Невидимки морей
АрхивВ нашем глобальном мире море, как и в старину, остается самым экономичным транспортным путем.
В нашем глобальном мире море, как и в старину, остается самым экономичным транспортным путем. Но пути, будь то сухопутные или океанские, надо охранять. Иначе приключится конфуз, как недавно с украинским судном "Фаина", которое сомалийские пираты взяли на абордаж с грузом, насчитывающим, кроме прочего военного снаряжения, больше трех десятков танков Т-72. Задача охраны своего судоходства, как и создание проблем - чужому, в прежние времена возлагалась на корветы и фрегаты. Ныне корабли этих классов стали еще и малозаметными. Во всяком случае - для радаров.
Как только в морских сражениях Второй мировой радары доказали свою эффективность, на повестку дня стала задача снижения радиолокационной заметности кораблей. Первым взялся грызть этот орешек Третий Рейх. Подводные лодки кригсмарине в ходе Битвы за Атлантику, покидая порты оккупированной Франции, шли к судоходным путям Объединенных наций через Бискайский залив преимущественно в надводном положении. Затем авиационные патрули союзников отучили их ходить под дизелями днем. Году к 1943-му самолетные прожектора и локаторы "либерейторов" и "каталин" загнали у-боты под воду даже в ночное время. Для хода под дизелями немцы стали использовать голландское довоенное изобретение - шноркель, дыхательную трубку, выступающую над волнами на пару футов.
Но прогресс радиоэлектроники позволил установить на самолетах радары сантиметрового диапазона, на которых шноркель был прекрасно виден. И нацисты обратились к другому голландскому изобретению - дело в том, что еще в 1936 году в Нидерландах был разработан и запатентован поглотитель энергии электромагнитных волн.[Proc. IEEE Trans. AP., vol. 21, p. 484, April 1973.]И шноркели начали покрывать каучуком, в который были введены мелкодисперсные ферромагнитные частицы. Правда, подводникам Деница это уже помочь не могло…
Потом была ядерно-ракетная военно-техническая эйфория. Надводные корабли казались безнадежной архаикой, пока вдруг не выяснилось, что Большая война уже невозможна, а для малых конфликтов они незаменимы. И вот тут-то, в ходе Шестидневной войны 1967 года, триумфальной для Израиля, арабские катера советской постройки взяли да и утопили противокорабельными ракетами (ПКР) эсминец "Эйлат". Новый класс оружия показал свою эффективность в бою - управляемые ракеты шли по отраженному сигналу на крупную, а значит, яркую и контрастную цель, коей является корабль. Потом были Фолкленды… Британская эскадра разгромила вооруженные силы аргентинской военной хунты, оказавшейся куда более страшной для своих инакомыслящих, чем для вооруженного противника.
Превосходство Королевского флота было подавляющим. Аргентинцы сначала ударились в ламентации по поводу утопления коварными бриттами крейсера General Belgrano - наивные мачо думали, что они в безопасности, если их крейсер находится за пределами ими самими провозглашенной зоны военных действий вокруг спорных островов. Ну а в критический момент высадки британского десанта вообще не смогли выйти в море из-за шторма, который Royal Navy высокомерно проигнорировали. Тем не менее потери понесли и просвещенные мореплаватели. Французские ПКР Exocet, выпущенные с самолетов, отправили на дно эсминец HMS Sheffield и, использовавшийся как авиатранспорт, контейнеровоз Atlantic Conveyor. Короче говоря, если локаторы носителя (корабля или самолета) и головки самонаведения самой ПКР замкнутся на корабле-цели, то последний ждут большие проблемы. А чтобы таковых проблем избежать, вояки и озаботились снижением радиолокационной заметности кораблей. Это позволило бы достигать тактической неожиданности, незаметно подходя к противнику; снижать свои потери, не давая радиолокатору активной системы самонаведения ПКР обеспечить сопровождение цели.
Уменьшением РЛС-сигнатур занимались в разных странах, в том числе и в России. Тем читателям, которые по старой традиции воспользуются этим номером "КТ" для написания курсовой, порекомендуем труды доктора физ.-мат. наук Штагера[Штагер Е.А. Рассеяние радиоволн на телах сложной формы. М., 1976; Штагер Е.А., ред. Метод расчета ЭПР судов, Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, 1975.]. Остальным же вкратце скажем, что речь идет о применении методов геометрической и физической оптики для анализа и оптимизации корабельной архитектуры, чтобы минимизировать отражение радиосигнала по направлению к радару. Прежде всего корабль избавляют от так называемых "блестящих точек", эффективных радиоотражателей: лишают шлюпок и шлюпбалок (как делалось еще на американских эсминцах Arleigh Burke) и покрывают трапы радиопоглощающим материалом. Для этого используются композиты с включенными в их состав короткими металлическими волокнами, что при малой толщине обеспечивает высокие поглощающие свойства в широком диапазоне частот.
Надо отметить, что корабль, в отличие от самолетов Stealth, сделать полностью РЛС-незаметным нельзя. Слишком уж он велик, слишком уж ровной поверхностью является океан.[ Хотя отражения радиоволн от волн морских и порождают довольно коварные зайчики, затрудняющие работу радаров.]Поэтому проектировщики ограничиваются снижением сигнатур до уровня, при котором корабль сможет затеряться среди ложных целей. На основе этих принципов строились уже германские фрегаты класса F123 Brandenburg, вступавшие в строй в первой половине 1990-х гг. Специалисты полагали, что эквивалентная поверхность рассеяния у них будет на порядок меньше, чем у кораблей того же класса старой постройки.[Ананьин Э.В., Ваксман Р.Г., Патраков Ю.М. Методы снижения радиолокационной заметности, Зарубежная радиоэлектроника, 4-5/1994, сс. 5-21. (Точно говорить об этом можно будет, лишь взяв такой корабль в качестве трофея и замерив его сигнатуры; или дождавшись, пока лет через полста они будут опубликованы в открытой печати… В мирное время "невидимки" носят дополнительные радиоотражатели, что не только обманывает потенциального противника, но и повышает безопасность судовождения.)] Дальнейшим развитием F123 Brandenburg являются германские фрегаты класса F124 Sachsen.
Строительство трех судов было самой дорогостоящей кораблестроительной программой ФРГ - оно обошлось бюргерам в 2,1 млрд. евро. Объединенные в 2. Fregattengeschwader (Вторую эскадру фрегатов), эти 143-метровые гиганты имеют водоизмещение по 5690 тонн. Разгоняющая их до 29 узлов силовая установка комбинированная: дизеля - для экономического хода, газовые турбины - для полного. Электроэнергией каждое судно снабжают по четыре тысячекиловаттных дизель-генератора.
Столь внушительные мощности нужны для радаров - двух многофункциональных STN Atlas 9600-M; станции дальнего обнаружения Thales Nederland SMART-L; станции обнаружения, сопровождения и наведения воздушных и надводных целей Thales Nederland APAR. Кроме того, имеются инфракрасная система обнаружения и сопровождения целей Thales Sirius IRST и электронно-оптическая система управления огнем STN Atlas MSP 500. А подводными целями ведает гидролокатор STN Atlas DSQS-24B. Естественно, функциональность этих приборов определяется в равной мере радиочастотным (или оптическим) трактом и средствами цифровой обработки сигналов.
Оружие корабля в первую очередь приспособлено для защиты от самолетов противника - вспомним, кто поразил суда Королевского флота у Фолклендов. Оно очень похоже на оружие класса Aegis с ракетами SM-2 (см. "КТ" #737). Есть артсистемы - многоцелевая, способная работать и по воздушным, и по надводным целям, итальянка OTO-Melara калибра 76 мм и два 27-мм автомата Mauser. На последние возлагается задача поражения ПКР и неосмотрительно приблизившихся к фрегату аэропланов. А эффективность применения зенитных средств повышается за счет РЛС-малозаметности корабля - он уподоблен хорошо замаскированной батарее. Это же обстоятельство повышает эффективность наступательного оружия - ПКР Harpoon в двух счетверенных пусковых установках.
Наличие ангара с парой вертолетов Sea Lynx Mk.88A или NH90 позволяет организовать защиту фрегата от катеров, увеличивает дальность обзора поверхности и помогает в охоте за субмаринами, для которых припасено два строенных торпедных аппарата с торпедами EuroTorp MU90. Естественно, все оборудование и системы оружия комплексировано бортовой компьютерной сетью.
Ну а для снижения заоблачной стоимости кораблей их электроника и оружие унифицированы с созданными по той же концепции фрегатами класса De Zeven Provinci, четыре из которых состоят на службе в Koninklijke Marine, Королевском Нидерландском флоте.