежели его развитию.
С другой же, рекламодатели вынуждены более тщательно выбирать пути продвижения товаров и услуг, поэтому больше внимания уделяют интернет-рекламе (в сравнении с рекламой на ТВ, радио, а также наружной и печатной), так как она измерима и лучше таргетирована (в большей степени относится к контекстной рекламе, нежели к баннерной).
Отсюда закономерный итог: в целом темпы роста рынка рекламы сократятся (в особенности дорогостоящей видеорекламы). Это, пусть и в меньшей степени, коснется и рынка интернет-рекламы. На нем больше всего пострадает медийный сегмент – он дороже, хуже поддается подсчетам и таргетингу. Тенденцию, характерную для рынка в целом, наглядно демонстрирует компания Рамблер, опубликовавшая отчет по итогам третьего квартала, где налицо сокращение доходов от рекламы, в особенности баннерной.
Остается добавить, что, по прогнозам компании Rambler, доля онлайновой рекламы продолжит расти несмотря на резкое снижение рекламных бюджетов. В настоящее время в России эта доля составляет 3-4%, тогда как на развитых интернет-рынках она достигает 10-15%. Кроме того, Rambler ожидает снижения затрат компаний на рекламу в России во всех секторах, причем замедление роста рекламного сектора продлится весь следующий год.
С финансовым отчетом компании Rambler Media за девять месяцев текущего года можно ознакомиться здесь.