Серьезные игры Nokia
АрхивИнтерактивБеседа с человеком, нарисовавшим страшного врага братьев Mario, встреча с американским продюсером Бориса Гребенщикова и его юной протеже, а также другие события Nokia Games Summit в Риме.
Как однажды точно подметил переводчик Дмитрий Пучков, мир меняется. Я вижу это в воде, я вижу это в земле, а вот и на рынке мобильных устройств запахло по-новому. Последние года три производители довольно успешно заманивали нас в магазины недешевыми гибридами мобильников и mp3-плееров, однако сегодня воспроизводить музыку с карт памяти обучены даже глубоко бюджетные модели, а раз так – кому охота платить больше? Маркетологи собрались, коллективно почесали там, где они обычно чешут, помолчали, и облегченно выдохнули: "Игры! Нас спасут игры!".
Действительно, даже примитивная "змейка", впервые появившаяся в телефоне Nokia 6110 образца 1997 года, немало способствовала продажам последнего, а уже в 21 веке, с распространением цветных экранов, ловкие ребята по всему миру срубили миллиарды долларов на поделках вроде "Sextris". Сегодня же, когда по аппаратным возможностям топовые смартфоны и коммуникаторы вплотную приблизились к портативным игровым консолям, а быстрый Интернет и распространение электронных платежей так и поощряют спонтанные покупки, производители всерьез решили сделать игры значительным источником дохода. И пока Sony Ericsson колеблется, добавлять в свой телефон поддержку игр для PSP или нет, а Apple пытается перепозиционировать iPhone и iPod touch в сегмент игровых устройств, компания Nokia вполне успешно реанимировала платформу N-Gage. Свидетельством тому стал прошедший в самом конце октября Nokia Games Summit, собравший в Риме ведущих разработчиков игр для N-Gage со всего мира. Для того, чтобы оценить представительность собрания, достаточно упомянуть компании Electronic Arts, Capcom и Gameloft, каждая из которых планирует в скором времени портировать на N-Gage свои самые популярные игрушки. И если гонки Asphalt (Gameloft) обосновались на мобильниках довольно давно, то вот Sims 3, Need For Speed и FIFA (EA) станут (или уже стали) для многих приятным сюрпризом.
Однако о самом саммите я ничего рассказывать не буду. Просто потому, что самое интересное, вроде круглых столов с участием разработчиков, рассказа о нюансах продвижения игр в массы и выступления специально приглашенной звезды Дэйва Стюарта, организаторы передвинули на второй день, а журналистов пустили только на первый. Нет, там тоже были симпатичные презентации, однако представляли они классическое "бла-бла ни о чем". Знаете, как это бывает – выходит мужчина в дорогом костюме, на заднем фоне начинают крутиться отличные фотографии из модного клипарта, а докладчик хорошо поставленным баритоном вещает "Мы! Вместе! Одной командой! Единым порывом! Победа близка! Наши внуки не будут ни в чем нуждаться!". Слушается и смотрится отлично, а вот пересказывать из таких спичей, в общем-то, и нечего. Поэтому сосредоточусь на двух темах: награждении финалистов конкурса независимых разработчиков игр для N-Gage Mobile Games Innovation Challenge и приятных встречах в фойе саммита.
Mobile Games Innovation Challenge оказался мероприятием весьма серьезным: победитель получил не только чек на 40000 евро, но и поддержку Nokia в доработке своей игры и ее дальнейшем продвижении. Учитывая, что N-Gage теперь обитает в уйме "мультимедийных компьютеров" Nokia, начиная с вполне бюджетного по российским меркам N79 и заканчивая топовым N96, хорошая игра может заработать действительно немало.
Финалистов, как и положено, было трое. Мы с коллегами были уверены, что первое место займет игра Melokey, написанная двумя веселыми парнями из компании Jadestone – этакая мобильная реинкарнация Guitar Heroes. И выглядела она отлично, и представили ее ребята, как следует – с юмором и огоньком. Однако они заняли лишь второе место, получив чек на 20000 евро и всё ту же помощь от Nokia. А победителями стали шведы из компании A Different Game, напугавшие всех присутствующих своей игрой Ghostwire. Строго говоря, идея у них действительно посвежее: после инсталляции Ghostwire ваш телефон превращается в машину для поиска призраков. То есть включаете телефонную камеру, наводите на любимую люстру, и вдруг видите висящую на ней синеватую девушку, которая шепчет вам всякие нежные глупости. Ну или просто какая-нибудь полупрозрачная морда из шкафа выпрыгнет. Конвергенция телефонных возможностей, конечно, впечатляет, но на ночь я бы в такое играть не стал.
Что до третьего места, то его вместе с чеком на 10000 евро получила Eclipse Interactive за игру Watchers. К сожалению, понять, в чем ее суть, нам так и не удалось. Мы честно пытались, несколько раз посмотрели трейлер на стенде, но – увы, увы. Наверное, это секретная финская игра, которую могут понять и оценить только обладатели соответствующего паспорта.
И, наконец, о встречах в фойе. Скажу честно, чуть ли не главной причиной, по которой я полетел в Рим, стало обещанное интервью с Дэйвом Стюартом (Dave Stewart), специальным гостем саммита. Нет, я не фанат "Юритмикс", просто именно Дэйв в конце восьмидесятых годов прошлого века помогал Борису Гребенщикову записывать альбом Radio Silence, и во многом сделал его таким, какой он есть (в большей степени – альбом, в меньшей – самого БГ). Увы, в последний момент интервью было отменено – якобы из-за чрезвычайной занятости Дэйва. Ничего не поделаешь, пришлось ловить его в кулуарах, где он прогуливался в компании с молодой певицей Синди Гомез (Cindy Gomez) и мучить вопросами о Гребенщикове. Как ни странно, события двадцатилетней давности он помнит очень хорошо, и с ходу стал рассказывать, как успешно защищал Бориса Борисовича от американской музыкальной мафии, которая хотела сделать из Radio Silence черт знает что с балалайками. Гребенщиков вроде бы начал поддаваться, но тут пришел Дэйв и сделал все, как надо. В свое время его покоробило неприятие Radio Silence на родине БГ, и, кажется, Стюарту было приятно узнать, что альбом до сих пор помнят и даже любят. "Хорошее было время", - грустно сказал Дэйв в конце беседы, и стал искать глазами Синди Гомез.
Синди же появилась на саммите совсем неспроста. Дело в том, что Дэйв сейчас продюсирует игру Dance Fabulous – эдакий танцевальный тренажер, обитающий внутри мобильника. Игровой процесс выглядит примерно так.
Так вот все песни в игре поет мисс Гомез, а Дэйв играет на гитаре и подпевает. Синди – девушка, конечно, симпатичная и ухоженная, и кто-то (не Дэйв ли?) вложил немало средств в ее занятия с хореографом. Однако Х-образные ноги не устранишь никакими тренировками, так что трудно сказать – вырастет ли она из «молодой и подающей надежды», как говорится в пресс-релизе об игре, в настоящую звезду. Не сочтите меня извращенцем, но смотреть на Дэйва, сейчас чем-то похожего на Ринго Старра, было гораздо приятнее.
Не менее интересным собеседником оказался Такаши Тезука (Takashi Tezuka). Геймеры со стажем уже сделали стойку, а для остальных, к коим недавно относился и я сам, уточню: Такаши руководил разработкой таких культовых игровых сериалов, как Mario и Zelda, и чуть ли не сам, своими руками, нарисовал добрую половину персонажей Mario. По крайней мере, зловредного врага Марио по кличке Бу (Boo) рисовал точно он, и для вдохновения использовал образ своей любимой супруги, которая очень злилась по поводу трудоголизма Такаши. Кстати, сейчас Такаши возглавляет мобильное подразделение Capcom и, в частности, занимается портированием на N-Gage игры Resident Evil.
Подмывало, конечно, спросить о здоровье Бу, но вежливость заставила говорить о бизнесе. По словам Такаши, в Японии рынок игр для телефонов очень жестко контролируется операторами связи, и разработчикам приходится нелегко. Зато в благословенной Европе никто ничего не контролирует, и, подружившись, например, с Nokia, можно работать в свое удовольствие. Что же до знаменитого японского рынка, то монополия местных производителей игр, по мнению Такаши, скоро будет нарушена, и европейцы с американцами благополучно его завоюют. Это всего лишь вопрос времени. Мир меняется, японцы все чаще вдохновляются европейскими образами, а мы усердно вставляем в свои игры японские идеи, так что однажды все придет к общему знаменателю, а ресурсы европейских и американских разработчиков куда солиднее японских. "Мне сорок лет", - сказал Такаши Тезука, - "Примерно столько же, сколько и индустрии компьютерных игр. За последние годы много чего изменилось, и я предвижу глобальные изменения в будущем, однако, как и прежде, каждую новую игру я воспринимаю как вызов, на который необходимо достойно ответить. Пока получается".
Здесь стоит отметить, что время беседы было ограничено, а Такаши совершенно не говорит на английском. Переводчик, конечно, нашелся, однако и его познания в английском оказались весьма умеренными, поэтому на диктофон записалось двадцать минут, а вся расшифровка уместилась в одном абзаце.
Что же до итогов саммита, то, судя по всему, за игры Nokia взялась очень серьезно, и никакой мировой кризис не заставит ее свернуть с пути. Скорее, наоборот – подстегнет, потому что стоят игрушки недорого, а расслабляться людям будет хотеться все чаще. Можно предположить, что в случае успеха новой реинкарнации N-Gage поддержка этого сервиса поселится в телефонах Samsung, а там и Sony Ericsson дозреет с телефонной версией PSP. Так что если нас всех скопом уволят с работы – будет, как минимум, не скучно сидеть дома.