Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Отрицательный заряд

АрхивИнтерактив
автор : Алла Аршинова   12.11.2008

14 ноября состоится показ фильма "Мой муж – гений", снятого по мемуарам жены великого физика Льва Ландау. Но представители Российской академии наук обратились с просьбой не показывать картину широкой публике.

14 ноября состоится показ фильма "Мой муж – гений", снятого по мемуарам жены Льва Ландау. Однако представители Российской академии наук обратились с просьбой не показывать картину широкой публике.


Лев Ландау

В мемуарах много спорных суждений. Свою точку зрения на многие из них нам согласился представить Илья Гинзбург, профессор Новосибирского университета и сотрудник лаборатории теоретической физики Института математики им. Соболева СО РАН:

"Ландау был великий физик и учитель, и это в нем главное. Маяковский говорил: "Я поэт, этим и интересен", а все остальное – не ваше дело (не очень дословно помню). У Ландау была замечательная история общения с гигантами мировой физики, год тюрьмы, подневольное участие в атомном проекте, резкие, не всегда справедливые отношения с ведущими физиками СССР, Нобелевскую премию ему дали не в момент наивысших успехов, а "вдогон" (чтобы успеть дать живому), выбрав тему из многих возможных почти случайно. Из этого можно делать интересные для всех фильмы и книги, а нам всучивают сочинение, основанное на грязи. Конечно, нельзя запрещать показ, но перестать подавать руки авторам и продюсерам, если они не остановятся, должны все порядочные люди.

Я принадлежу к школе Николая Николаевича Боголюбова, которая была в некоторой конфронтации со школой Ландау. Я пытался сдавать экзамены Ландау-минимума, но бросил, убоявшись трудов. Слушал первые лекции, которые он читал в Московском университете, после того, как его туда пустили. Дело в том, что до 53 года руководство физического факультета МГУ было очень черносотенное. Оно готовилось выступить во главе "лысенкования" физики по образцу биологии. В качестве примера расскажу историю. В 1953 году открыли новое здание МГУ. Это был один из первых московских небоскребов, студентам выделили отдельные комнаты (при том, что большинство семей жило в комнатах, а не в квартирах). Это была фантастика! Всем было интересно посмотреть. Один студент привел туда родственника, с ним встретились другие студенты. Студента выгнали из общежития "за приглашение в МГУ посторонних". Этим посторонним был Л.Д. Ландау.

Осенью 1953г. студенты взбунтовались, комсомольская конференция факультета написала письмо в ЦК партии "нас учат не те и не тому". Одновременно с обращением того же рода выступила группа руководителей атомного проекта. Руководство факультета было заменено, к нам пришли настоящие физики.


Илья Гинзбург

И вот весной 1954 г. Ландау читал свой первый курс в МГУ. Это было очень интересно, здесь он проявлял себя очень доброжелательно. Через год он читал регулярный курс лекций. Мне он не очень понравился, потому что Ландау пересказывал свой учебник. Теперь-то я понимаю, что Ландау поступал правильно.

Он был жесткий человек и не всегда приятный в общении. Я сдавал ему Ландау-минимум, два экзамена, и тут, как раз была полная доброжелательность. На семинарах у него я не выступал, так как не сделал тогда ничего, что бы посчитал достойным представить, но много слышал о резкости его суждений на них, не всегда приятной докладчику и нередко обидной. Один теоретик рассказывал мне, как он приехал на этот семинар с новой работой; обсуждавшийся им результат был новым и безошибочным, но (это я понял позднее) этот эффект никогда нельзя наблюдать, так как невозможно создать соответствующие условия. Ландау быстро это понял, и не стал слушать его, выгнал. Рассказывают, что такое бывало неоднократно.

Пушкин писал Вяземскому: "Толпа жаждет видеть умаление великого, хочет видеть героя верхом на судне. Дескать, он мал, он низок - как мы. Врете, подлецы! он мал, он низок, но не как вы - иначе!" Конечно, интересно узнать, какие черты гения повлияли на его результаты, а вся грязь и подсматривание в замочную скважину должны быть за пределами общественного внимания. Пушкина мы любим за его стихи, и нам не должно быть дела до характера его отношений с А.П. Керн.

Книга Дробанцевой вызвала у меня и многих моих друзей омерзение. Она – несчастная женщина, с которой муж обсуждал своих любовниц, он предупреждал ее заранее о таком своем характере, но она не приняла этих предупреждений всерьез (об этих его взглядах вспоминают все, кто знал его еще с тридцатых годов). К ней не относились серьезно и его друзья. Так она прожила много лет, и, видимо, в книге компенсируется именно это горе. И именно это, по существу, постельное копание вызывает омерзение у читателя и – как я могу судить – оно стало основой фильма. Копаться в этом грязном белье противно. Обсуждать конкретные обвинения Коры и против Коры – как вмешиваться в склоку на коммунальной кухне. Делать из этого фильм – отвратительно".

Некоторые высказывания Коры Ландау о ближайшем окружении мужа представляются ученым клеветой. Например, она утверждает, что Евгений Лифшиц был бесталанным и никчемным ученым. От имени своего мужа она пишет: "Его мозг - это мозг грамотного клерка, к самостоятельному творческому мышлению он не способен. Студентом производил впечатление способного, но дальше время показало, что это пустоцвет! Творческого работника из него не вышло, но он образован, аккуратен, точен и трудолюбив, из него получился соавтор. Вместо зарплаты я дарю ему свои идеи, ему в обществе необходимо иметь свое лицо".

Кора Ландау не только отвергала достоинства Лифшица-ученого, но и испытывала к нему личную неприязнь. В ее тексте Лифшиц предстает недалеким и алчным, в воспоминаниях можно прочесть, например, следующее: "Даунька, милый, неужели ты мог консультироваться у этой гниды, как нужно меня поцеловать?". Комментирует Илья Гинзбург:

"Я еще раз говорю, Ландау был человек жесткий, он зачастую мог высказываться гипертрофированно, и, конечно, про ближайшего сотрудника мог сказать вполне резко. У Маяковского есть такие строки. "Рядом с великанищем Толстым маленьким казался и Лесков, почти не виден, в какой же микроскоп оказался был бы виден Лидин...". Лидин - не самый плохой писатель советского времени. По сравнению с Толстым Лесков, конечно, небольшой писатель, но это - первоклассный писатель. Понимаете, когда Ландау оценивает людей, это оценивает Ландау. Масштаб Лифшица-физика не сравним с масштабом Ландау, но это – первоклассный физик.

Про научную сторону, как говорится, не ей, дуре, судить. После ухода Ландау Лифшиц вместе с другими учениками Ландау закончил дело его жизни, за которое Ландау ценят физики всего мира – курс теоретической физики, который вряд ли будет превзойден еще многие годы. У Лифшица есть первоклассные результаты, полученные после Ландау. Это - факты. Когда Кора пишет, что Ландау никогда не выдвигал Лифшица в Академию, то это просто неправда, он его выдвигал.

По поводу обвинений Коры и личных отношений Ландау с Лифшицем у меня есть два соображения. Первое. Ученики Ландау на него молились. И никто из них после кончины Ландау с Лифшицем не раздружился. Второе. Когда человек едет в отпуск – кого он выбирает для поездки с собой? Друзей. Ландау ездил в отпуск с Лифшицем".

Однако, руководство Первого канала и актерский состав не признают за этим фильмом никакой грязи. По сообщению радиостанции "Эхо Москвы", Даниил Спиваковский, исполняющий главную роль, объясняет это так:

"Вне всякого сомнения, это были отношения большой, великой любви. Эти два человека не могли существовать друг без друга. И тем более это интересно. А все взаимоотношения великого ученого с другими женщинами... Вы знаете, в картине они очень деликатно раскрываются, совершенно отсутствует всякого рода пошлость, совершенно отсутствуют какие-то намёки. Вы знаете, когда я думал о том, как Лев Ландау общался с теми женщинами, которые его окружали, и на которых он обращал свое внимание, мы не знаем, как происходили их взаимоотношения. Была ли там какая-то интимная связь или нет. 
Это замечательно показано в картине. Он влюблял их в себя, он читал им потрясающие стихи, он за ними красиво, неожиданно, нестандартно ухаживал. И мне кажется, ему больше нравилось восхищать женщин, привлекать их внимание к себе. И не более того. Мы не знаем, что было там или нет. И это здорово. И это совершенно деликатная тема".

Что представляет из себя фильм, снятый по мемуарам Конкордии Ландау-Дробанцевой, несложно представить. Пока его видели лишь немногие зрители. А те ученые, кто не видел, и не стремятся к этому. Напротив, в среде физиков не хотят публичного показа этого творения. Мотивация простая. Во-первых, фильм искажает представление о Ландау и его окружении, а, во-вторых, выносит на публику то, что должно оставаться в рамках личной жизни. Для многих это стало поводом отказаться от просмотра.

"Я фильм, естественно, смотреть не пойду, потому что рекламы, что он сделан по книге Коры, для меня достаточно. Я видел в Интернете пару кадров из этого фильма, изображающих, как женщины раздеваются над постелью полуживого Ландау. Это полное безумие и мерзость.

Наконец, этот фильм затрагивает живых людей, или их детей, что почти то же самое. Это омерзительно. Понимаете, когда о Пушкине пишут что-то компрометирующее – тоже не сахар. Но это все было давно, и никого лично не затрагивает. А в данном случае элементы клеветы, несомненно, есть, и они обращены к конкретным людям", - говорит Илья Гинзбург.

Тем не менее, позиция Первого канала по этому вопросу совершенно ясна. Фильм снят, и он будет показан. Вообще, Первый не на шутку взялся за документалистику. В официальном анонсе на 14 ноября читаем: ""Мой муж – гений" - уже вторая в этом сезоне премьера Первого канала в жанре экспериментальной, новой документалистики. Напомним, что 6 и 7 октября на Первом был показан двухсерийный фильм "Светлана" о дочери Сталина Светлане Аллилуевой, ставший абсолютным рейтинговым рекордсменом. В настоящее время Первый канал готовит к премьере еще ряд "больших" проектов, построенных на документальной основе". Но стоит ли экспериментировать над классиками, остается открытым вопросом. Искусство документального кино – одно из самых массовых и доступных, в данном случае не оправдывает своего назначения.

Таким образом, почти все единодушно утверждают, что мемуары, а следовательно, и фильм, искажают представление о предмете описания. Ученые расходятся лишь в том, нужно ли показывать это широкой публике. Причем, обе стороны высказываются, как правило, весьма радикально:

Иосиф Хриплович, профессор Новосибирского университета, главный научный сотрудник ИЯФ СО РАН:

"Это возмутительно. Вы идете по Николаевскому проспекту. Видите непристойную надпись. Вы ее будете обсуждать? Искусство? Это искусство подглядывания в замочную скважину. Меня это не касается. Мне крайне неприятно обсуждать этот вопрос".

Алексей Резниченко, младший научный сотрудник ИЯФ СО РАН:

"Меня удивила просьба прокомментировать ситуацию с фильмом, который еще мало кто видел. Я однозначно против запрещения показа фильма, каким бы плохим он ни был, поскольку убежден, что этот вопрос лежит исключительно на совести режиссера".

Но и сторонники показа фильма рекомендуют относиться к нему критически. Поясняет А. Резниченко:

"Во-первых, семейная жизнь Льва и Коры Ландау - это их личное дело, в которое едва ли кто-то имеет право вмешиваться даже сейчас. И более того, мне кажется, что нормальному человеку, который хоть как-то знает, кто такой Л. Ландау, это просто неинтересно. Во-вторых, Л. Ландау - великий физик-теоретик 20 века, стоящий по научным заслугам в одном ряду с А. Эйнштейном, Р. Фейнманом и Н.Н. Боголюбовым. Семейная пара Ландау - Кора абсолютно неравнозначна (в отличие, скажем, от Вишневской и Ростроповича), поэтому акценты должны быть смещены именно на Л. Ландау. Один тот факт, что Ландау, будущий Нобелевский лауреат, прошел через сталинский ГУЛАГ, заслуживает, на мой взгляд, куда большего внимания и осмысления, чем Кора и все предполагаемые любовницы Ландау вместе взятые. Лев Ландау - создатель сильнейшей школы физиков-теоретиков в мире. Судя же по книге, Кора, руководствуясь исключительно личными мотивами, крайне негативно относилась ко многим из представителей этой школы.

Искаженное освещение этих отношений, а также научной деятельности Ландау через призму его личной жизни может нанести большой урон авторитету физики, и так уж не слишком высокому в нашей стране. Гораздо важнее, чтобы люди знали, за что именно Л. Ландау получил Нобелевскую премию (а также тот факт, что в своей научной карьере результатов у него было на пять таких премий), чем всякие байки о том, что жены его учеников были его любовницами".

Предстоящая премьера фильма вызвала множество дискуссий, но по большому счету сторонники "за" и "против" показа солидарны в том, что объектив камеры нацелен вовсе не то, на что нужно бы.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.