Контент и копирайт по-китайски
АрхивСтатьиВ конце октября в Пекине прошли сразу две интересные выставки. На одной из них демонстрировались китайские достижения в области онлайн-игр, а на другой - китайские же методы борьбы за копирайт. Тимофей Бахвалов ведет репортаж по горячим следам.
В конце октября в Пекине прошли сразу две интересные выставки. С 23 по 26 ноября - China International Digital Content Expo 2008, а с 27 по 29 ноября - China International Copyright Expo 2008. Общими впечатлениями об этих мероприятиях я и спешу поделиться с читателями Computerra.ru.
China International Digital Content Expo проводилась уже в 6-й раз. В выставке, которую логично было бы назвать "Онлайновые игры Китая 2008" приняли участие около 100 компаний. 80%, а то и больше были разработчиками именно онлайновых игр и интерактивных развлечений различных жанров. От количества представленных MMORPG я натурально опешил и на третьем десятке просто перестал их считать.
Что интересно - практически все проекты неплохого качества. По крайней мере, если говорить о визуальных и аудио-эффектах. По поводу геймплея ничего не скажу - уж слишком много времени ушло бы на то, чтобы "пощупать" каждую игру хотя бы в течение минуты.
Центральные стенды экспо принадлежали, конечно же, NCSoft и её Lineage II и компании The9 - локализатору и дистрибьютору World of Warcraft и FIFA Online2 и автору таких проектов как Soul of the Ultimate Nation, Granado Espada и The9 City.
Игры в Китае воспринимаются очень серьёзно. Так, компания NetDragon была награждена Министерством культуры (оно и являлось организатором выставки) за вклад в развитие экономики Китая. У NetDragon несколько крупных онлайновых игровых проектов с реальными экономиками, в которых игроки зарабатывают настоящие деньги. Деньги настолько неплохие, что многие банки, например, ICBC, даже выпускают пластиковые карты, "завязанные" на платежные системы той или иной игры или даже нескольких игр.
Помимо разработчиков и дистрибьюторов MMORPG на China International Digital Content Expo 2008 были представлены независимые разработчики контента для мобильных телефонов и, опять же, в большинстве своём, для онлайновых игр, несколько местных видеосервисов, которые, по большей части, заняты дистрибуцией местных сериалов, разработчики web-приложений и... всё. Странно, но на экспо представителей онлайновых порталов и блоговых ресурсов можно было пересчитать по пальцам. Онлайновых магазинов музыки вообще не было. Впрочем, это меня не удивило, поскольку с музыкой в Китае дело обстоит плохо. Люди не хотят покупать музыку даже за копейки. Об этом чуть позже.
China International Copyright Expo 2008 - первое в Китае экспо-мероприятие, посвященное интеллектуальной собственности. Выставка была организована совместно WIPO и Национальной администрацией по вопросам интеллектуальной собственности Китая.
Количество экспонентов, честно говоря, не обрадовало. Мне очень хотелось пообщаться со специалистами и юристами местных компаний, расспросить о реальных трудностях и путях их решений. К сожалению, большинство стендов принадлежало копирайт-ассоциациям международного и местного уровня. И работали на этих стендах простые девочки, раздающие глянцевую полиграфию и улыбающиеся в ответ на вопрос о том, с кем можно поговорить по существу.
Но пообщаться по делу всё-таки удалось. Я почти час проговорил с менеджером компании Mudi, осуществляющей мониторинг пиратской музыки в китайском Интернете и несколькими другими специалистами, занятыми в сфере разработки различных информационных решений.
Как уже было сказано, платным онлайновым магазинам в Китае живётся несладко. Практически любую композицию можно абсолютно бесплатно скачать в Интернете с пиратских ресурсов. Приходится предлагать музыку не за деньги, а просто за показ рекламы.
Что интересно - при общении со специалистами на выставке прозвучала чёткая мысль. Главный пират в Китае - это поисковик Baidu.com. Есть мнение, что компания Baidu.com сама устанавливает сервера с пиратской музыкой, потом индексирует все файлы и впоследствии зарабатывает на рекламе. В случае возникновения претензий со стороны правообладателей сервер закрывают, переносят на другой хостинг, вновь индексируют и продолжают зарабатывать на рекламе. Baidu.com утверждает, что лишь даёт ссылки на музыку, а к самой музыке отношения не имеет и предлагает исполнителям копеечные отчисления от рекламы. Представители Music Copyright Society of China в этом году подали иск против Baidu.com и призвали всех не размещать рекламу на поисковике в разделе MP3. Корпорация LG этим летом вняла призывам и официально отказалась от рекламы на Baidu.com. 31 октября прекратил размещать рекламу на Baidu.com крупнейший бизнес-портал Alibaba.com. Правда, не из-за копирайта, а из-за неэффективности и дороговизны рекламы на этом поисковике.
В поддержку того, что обвинения могут быть справедливыми, говорит и то, что Baidu.com не индексирует музыку в онлайновых магазинах, в том числе и в крупнейшем легальном Top100.cn. Последний в августе этого заключил соглашение о поисковой поддержке и размещении рекламы с Google.com, который, кстати, недавно был переименован в Китае просто в G.cn - для большей узнаваемости. В разговорах экспертов звучала ещё одна яркая мысль - продавать музыку в Китае можно только на компакт-дисках. В Интернете всё украдут в считанные секунды.
Ни Top100.cn, ни других онлайновых магазинов на выставке не было. По каким причинам - не знаю. Не было и юридических компаний, специализирующихся на интеллектуальной собственности. Конечно, имели место многочисленные дискуссии, круглые столы и выступления представителей китайских ассоциаций по защите интеллектуальной собственности, но экспонентов-то кроме этих самых ассоциаций практически и не было. Очень глупо выглядел на форуме стэнд NCSoft с несколькими ряженными моделями из Lineage II. Из иностранных провайдеров контента - только GettyImages. Это я считаю четким показателем наличия проблем в данной сфере.
В рамках выставки прошел форум International Copyright Forum 2008, в котором приняли участие представители разных стран - Албании, Армении, Австралии, Бахрейна, Вьетнама, Индонезии, Испании, Кубы, Ливана, Малайзии, Мексики, Монголии, Намибии, Пакистана, Таиланда, Филиппин и Японии. Каких-то новых идей в выступлениях именитых экспертов я не услышал. Стандартная для таких мероприятий болтология и диаграммы с цифрами убытков, наносимых пиратством. Хорошо хоть решение проблемы выступающие видели не только в повышении культуры потребления и пропаганды уважения авторских прав, но и в снижении цен на контент. За достижения в сфере копирайта WIPO вручила награды 6-ти китайским компаниям, в числе которых производитель софта KingSoft.
Из общих наблюдений о копирайте в Китае. После Олимпиады на улицах вновь появились мобильные продавцы DVD. Диски стоят всё те же 5 юаней. На выставке мне очень понравились качественные ролики против видео-пиратства. В подземном переходе на фоне стандартной схемы эволюции, как в учебниках по биологии, идёт китаец средних лет, подходит к лотку пиратских дисков и отходит согнувшись, словно вновь привращается в обезьяну. Наглядно, свежо и доходчиво. Я не осуждаю пиратство в Китае. Дорогие развлечения для большинства тут - за пределами финансовых возможностей и за пределами понимания. Ну не может тут человек тратить на зрелища в несколько раз больше, чем тратят на хлеб. Ещё замечание. Во всех, ну или в абсолютном большинстве "цивилизованных стран" крупнейший торрент-портал The Pirate Bay разрешен. А в Китае - запрешён на государственном уровне. Для меня это очень мощный показатель того, что сподвижки к развитию легального рынка всё-таки есть.
Напоследок отмечу пару местных компаний, показавшихся мне интересными. В первую очередь, компания NetBlade.cn, которая продвигает довольно-таки эффективную систему защиты контента в Сети. Параллельно компания развивает в Китае сеть контент-киосков. В публичных местах Пекина, Шанхая и Гуанчжоу к концу следующего года будет установлено около 10 тысяч киосков, через которые в мобильные устройства и накопители можно будет загружать музыку, фильмы, получать различную информацию. Интересна система "Доска объявлений". Любой житель трёх городов сможет легко и удобно подать объявление - текстовое, графическое или даже видео. В зависимости от потребности и размера кошелька. Себестоимость контент-киоска - 10 тысяч юаней (6,8 юаней = 1 доллар). Цены на услуги пока не определены.
Разработка компании Microseal должна придти на смену голографическим маркерам и наклейкам. Идея проста. На любой товар - будь то DVD-диск с фильмом или кроссовки Adidas - можно нанести микроскопические (в несколько раз тоньше волоса) маркеры с соответствующим логотипом или текстом. В магазине ставится лупа и покупатель мгновенно может удостовериться, что товар настоящий. В переклейке маркеров нет смысла - ведь для маркировки каждой подделки придётся покупать оригинальный товар.
Подделать маркер пока невозможно - уж больно технология дорогая. При объёме 100 тысяч наклеек с маркерами одна наклейка обойдётся в 10 центов США. Но если речь идёт о дорогих товарах или же, наоборот, о больших тиражах, эти затраты легко окупятся. В клиентах у Microseal - производителей карт памяти SanDisk и прочие технологические компании. В настоящее время ведутся переговоры с производителями luxury-продуктов. Уверен что у данной технологии хорошие перспективы. Но лишь до тех пор, пока нано-маркеры не войдут в широкое обращение. Тогда производители подделок наверняка скинутся на собственный заводик наклеек и придётся изобретать что-то новое.
На сегодня всё. Буду рад получить любые ваши вопросы и комментарии. Присылайте их на мой почтовый ящик dosada@mail.ru.