Новости
АрхивНаперегонки со временем - Есть идея! - Третий лишний - Защитная реакция - Право на копию - Я PC, а ты - PC? - Особенности национальной вербовки - Женская доля - Чипы в клеточку - Загадки трения - Холодный диполь - Поступь железного человека - Новости подготовили
Наперегонки со временем
Китай завершил очередной этап своей космической программы: выход космонавта в открытое пространство состоялся, а спускаемый аппарат с целыми и невредимыми членами экипажа успешно вернулся на Землю.
Корабль "Шеньчжоу-7" отправился на орбиту с космодрома Цзюцюань 25 сентября в 17:10 по московскому времени с тремя космонавтами на борту. Полет длился 68 часов, а главным событием стал пятнадцатиминутный выход в космос тайконавта Чжай Чжигана (Zhai Zhigang). Национальное телевидение показывало космическую прогулку в прямом эфире.
Скафандр, в котором Чжиган выходил в космос, был китайским: космическая политика Поднебесной такова, что расчет делается на собственные силы, хотя и от помощи Китай не отказывается. Так, на борту корабля был проверенный временем российский скафандр "Орлан", в который облачился другой член экипажа. Китайский скафандр имеет десять слоев, весит 120 кг и стоит больше четырех миллионов долларов. В его создании и в подготовке к выходу в открытый космос Китаю помогали российские специалисты.
Спускаемый аппарат с космонавтами приземлился 28 сентября в 13:37 по московскому времени. Китай стал третьей страной, сумевшей организовать выход человека в открытый космос. В дальнейшем китайцы планируют создать орбитальную лабораторию, отработать на ней стыковку с автоматическими и пилотируемыми кораблями.
Как и для других космических держав, космос для Китая не только стратегическое направление, аккумулирующее в себе достижения технического прогресса, но и политика, которая всегда предоставляла благодатную почву для лжи. История с запуском "Шеньчжоу-7" подтверждает эту истину, демонстрируя, насколько важно Пекину было создать нужное впечатление о полете во всем мире. Агентство Синьхуа по ошибке выложило в Сеть отчет об успешном старте еще до того, как космический корабль покинул поверхность Земли. Сообщение изобиловало красочными подробностями и содержало даже реплики из диалогов с космонавтами. В самом этом факте нет ничего уникального, такое случается, когда загодя готовятся, к примеру, пресс-релизы или некрологи важных персон. Важнее другое: если проблемы в состоявшемся полете и были, мы о них вряд ли узнаем. То, что пишется и говорится в Китае на эту тему, наверняка отрепетировано с не меньшей тщательностью, чем все действия членов экипажа. Справедливости ради упомянем, что и Россия (а ранее - СССР), и США вряд ли всегда сохраняли кристальную честность в том, что касалось космических рапортов, о чем ходит немало легенд по обе стороны Атлантики. АБ
Есть идея!
Хорошая идея способна изменить мир. А нынешней осенью менять мир к лучшему особенно легко - благодаря сразу двум веб-проектам, зачинщики которых надеются отыскать решение насущных проблем человечества путем привлечения армии интернетчиков.
Первый проект запущен компанией Google, которая десять лет назад тоже появилась из одной хорошей идеи. В рамках празднования своего юбилея поисковый гигант предлагает всем желающим принять участие в "Проекте 10100" (так записывается пресловутый гугол). У вас есть идея, способная облегчить жизнь миллионам людей? До 20 октября поделитесь ею на сайте www.project10tothe100.com и вы автоматически станете участником конкурса с фондом 10 миллионов долларов. Чтобы попытать счастья, не требуется ни знания иностранных языков (текст заявки можно написать и на русском), ни близкое знакомство с высокими технологиями: в качестве примера разработки, способной претендовать на победу, приводится бочкообразная канистра с ручкой Hippo Water Roller, в которой жители беднейших стран мира могут транспортировать воду. Предложения делятся на восемь категорий, среди которых энергетика, здравоохранение, образование, а также общая категория для идей, не подходящих ни к одному из перечисленных разделов.
По окончании приема заявок гугловцы отберут сотню самых интересных, на их взгляд, предложений и 27 января опубликуют список в Сети для дальнейшего отсеивания путем открытого голосования. После того как круг кандидатов сузится до двадцати, специальное жюри выберет пять самых перспективных предложений. Затем Google проведет конкурс между компаниями, желающими взяться за реализацию идей-финалистов, победителям которого и будут переданы средства из призового фонда.
Второй проект представляет собой оригинальную компьютерную игру Superstruct, требующую от участников по меньшей мере неплохого знания английского языка, а в идеальном случае еще и уверенного обращения с современными социальными веб-инструментами (форумами, блогами, социальными сетями и т. п.). Сценарий игры переносит участников в 2019 год, когда некий фантастический суперкомпьютер, успешно моделирующий судьбу живых видов, предсказывает человечеству вымирание в течение ближайшей четверти века. Конец цивилизации должен стать результатом воздействия сразу нескольких факторов, названных суперугрозами, - это глобальные эпидемии, продовольственные и энергетические кризисы, массовая миграция населения из неблагополучных районов Земли и правовые проблемы в развитых странах мира. Игрокам предлагается вообразить, какими они станут одиннадцать лет спустя, и вынести на суд общественности решения проблем, с которыми они могут столкнуться
Схожесть с сонмом апокалиптических компьютерных игрушек в данном случае лишь поверхностная. Superstruct обещает стать самым необычным игровым проектом последних лет, благодаря своим создателям и собственно игровому процессу. Авторами игры выступили сотрудники так называемого Института будущего (Institute for the Future, IFTF) - некоммерческого учреждения, квартирующего в Кремниевой Долине и образованного сорок лет назад выходцами из RAND Corporation. Собравший под своей крышей десятки исследователей из самых разных областей человеческих знаний, IFTF зарабатывает на жизнь моделированием ближайшего будущего по заказу компаний и организаций. Подобные сценарии легли и в основу Superstruct.
Что касается игрового процесса, то здесь все еще хитрей. Для участия в проекте не нужна какая-то специальная программа, действо развернется на просторах Интернета - поэтому достаточно только браузера. Предполагается, что координационным центром станет сайт www.superstructgame.org и одноименная группа в социальной сети Facebook. Здесь участники будут получать свежие данные "из будущего" в формате теленовостей и газетных публикаций. Переварив очередную порцию информации, игроки должны напрячь фантазию и с привлечением имеющихся средств рассказать о том, какие проблемы поджидают их в повседневной жизни и как они намерены их решать. Пока не совсем понятно, каким образом будет вестись подсчет очков, но, по всей видимости, игроки смогут повышать рейтинг, привлекая к своим работам наибольшее число читателей и собирая максимум комментариев. Игра, стартовавшая 6 октября, продлится шесть недель, а по ее окончании специальное жюри выберет победителей.
Создатели Superstruct классифицируют свое детище как MMFG: Massively Multiplayer Forecast Game - многопользовательскую игру прогнозов. Ее девизом избран слоган "Изобретая будущее" (Inventing the future), что отражает отсутствие четко заданных границ. Авторы "новостей из будущего" лишь определяют направление, а уж куда игроков приведет фантазия, невозможно даже представить. ЕЗ
Третий лишний
"Мы говорим Google - подразумеваем Пейдж и Брин", - так в наши дни можно перефразировать советского классика. В самом деле, громкий брэнд "поисковика номер один" так прочно ассоциируется с именами его "отцов", что на их месте невозможно представить кого-то другого. И все же, повернись колесо истории чуть иначе, и, возможно, среди сооснователей Google в ИТ-скрижали было бы вписано еще одно имя. Впрочем, как известно, история не терпит сослагательного наклонения…
Практически в тот момент, когда отцы Google задували десяток свечей на именинном пироге своего детища, в мировой прессе промелькнула сенсационная новость: как чертик из табакерки появился человек, уверяющий, что и он имеет полное право принимать поздравления, поскольку, дескать, стоял у колыбели именинника. "В феврале 1997 года Ларри, Сергей и я создали Google", - без обиняков заявил Хуберт Чанг (Hubert Chang). По словам возмутителя спокойствия, с Брином и Пейджем его познакомил профессор кафедры компьютерных наук Стэнфордского университета Раджив Мотуани (Rajeev Motwani). В то время друзья вместе работали над поисковым алгоритмом PageRank и позарез нуждались в помощи опытного наставника. Именно тогда, утверждает Чанг, он подкинул им несколько важных технических идей и даже разработал бизнес-план будущей поисковой компании! Увы, затем пути-дорожки соавторов разошлись. После успешного завершения проекта студенты решили сконцентрироваться на его коммерческом внедрении, основав свой стартап, в то время как Чанг предпочел углубиться в работу над диссертацией, как того хотел его отец. Что ж, беспрекословное следование родительским заветам вышло боком: в 2003 году, когда Чанг надел вожделенную докторскую мантию, его младшие "подельники" уже находились на подступах к списку миллиардеров Forbes!
На вопрос, почему он заявил миру о столь любопытном факте лишь теперь, у несостоявшегося гугловца нет четкого ответа. Из его путаных объяснений следует, что несколько лет назад он пытался договориться "по-хорошему", но так и не добился встречи с основателями Google, которые его попросту игнорировали. Отстегивать миллиарды старшему товарищу Брин и Пейдж не спешат и поныне. Ведь, как отмечают многие свидетели, в "евангелии от Хуберта" есть нестыковки. К примеру, по свидетельству самого профессора Мотуани, все его общение с несостоявшимся "отцом Google" свелось к нескольким полученным от него электронным письмам. Поскольку ни он, ни его студенты с Чангом вживую не общались, воспоминания об интенсивном "соображении на троих" являются чистой "липой". "К созданию Google в свое время имело отношение немало народу, но именно Брин и Пейдж основали компанию в сентябре 98-го", - отрезала пресс-служба Google, дав понять, что никаких дебатов с самозванцем вести не намерена.
Что ж, карта "недогугловца" бита - по прошествии стольких лет и отсутствии каких-либо вразумительных доказательств его интересы не возьмется защищать ни один адвокат. Так что, похоже, единственным дивидендом со всей этой сомнительной истории для Чанга остается лишь возросшая популярность видеоролика с "проповедью", который он, по иронии судьбы, выложил на видеопортал YouTube, всецело принадлежащий его несостоявшемуся детищу. ДК
Защитная реакция
Если кому-нибудь вдруг доведется делать римейк мифа о Сизифе, претендент на роль бесперспективного труда из актуальной ИТ-сферы напрашивается сам собой - защита информации. Мало того что камень каждый раз скатывается к подножию горы после взлома очередной "неприступной" технологии, так еще и отношение народа к этой деятельности не отличается особой благосклонностью, ведь защитные механизмы создают трудности не только покушающимся на авторские права, но и законопослушным гражданам, не собирающимся ничего красть (причем насолить второй категории у разработчиков получается не в пример лучше). Новое тому подтверждение поступило с рынка компьютерных игр, участники которого давно взяли на вооружение противоречивые методы борьбы с пиратством.
Шутка ли, не прошло и месяца после выхода долгожданной игры Spore, как против издателя, компании Electronic Arts, в американский суд был подан иск, поводом для которого стало использование технологии защиты SecuROM. Состав и формулировка претензий истицы весьма любопытны. Во-первых, согласно исковому заявлению, потребители не были уведомлены о присутствии изощренной оборонной системы (подчеркивается обособленность механизма DRM от самой игры); компания о ней скромно умолчала, упомянув лишь о необходимости активации копии игры через Интернет. Во-вторых, нежданный гость ведет себя на машинах игроков по-хозяйски: бесцеремонно внедряется в ядро системы и не поддается никакому контролю со стороны пользователя, потребляя вычислительные ресурсы. Более того, продолжает истица, SecuROM, как и каждая лишняя программа, снижает надежность всей системы. Далее приводится история девушки, установившей игру на компьютер жениха, после чего операционка стала регулярно сбоить (иск вообще изобилует почерпнутыми в Интернете историями других пострадавших). И наконец, даже если полностью удалить игру, ее скрытый защитник продолжит дислоцироваться на компьютере пользователя.
Иск носит статус коллективного и посему представляет интересы всех покупателей Spore. Впрочем, многие не стали дожидаться юридического оформления претензий, выплеснув свое недовольство в Сеть. Основной объект критики - ограничение количества установок игры (вскоре, реагируя на поднимающуюся бурю, EA увеличило это число с трех до пяти). Причем счетчик неумолимо щелкает и в том случае, если один из ПК, на котором проинсталлирована игра, подвергся существенному апгрейду. Одной из главных площадок для обсуждения стал интернет-магазин Amazon. Через несколько дней после начала продаж все пользовательские отзывы, среди которых преобладали негативные, вдруг пропали. И?хотя через некоторое время комментарии были восстановлены (причиной их исчезновения был объявлен технический сбой), неприятный осадочек остался. Игра получила почти единогласный "кол" в оценках посетителей Amazon (похоже, это стало результатом флэш-моба), и это тоже упоминается в иске. Вести из "сетевого подполья" весьма характерны: взломанная Spore числится в лидерах по количеству закачек в файлообменных сетях, хотя, конечно, относить популярность нелегальной версии на счет драконовских мер защиты было бы преувеличением.
Кстати, недавно о пользователях вспомнили во "вражеском" стане. Разработчик и издатель игр, компания Stardock, предложила проект "Билля о правах геймеров", который, среди прочего, провозглашает право игроков "ожидать, что игра не будет устанавливать скрытые драйверы без их согласия" и право "не считаться потенциальными преступниками". Впрочем, что до скандала вокруг Spore, что сейчас, ждать от крупных издателей добровольного следования этим правилам не приходится. ИК
Право на копию
Похоже, Американская ассоциация кинокомпаний (МРАА) решила устроить очередное показательное разбирательство. На этот раз под прицел поборников копирайта попали не владельцы торрент-ресурсов и даже не юзеры, балующиеся файлообменом, а крупный разработчик программного обеспечения - компания RealNetworks.
Поводом для конфликта послужил выпуск программы RealDVD, обеспечивающей копирование DVD-дисков на винчестер в защищенном виде, с привязкой к конкретному компьютеру. Такой подход, по замыслу разработчиков, позволит создавать дубликаты легально приобретенных дисков для личного использования, одновременно предотвращая неконтролируемое распространение фильмов.
МРАА, однако, придерживается иной точки зрения. Представители ассоциации заявляют, что RealDVD - просто мечта пирата: дескать, программа в процессе работы обходит защиту DVD, а для создания копии вовсе не обязательно покупать оригинал. То есть можно взять очередной голливудский блокбастер напрокат, недолго думая слить его на винчестер и затем крутить фильм, пока не надоест, не платя при этом студиям ни цента. По мнению МРАА, программу вообще следовало бы назвать не RealDVD, а StealDVD.
Как обычно в подобных случаях, RealNetworks вменяется нарушение пресловутого закона DMCA. Истец требует прекратить распространение приложения и выплатить компенсацию за уже нанесенный ущерб. В RealNetworks, впрочем, к подобному повороту событий явно готовились и встретили его во всеоружии. Не прошло и дня после обращения МРАА в суд, как был подан встречный иск. Создатели RealDVD настаивают на том, что владельцы копирайта ограничивают права потребителей на использование легально приобретенных материалов. Ведь МРАА фактически запрещает создавать резервные копии на случай утери оригинала. В то же время, подчеркивает RealNetworks, программа RealDVD не только не взламывает защиту дисков, но и обеспечивает контенту дополнительный заслон, предотвращающий его несанкционированное распространение.
Каждая из сторон, участвующая в разбирательстве, рассчитывает на победу, но вряд ли стоит ожидать, что решение по делу будет вынесено в короткие сроки. В конфликт втянуты такие гиганты, как Disney, Paramount Pictures, Sony Pictures, 20th Century Fox, NBC Universal, Warner Bros. и Viacom. И вряд ли студии сдадутся без боя. ВГ
Я PC, а ты - PC?
Репутация "величайшего провала", заработанная операционной системой Windows Vista, заставила Microsoft пойти на крайние меры. Впервые за свою историю софтверный гигант вынужден прибегнуть к масштабной рекламной кампании, дабы обелить себя в глазах пользователей. Пока Редмонд взывает лишь к американцам, но ознакомиться с рекламными материалами может любой житель планеты (на сайте LifeWithoutWalls.com).
Началом кампании можно считать июльский "Эксперимент Мохаве" (см. "КТ" #745). Тогда в Интернете было помещено несколько роликов, демонстрирующих, сколь резко меняется отношение людей к Висте, если операционку преподносят под соусом "секретной разработки". В начале сентября акция получила продолжение, выплеснувшись на телеэкраны в форме двух клипов с участием популярного в Штатах комика Джерри Сейнфилда (Jerry Seinfeld) и самого Билла Гейтса. Основатель Microsoft и его партнер, играя самих себя, сталкиваются с обычными людьми (в обувном магазине, затем в гостях) и тем самым порождают комичные ситуации. Ведущиеся параллельно дискуссии должны были, по замыслу авторов, поведать историю Windows и подтолкнуть к идее того, сколь полезна она может быть. Увы, несмотря на то что оба клипа широко обсуждались, странный юмор, чересчур иносказательная форма и фантастический гонорар, обещанный Сейнфилду (по слухам, 10 млн. долларов) вызвали лишь волну озадаченных и негативных откликов. Выпускать продолжение этих скетчей не планируется, вместо этого Microsoft дала отмашку следующему этапу кампании: "подогретой" публике предложили серию новых роликов, объединенных общим слоганом "I’m a PC".
Вообще-то, эта идея придумана маркетологами Apple, создавшими цикл роликов, построенных на противопоставлении скучного офисного трудяги (собственно PC с Windows) и веселого малого, изображавшего Mac. В корпорации решили воспользоваться ситуацией себе во благо. В новых рекламных клипах софтверного гиганта с экрана взирают преимущественно рядовые пользователи (хотя можно встретить и Гейтса, Балмера, Еву Лонгорию и др.), каждый из которых, продекламировав генеральный слоган, рассказывает что-то о себе, вызывая у зрителя ощущение гордости за принадлежность к сообществу талантливых, творческих людей.
Любопытно, что представители лагеря Apple не упустили случая лишний раз посмеяться над Microsoft. Изучив метаданные изображений, выложенных в пресс-релизе, описывающем новую серию роликов, они выяснили, что несколько из них созданы на Mac OS X.
Отзовется ли брошенный Microsoft клич в сердцах обывателей, еще большой вопрос, но останавливаться на достигнутом Редмонд, похоже, не собирается: в улучшение подпорченного имиджа вложено примерно 300 млн. долларов. ЕЗ
Особенности национальной вербовки
Существует множество разнообразных способов вербовки агентов секретными службами. Помимо вполне законных приемов в ход может идти внушение, подкуп, шантаж… А британская разведывательная контора MI6 с недавних пор занимается поиском кадров через социальную сеть Facebook, предлагая членам этого интернет-сообщества перспективную карьеру и достойные заработки.
До 2006 года основным каналом подбора сотрудников для британской внешней разведки были лучшие университеты королевства. Затем объявления о поиске агентов стали появляться на радио и в некоторых газетах. Свой взор на социально ориентированные веб-сервисы в MI6 обратили впервые. Всего в Facebook были замечено три различных типа объявлений с предложениями о трудоустройстве на должности сотрудников по сбору и анализу разведданных. В одном из них MI6 взывает к дипломированным специалистам в различных областях, в другом - к людям, желающим сменить профессию. Третий тип наиболее претенциозен и предлагает соискателям стать частью мировой истории.
В Министерстве иностранных дел Великобритании отмечают, что MI6 использует различные публичные каналы для вербовки сотрудников, и сервис Facebook просто стал одним из них. Официальные лица не уточняют, удалось ли британской разведке найти через социальную сеть хоть одну кандидатуру, достойную стать агентом на "секретной службе Ее Королевского Величества".
А пока MI6 присматривается к новым кадрам, готовым оказать влияние на события, происходящие в мире, и встать на страже Великобритании, в самой разведслужбе ситуация с безопасностью далека от идеальной. Недавно на интернет-аукционе eBay с молотка ушла цифровая фотокамера, содержащая в памяти материалы MI6, явно не предназначенные для широкой публики. Новый владелец фотоаппарата, купивший его примерно за 30 долларов, обнаружил там фотографии лиц, подозреваемых в терроризме, а также снимки ракетных пусковых установок. Как именно камера с секретными снимками попала на eBay, не ясно, но вероятнее всего речь идет об обычной халатности. Полиция Великобритании уже начала расследование этого дела. ВГ
Женская доля
В конце сентября прошла седьмая конференция Форума независимых разработчиков программного обеспечения (ISDEF, www.isdef.org). Участниками мероприятия традиционно стали первые лица ИТ-компаний, занятых в сфере ПО.
В течение трех дней собравшиеся обсуждали наиболее актуальные для развития отрасли вопросы, которые в этом году включали типичные проблемы выхода на рынок новых игроков. Также на конференцию впервые были приглашены представители четырнадцати компаний-инвесторов, на чей суд представили три десятка предварительно отобранных проектов. Предполагается, что как минимум три стартапа смогут получить финансовую подпитку.
Еще одним новшеством нынешней конференции ISDEF стала презентация первого дайджеста российского рынка массового программного обеспечения. В издании, созданном по инициативе Форума, обобщена информация об объемах продаж в различных сегментах рынка и его ведущих игроках. Основная трудность при работе над дайджестом, выпускать который планируется каждый год, состояла в том, что многие компании отрасли не являются публичными. Большая часть данных была получена окольными путями, и по этой причине в исследованиях преобладают не абсолютные, а относительные или обобщенные величины.
По опубликованной сводке, оборот всего массового ПО в России в прошлом году достиг 3,7 млрд. долларов, а в этом ожидается его рост до 5 млрд. Продажи российских софтверных компаний во всем мире выросли в 2007 году до 1,7 млрд. долларов. В настоящий момент две трети продаваемых в России программ приходится на корпоративный сегмент, еще 20% потребляет государство. Оставшаяся доля приходится на частных пользователей.
По мнению участников рынка, опрошенных в ходе подготовки дайджеста, помимо все нарастающей легализации в SMB-секторе, в ближайшее время значительное влияние на отрасль окажет цифровая дистрибуция и развитие рынка ПО для мобильных устройств, который должно подстегнуть начало официальных продаж iPhone в России. Главным фактором со знаком минус остается непрекращающийся кадровый голод во всей ИТ-сфере.
Если говорить о зарубежных софтверных компаниях в России, то гегемонии Microsoft у нас, как и во всем мире, пока ничего не угрожает. В то же время, в скором будущем ожидается появление новых представительств других западных корпораций, которые спешат закрепиться на быстрорастущем российском рынке.
Наконец, стоит отметить, что среди пользователей ПО становится все больше женщин: за три года их относительная доля выросла более чем в два раза и достигла 29%. Если тенденция сохранится, то компьютерные программы скоро перестанут быть темой типично мужских разговоров. АБ
Чипы в клеточку
Команде химиков из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре впервые удалось вырастить на кремниевой подложке прямоугольную нанорешетку из сополимеров. Такие нанорешетки могут продлить жизнь фотолитографии и стать основой технологии производства компьютерных чипов следующих поколений.
Идея использовать так называемые блочные сополимеры для производства чипов не нова. Такие сополимеры состоят по крайней мере из двух различных полимерных цепочек, называемых блоками, которые соединяются друг с другом концами, формируя длинную цепочку. Блоки можно выбрать так, чтобы они на протяжении большей части своей длины стремились отталкиваться друг от друга. Тогда на полупроводниковой подложке удерживаемые за концы и отталкивающиеся в середине блоки могут самоорганизовываться в регулярную пленочную структуру. Ее характерный масштаб - несколько десятков нанометров. Размерами такой структуры легко управлять, выбирая нужную длину блоков. Удалив затем химическим способом блоки одного типа, можно получить на подложке полимерную маску и с помощью обычной литографии, травления и осаждения изготавливать устройства с гораздо меньшими размерами, чем допускают современные технологии.
Все было бы хорошо, но блочные сополимеры всегда самоорганизуются на подложке в похожую на соты гексагональную структуру, а вся технология разработки и производства чипов рассчитана на прямоугольную сетку.
Теперь ученым, наконец, удалось подобрать хитрый "сплав" из двух различных блочных сополимеров, части которых притягиваются друг к другу с помощью водородных связей. В такой системе с помощью многостадийного процесса, включающего облучение ультрафиолетом и травление, удалось добиться самоорганизации полимеров в строго упорядоченный прямоугольный массив с характерным шагом около 20 нанометров. А это примерно вдвое меньше, чем позволяют достичь современные технологии массового производства чипов.
Теперь ученые работают над получением прямоугольных полимерных масок сразу на большой площади подложки и над изготовлением первых образцов чипов путем интеграции полимерной маски в традиционную фотолитографию. Экспериментаторы надеются, что в случае успеха их метод примут на вооружение гранды полупроводниковой индустрии. ГА
Загадки трения
Любопытные результаты получили физики из двух немецких университетов при поддержке коллег из Йельского университета. Их новые эксперименты подтверждают, что скольжение без трения на наномасштабах является скорее нормой, а не исключением из правил.
Многие проверенные временем инженерные теории перестают работать, когда размеры устройств не превышают несколько десятков или сотен нанометров. Начиная с восьмидесятых годов прошлого века, ученые время от времени с удивлением обнаруживали, что некоторые идеально гладкие кристаллы размером несколько нанометров способны скользить по различным подложкам практически без трения. В последние годы таких экспериментов стало больше, и теоретики нашли несколько объяснений этому явлению, получившему название "суперскользкость".
Одна из теорий предполагает, что идеально гладкие на атомных масштабах кристаллы должны скользить друг по другу совсем без трения. Силы трения возникают только в том случае, если атомы примесей попадают между поверхностями и начинают за них "цепляться". Однако надежного экспериментального подтверждения эта гипотеза не получила, воспроизводимость результатов таких экспериментов низка, а размеры скользящего образца, коим обычно был кончик сточенной иголки атомно-силового микроскопа, не превышал нескольких нанометров.
В новых экспериментах ученые напыляли атомы сурьмы на сверхчистую поверхность графена. Получались "островки" с площадью до трехсот тысяч квадратных нанометров. Затем их двигали по поверхности графена с помощью иголки атомно-силового микроскопа и измеряли необходимую для этого силу. Оказалось, что примерно один из четырех островков даже самых больших размеров мог скользить по графену без всякого трения! Если эксперименты проводились на воздухе, что повышало вероятность попадания примесей, то шансы на скольжение без трения резко снижались. По мнению авторов, это надежно подтверждает, что за трение ответственны именно примеси. Кроме того, сама постановка экспериментов исключает многие возможные ошибки. Раньше оппоненты утверждали, что кончик иглы микроскопа не может скользить без трения - просто в экспериментах игла слегка поднималась над поверхностью, что и приводило к ошибке.
Теперь у теоретиков развязаны руки, а экспериментаторы могут и дальше проверять теорию, исследуя суперскольжение различных пар материалов друг по другу, а также влияние на трение всевозможных примесей. Результаты этих экспериментов очень пригодятся инженерам, разрабатывающим разнообразные микромашины, трение движущихся частей в которых, по крайней мере в теории, может быть сведено к минимуму. ГА
Холодный диполь
Физикам из Колорадского университета в Боулдере впервые удалось создать плотный ультрахолодный квантовый газ из полярных молекул. Он позволит ученым не только изучать нетривиальные коллективные квантовые явления, но может стать основой новых методов обработки и хранения квантовой информации.
Начиная с середины девяностых годов прошлого века ученые научились удерживать в лазерных или магнитных ловушках атомы некоторых газов и охлаждать их до температуры лишь на сотни наноградусов выше абсолютного нуля. При такой низкой температуре все атомы с четным спином "останавливаются" в одном квантовом состоянии с наименьшей энергией и газ превращается в одну "гигантскую молекулу", называемую конденсатом Бозе-Эйнштейна. Это достижение было отмечено Нобелевской премией 2001 года. В таком конденсате можно изучать многие странные квантовые эффекты: в нем научились почти останавливать свет; на его основе сейчас пытаются сделать атомные лазеры для сверхточных измерений.
Вслед за отдельными атомами ученые давно пытаются охладить газ из полярных молекул. Такие молекулы представляют собой миниатюрные электрические диполи, которые взаимодействуют друг с другом на сравнительно больших расстояниях. Они могли бы помочь ученым разобраться в сложных коллективных квантовых явлениях. Однако молекулы газа могут запасать в себе энергию в различных возбужденных колебательных и вращательных квантовых состояниях. Если такой газ попытаться охладить обычными методами, то внутренняя энергия вращений и колебаний его молекул станет переходить в энергию их поступательного движения, то есть просто нагревать газ, мешая достичь требуемых низких температур. И избавиться от такого нагрева до сих пор никому не удавалось.
В новых экспериментах ученые использовали простую смесь ультрахолодных атомов калия и рубидия, зажатых в лазерной ловушке. Там включили слабое магнитное поле, которое спровоцировало слабое притяжение между атомами калия и рубидия, заставляя их объединяться в пары полярных молекул.
Сначала такие молекулы были огромными, то есть находились в сильно возбужденном квантовом состоянии с большой внутренней энергией. Чтобы ее удалить, газ стали облучать лазером на определенных длинах волн в ближнем инфракрасном диапазоне. Облучение заставило молекулы переходить в состояния с меньшей внутренней энергией, испуская фотоны, которые покидали газ не нагревая его. Таким образом удалось избавиться от излишней внутренней энергии молекул, достигнув температуры газа 350 наноградусов выше абсолютного нуля и плотности 1012 молекул в кубическом сантиметре.
Авторы надеются, что такой газ быстро найдет массу научных приложений. Например, сделанные из полярных молекул кубиты, в принципе, должны быть слабо чувствительны к нежелательным тепловым воздействиям, но в то же время легко управляться внешним электрическим полем. Коллеги с большим энтузиазмом восприняли сообщение о получении холодного полярного газа. И теперь нам остается подождать результатов новых интересных экспериментов, объясняющих странное квантовое поведение вещества. ГА
Поступь железного человека
23 сентября в Нью-Йорке было представлено первое мобильное устройство под управлением операционной системы Android. Конференцию посетили лично Ларри Пейдж и Сергей Брин, но все же ее главным героем стал T-Mobile G1 (также известный как HTC Dream) - первый коммуникатор под управлением "андроида".
Технические характеристики аппарата приведены во врезке. Программная начинка включает собственно ОС Android, веб-браузер (близкий родственник Chrome), медиаплеер, софт для прямого доступа к сервисам Google (поиск, Gmail, Maps, Talk, YouTube и т. д.).
В продажу новинка поступит 22 октября, пока же предлагается оформить предварительный заказ. При условии заключения контракта на двухгодичное обслуживание от T-Mobile, коммуникатор обойдется всего в 180 долларов. В ноябре G1 появится в Британии, а к началу следующего года и в других странах Европы.
О планах выпуска аппаратов под управлением Android сообщили также Samsung, LG, Motorola, China Mobile и Sprint Nextel.
Счастливчики, успевшие подержать G1 в руках, тепло отзываются о дизайне аппарата и интерфейсе операционной системы. GUI интуитивно понятен, он допускает использование "жестов" для быстрого обращения к функциям ОС и приложений, реакция на действия пользователя достаточно быстрая. Однако тестеры в один голос заявляют о довольно скудной функциональности. Отсутствует поддержка популярного в деловых кругах MS Exchange; камера не способна записывать ролики; веб-браузер мало того, что не умеет отображать Flash, так еще и работает весьма неторопливо - все это смазывает благоприятное впечатление о новинке. Впрочем, в T-Mobile ориентируются прежде всего на склонных к экспериментам потребителей. В любом случае, от недостатка внимания G1 не страдает: уже через несколько дней на сайте T-Mobile пришлось приостанавливать оформление предзаказов.
Что до недостатка программного обеспечения, то создатели Android надеются компенсировать его силами сторонних разработчиков, привлеченных открытостью новой платформы. "Андроид" считается полностью свободным ПО, его исходные тексты планируется опубликовать до конца года под лицензиями GPL и Apache. Приверженность открытым стандартам и минимум ограничений для желающих писать свои приложения должны, по замыслу создателей, обеспечить платформе популярность среди независимых разработчиков. Впрочем, и здесь есть свои нюансы.
Android - общее название набора программного обеспечения для мобильных устройств, включающего одноименную операционную систему, системные утилиты и базовые приложения. В качестве фундамента выступает ядро Linux ветки 2.6, дополненное необходимыми библиотеками, написанными на C/C++. Все программы, не исключая стандартных, написаны на языке Java и исполняются в виртуальной машине Dalvik, оптимизированной для мобильных устройств. И именно Java является единственно возможным языком для написания новых приложений.
Учитывая, что десятки тысяч программистов пишут на Java, особых проблем с созданием нового и портированием существующего ПО возникнуть не должно. Девелоперский инструментарий Android SDK (версия 1.0 вышла одновременно с презентацией G1) доступен для Windows, Linux и Mac OS X. Создание приложений для Android OS, конечно, потребует изучения специализированных API, однако тот факт, что в качестве рабочей среды можно использовать популярную среду разработки Eclipse, добавит новой платформе привлекательности в глазах многих программистов.
Положение независимых девелоперов, нацеленных на iPhone, куда безрадостнее. Во-первых, SDK существует только для Mac OS X; во-вторых, программисту необходимо вступить в клуб разработчиков Apple. Причем компания будет оставлять себе 30% комиссионных за продажу программы через App Store, который является безальтернативным способом официального распространения ПО для айфона. Поистине казуистические препоны, расставленные Apple на пути желающих создавать и продавать софт для iPhone, уже вызвали волну протестов и возможно приведут к оттоку части девелоперов на Android.
В отличие от App Store, разместить свою программу в Android Market (онлайн-магазин ПО для устройств под управлением "андроида") будет чрезвычайно просто: нужно лишь зарегистрироваться, закачать дистрибутив и составить его краткое описание. Причем это не потребует покупки какой-либо лицензии или уплаты отчислений.
Запуск Android Market состоится одновременно с началом продаж G1. Причем в Google не исключают, что на первых порах все программы будут раздаваться бесплатно - в целях отладки механизма. При этом ряд аналитиков высказывают опасения по поводу отсутствия в Android Market цензуры: теоретически это позволяет проникнуть на онлайн-прилавок вредоносным программам. Исправить ситуацию призвана система оценок, выставляемых программам посетителями магазина.
Любопытно, что лавка от Google, возможно, будет не единственным местом встречи владельцев Android-трубок и разработчиков ПО для них. О намерении создать собственный раздел, посвященный софту для Android OS, уже объявил Handango - крупнейший сетевой магазин программного обеспечения для портативных устройств.
Пока никто из наблюдателей не рискует предсказать, как пойдет "андроидная экспансия" и состоится ли она вообще. По всей видимости, в течение примерно года G1 будет единственным аппаратом, представляющим племя Android на рынке мобильной связи. И конкурентов у него хватает: это iPhone, гаджеты Blackberry, грядущая Nokia Tube, а позже добавятся и аппараты с Windows Mobile?7. Впрочем, пока ситуация складывается в пользу "железного человека": в конце сентября Microsoft объявила о переносе релиза Windows Mobile 7 на вторую половину следующего года, так что первые устройства под ее управлением увидят свет не раньше 2010 года. ЕЗ
Процессор Qualcomm 528 МГц
Экран Тач-скрин 480x320 (диагональ 3,2 дюйма), 65 тыс. цветов
RAM | ROM 192 Мбайт | 256 Мбайт
Управление Механическая QWERTY-клавиатура, трекбол
Коммуникации GSM/GPRS/EDGE 850/900/1800/1900, HSPA/WCDMA 1700/2100, Bluetooth 2.0 EDR, WiFi (802.11 b/g), ExtUSB
GPS Да
Cменные карты microSD
Камера 3,2 мегапиксела с автофокусом
Аккумулятор 1150 мАч
Габариты | вес 117,7х55,7х17,1 мм | 158 г
Новости подготовили
Галактион Андреев
Александр Бумагин
Татьяна Василькова
Владимир Головинов
Евгений Золотов
Денис Коновальчик
Игорь Куксов
Павел Протасов
Жанна Сандаевская
Дмитрий Шабанов