Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Слияние или поглощение

АрхивСтатьи
автор : Антон Нехаенко   31.10.2008

МТС заключила партнерское соглашение с британским оператором связи Vodafone, располагающим сотовыми сетями по всему миру. Что это - взаимовыручка во время кризиса или первый шаг к чему-то большему?

Красная шапочка, - вкрадчиво молвил Серый Волк, - теперь пришло время выбирать: или слияние, или поглощение...
Из устного народного предкризисного творчества

Масштабный кризис обычно порождает на рынке волну слияний и поглощений. Крупные компании съедают обессилевшую от недофинансирования мелочь, компании одного калибра объединяются, чтобы противостоять финансовым бурям (и сократить половину штата). Однако объединение больших, общественно значимых компаний не всегда возможно - очень часто антимонопольные органы разных стран здорово напрягаются по этому поводу. Поэтому для взаимного сокращения расходов (т.н. "рубки костов") заключается соглашение о партнерстве, открываются совместные проекты и т.д., тогда как для конечных потребителей это по-прежнему две разные компании.

К примеру, на автомобильном рынке такая кооперация встречается сплошь и рядом - как, вы еще не знали, что многие Renault и Nissan имеют общую платформу? Представить что-то подобное на рынке сотовом куда сложнее - все же операторы довольно жестко делят абонентов между собой. Другое дело, когда две компании имеют ведущие позиции на абсолютно разных рынках, и шанса перейти друг другу дорогу почти не имеют - как, например, МТС и Vodafone. Именно эти две компании выпустили 30 октября пресс-релизы, возвещающие об углублении партнерства до ранее не виданных на российском рынке пределов.

Для начала освежим память небольшим количеством статистики. МТС - оператор, начавший свою деятельность в 1994 году в Москве, на данный момент владеет сотовыми сетями практически на всей территории России, а также в Украине, Армении, Беларуси, Туркмении и Узбекистане. На данный момент, имея почти 90 миллионов абонентов, компания считается крупнейшим сотовым оператором Центральной и Восточной Европы. По доступным в открытых источниках данным доход компании за 2007 год составил 8,2 млрд. долларов, а чистая прибыль - 2 миллиарда. За 2008 год показатели тоже весьма неплохие: только за второй квартал компания заработала 2,635 млрд. долларов (на 34 процента больше, чем в 2007), из которых более 600 миллионов - чистая прибыль.

Впечатляюще? На фоне Vodafone - не так уж сильно. Эта компания поглобальней будет. На 5-ти континентах она обслуживает порядка 260 миллионов абонентов - больше только у китайской China Mobile. Основанная в 1983 году в Великобритании, компания по самым свежим данным имела годовой доход почти в 70 миллиардов долларов, из которых 20 - чистая прибыль. Вырасти в такого гиганта компании позволила достаточно оригинальная схема проникновения на локальные рынки. С одной стороны, компания довольно долго скупала доли в иностранных активах (например, 35 процентов в немецкой сети Mannesmann в 1999 году), постепенно увеличивая их, сливаясь с купленными компаниями и заменяя их бренды на Vodafone. Таким образом только в Европе под полным контролем группы находятся сети в 15 странах, включая Великобританию, Германию, Нидерланды и Италию.


Карта Европы от Vodafone. Красным помечены страны, где Vodafone имеет полноценное присутствие, желтым - страны, где есть операторы-партнеры, а розовым - где у компании есть небольшие доли в местных операторах.

17 декабря 2001 года в истории компании произошло знаменательное событие - запуск программы "Партнерские Сети", согласно которой Vodafone больше не приходилось инвестировать в покупку локальных активов, чтобы проникнуть на какой-либо рынок. Вместо этого компания просто предоставляла какому-либо из локальных операторов свой бренд и возможность продвигать свои услуги. Сеть оставалась старой, только название удлинялось на слово Vodafone (например, TDC Mobil-Vodafone в Дании). Выгода местного оператора заключалась в глобальной маркетинговой поддержке, более выгодных тарифах на пропуск трафика и ощутимо снижавшихся расходах на закупку нового оборудования. К настоящему моменту таких рынков только в Европе насчитывается 22, а к ним стоит добавить японский, бразильский, аргентинский и множество других рынков.

Что должно принести партнерство обоим участникам, МТС и Vodafone? Интересно прочитать высказывания самих участников сделки. "Сегодня мы подписали историческое соглашение о партнерстве двух лидеров отрасли мобильной связи – глобального оператора Vodafone и крупнейшего сотового оператора в России и странах СНГ МТС. Данное сотрудничество позволит МТС повысить эффективность бизнеса и упрочить конкурентные позиции на наших рынках благодаря быстрому выводу инновационных технологических решений и продуктов, уже прошедших экспертизу на рынках присутствия Vodafone", - отметил президент ОАО "МТС" Михаил Шамолин. Ему вторил президент Vodafone Витторио Колао: "Наше соглашение с МТС является отличной возможностью для Vodafone организовать сотрудничество с ведущим оператором на важных для нас рынках. Мы сможем предоставить своим клиентам больше роуминговых возможностей и расширить охват своих сетей. Мы рады, что МТС присоединилась к нашей партнерской программе, которая станет гораздо эффективнее с включением в нее России и СНГ."


Президент МТС Михаил Шамолин с оптимизмом смотрит на перспективы партнерства с британцами

В общем и целом, если почитать пресс-релизы двух компаний, то МТС явно заинтересована в более низких закупочных ценах на оборудование (в том числе и абонентское) и маркетинговом содействии Vodafone в разработке и продвижении новых услуг - что и говорить, опыт британской компании здесь несравненно богаче. Планируются и совместные технологические разработки, для чего планируется использовать центр тестирования Vodafone в Дюссельдорфе. Нет сомнений, что опыт Vodafone во внедрении сетей 3G сейчас пригодится МТС как никогда. Планируется и продажа продуктов под совместным брендом на территории России, однако ни сроки, ни конкретные ходы пока не уточняются. В любом случае, логотипы компаний так сильно напоминают друг друга, что создать совместный бренд будет несложно. Что при этом получает Vodafone? Возможность продвигать свои продукты, более выгодные условия роуминга и доступ к российским маркетинговым исследованиям МТС.

Приведет ли нынешняя ситуация к покупке МТС Vodafone’ом? Не исключая такой возможности в принципе, лично я в этом сильно сомневаюсь. Причин, думаю, три. Одна, менее важная - сложности с привлечением больших кредитов, необходимых для такого приобретения. Сомневаюсь, что кто-то из крупных мировых банков согласится профинансировать покупку бизнеса, даже достаточно надежного, в стране, из которой инвесторы бегут, чьи суверенные рейтинги потихоньку снижаются, и ведение бизнеса в которой крайне непрозрачно и сопряжено с непросчитываемыми рисками, связанными с чрезвычайно сильным вмешательством государства.

И вот тут мы подходим к второй причине - возможной позиции властей. Не секрет, что госструктуры и различные регуляторы последние годы уделяют всем компаниям, так или иначе связанным с созданием и распространением информации (а крупнейшего сотового оператора страны можно рассматривать именно так), повышенное внимание, от которого многим в отрасли не по себе. Кулуарные разговоры, транслируемые серьезной бизнес-прессой, показывают, что даже крупные интернет-порталы Рунета рассматриваются как "стратегические" активы. В этих условиях ключевым мотивом властей при одобрении/неодобрении сделок M&A становится "понятность" инвестора. Например, Алишер Усманов, скупающий с молчаливого одобрения властей один хайтек-актив за другим ("Евросеть", доли в большинстве крупнейших проектов Рунета, в том числе Одноклассники, Вконтакте, Livejournal, Mail.ru и т.д.), типичный представитель новой волны "государственных бизнесменов" - это "свой", "понятный" инвестор. Google, прозрачная, соответствующая всем мировым стандартам ведения бизнеса компания, один из лучших работодателей в мире - это "чужой", "непонятный" инвестор, поэтому выставленный на продажу Begun достается первому, а не второй.


Возможно, магазины с таким логотипом скоро появятся на российских улицах

Ну и третья причина - у бизнеса МТС очень сильный бренд, и менять его на Vodafone означает просто потерять деньги. Другое дело, если два бренда объединить, как это бывало в других странах. Думаю, логотип Vodafone на российском рынке так или иначе мы увидим.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.