Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Formula 1

АрхивОгород Козловского
автор : Козловский Евгений   23.09.2008

Только большому оригиналу (чтоб не сказать "психу") придет в голову ездить на дачу на гоночном автомобиле. Да даже и по городу. Другое дело - особенно если зудит и свербит, - иметь такой автомобиль в запасе.

Только большому оригиналу (чтоб не сказать "психу") придет в голову ездить на дачу на гоночном автомобиле. Да даже и по городу. Другое дело - особенно если зудит и свербит, - иметь такой автомобиль в запасе. Во всяком случае, если стоит он не особенно дороже твоей рабочей лошадки, какого-нибудь там Хюндая Акцента или Киа Спектра, а в гараже все равно есть свободное место. Ну согласитесь: очень редко кто бы отказался…

Презентация гоночной камеры от Casio, EX-F1, случилась больше года назад, кажется - первого сентября 07-го, в Берлине. Я был на нее приглашен, но что-то там не срослось по визам и срокам, - не побывал. Зазывая туда, Светлана Кукольщикова из московского Casio, не посвящая в подробности, сулила нечто небывалое, - но, сказать по правде, я к разным этим пиар-заявлениям давно отношусь скептически. Что в данном (редком) случае оказалось неправильно: Casio и впрямь поразила и изумила меня [Во второй раз. Первый - больше десяти лет назад - первым потребительским ци­ф­ровым фотоаппаратом QV-10 с QVGA’шным (!) разрешением]. До Москвы выставочная камера в количестве двух-трех экземпляров доехала спустя полгода от Берлина и была продемонстрирована во всей красе при большом стечении журналистского народа, - и хотя ее удалось и в руках подержать, и даже пощелкать немного, - писать я про нее не стал (хоть и очень хотелось), чтобы не нарушить принципа: не писать о том, чего собственноручно и как следует не поюзал. Тестовая же партия аппаратов дошла до Москвы еще полгода спустя, в августе текущего года, когда я уже видел аппарат в ЦУМе на прилавке.

Конечно, поразить и потрясти читателя возможностями уникальной (уни­кальной и до сей поры) новинки было бы соблазнительно, но коль уж не случилось - с годовым опозданием и пригашенными временем эмоциями попробую дать спокойный анализ впечатлений от недельного пользования. На всякий случай, для тех, мимо кого прошла новость про EX-F1, рассказываю: аппарат отличается от всех прочих небывалой скоростью съемки - 60 (!!!) высококачественных фотографий в секунду плюс видеосъемка со скоростью до 1200 кадров в секунду же! Сюда же можно было бы добавить и видеосъемку в формате Full HD со стереозвуком, поддержанную HDMI-выходом, но такое умеют делать сегодня и еще несколько моделей фотокамер от разных производителей.

При всем при этом EX-F1 - отнюдь не специализированно гоночный автомобиль Формулы 1 (хотя в название, думаю, сию ассоциацию производители запустили намеренно): он может работать и как обычная цифромыльница. В этом отношении он мне даже симпатичнее многих "соседей": сравнительно правильные (хоть можно было бы и еще поменьше) шесть мегапикселов, совсем не рекордный, но вполне внушительный двенадцатикратный зум, двойное видоискание - по 2,8-дюймовому, широкому дисплею и через глазок. Ну и конечно, полный (даже нет, расширенный: появилась, например, предустановка для съемки роликов под YouTube и забавный цифропанорамный режим, эксплуатирующий уникальные умения камеры в области серийной съемки, а также пара предустановок с "детектированием движения": вы устанавливаете некую произвольную рамку, и съемка начинается, когда объект появляется в ее границах или их покидает - ну, например, пчела, подлетающая к цветку) набор фирменных предустановок Best Shot. Кроме того, уже ставшие стандартом в цифромыльницах подороже оптический стабилизатор, автоопределение лиц, кор­рекция пересвета заднего плана, возможность записи снимков в "сыром" (RAW), причем стандартном, "цифровой негатив", виде и прочие приятные мелочи. Из редких (если не уникальных) возможностей - кольцо на объективе, которое, в зависимости от вашего назначения, может работать кольцом трансфокатора (увы, электрическим, то есть оно просто подает сигналы на сравнительно медленный трансфокаторный мотор), кольцом фокуса и - при быстрой видеосъемке - регулировать ее скорость.

Чтобы уж сразу покончить с "обычными" возможностями камеры, без удовольствия замечу, что они меня не потрясли: ни скоростью и точностью фокусировки, ни особо низкими шумами на высоких значениях ISO (самое большое - 1600, однако реальными можно считать разве что 200: если вы выбираете формат записи RAW - можно установить ISO всего лишь до 400, а если скачете на RAW при установленном ISO Auto, значение само сбрасывается на 200; все это означает, что при более высоких значениях шумы просто-напросто сильно давятся при обработке, соф­товым способом; правда, обработка весьма приличная), - так что я вряд ли согласился бы иметь EX-F1 в качестве единс­т­венной своей камеры. Впрочем, люди менее придирчивые, возможно, этих слабостей - по сравнению с другими цифромыльницами такого класса - и не заметят. С другой стороны: ну смешно пенять, что в гоночном автомобиле тугой руль, недостаточно мягкая подвеска или не слишком просторный салон. Да еще и слишком шумно…
Кстати, на тех экземплярах камеры, что привозили полгода на­зад в Москву, менять фокусное расстояние кольцом было нельзя, и я подал такое предложение. Я далек от лестной мысли, что "меня послушались", - просто, похоже, мысль лежала на поверхности.

Ну а теперь, собственно, о гонках. На верхнем срезе камеры вместо обычного "режимного" колеса их целых два. Первое, традиционное, позволяет выбирать между полной автоматикой, приоритетом выдержки, диафрагмы и "ручным" управлением. И еще - позиция BS - для съемки с уже имеющимися или вами самими созданными предустановками. Экономно и разумно. Второе же колесико как раз и играет гоночными возможностями: оставим в покое одиночный снимок и даже брэкетинг (до пяти снимков; вилка по экспозиции, балансу белого и даже фокусу: все это есть во многих камерах, но, кажется, в единственной этой вынесено наружу, на колесо) и остановимся на оставшихся четырех позициях.

Первая - съемка со вспышкой: при установке скорости съемки до семи кадров в секунду камера снимает до 20 кадров с реальной вспышкой; при скорости от десяти до шестидесяти - до 60 кадров со специальной светодиодной лампой подсветки, смонтированной в том же самом вспышечном козырьке. Задать, чем подсвечивать, можно только опосредованно: выбрав скорость серии. До семи - вспышка, больше семи - лампа.

Следующая позиция - "Упреждающая фотосъемка". Так сказать, "машина времени". Для Casio это не новинка, я ее уже как-то даже описывал, - однако при гоночных возможностях она становится более чем уместна. Суть в том, что по полуприжиму кнопки спуска камера начинает снимать в буфер, при дожатии - записывает половинку буфера и дальше уже снимает непосредственно. (Вообще говоря, не обязательно половинку - пропорции пре- и постзаписи можно установить в меню.) Это значит, что вам совсем не обязательно лихорадочно ловить момент, когда полетит стрела, лопнет шарик или рванет со старта мотоцикл: достаточно дожать спуск, когда это уже случилось, - и вы не потеряете самых интересных - предшествующих - кадров.

Дальше идет просто "Скоростная серийная съемка", то есть те самые шестьдесят кадров в секунду. Увы, с этой скоростью делается только 60 кадров, но, если выбрать в меню AUTO-N, съемка будет продолжаться, пока карточка не заполнится, - правда, после первых шестидесяти кадров (на которые и рассчитан буфер быстрой памяти) - со скоростью, которую позволит ваша карточка памяти. То есть с далеко не рекордной.

Наконец, последний, не до конца понятный мне (но, возможно, кому-ни­будь позарез необходимый) режим: "Просмотр с замедленной скоростью". В нем по полуприжиму начинается запись в буфер и одновременно - ее покадровый просмотр на дисплее с заданной вами скоростью. Уловив на дисплее понравившийся кадр, вы дожимаете спусковую кнопку.

И отдельная песня - видео. Им управляет своя кнопка, на тыльной грани камеры. Сама кнопка (с красной точкой), как в любой видеокамере, запускает и останавливает запись, а кольцо вокруг позволяет выбрать режим. Есть стандартный, VGA, 30 кадров в секунду, есть - High Definition (1920х1080 или, по выбору, 1280х720), а есть - High Speed, высокоскоростной. Его режимы настраиваются из меню: на выбор от 300 кадров в секунду (512х384), через 600 (432х192) - и до 1200 (странная сосиска размером 336х96). Есть еще один режимчик: 30–300 кадров в секунду, он нужен для того, чтобы менять скорость прямо в процессе съемки. Например, ваш ребенок прыгает в высоту: за разбегом особенно следить нечего, зато момент, когда он взлетает над планкой, хорошо бы растянуть.

Надеюсь, вы осознали, что возможности у камеры - попросту головокружительные. Особенно если учесть, что профессиональные научные и спортивные аппараты близкой скорострельности малодоступны и по рынку, и по деньгам. Хотя на шестидесяти фотокадрах в секунду пулю, вылетающую из ствола, поймаешь вряд ли, только если очень уж повезет, а 1200 кадров в секунду "сосисочного" видео явно не хватит, чтобы во всех подробностях разглядеть процесс зарождения, разбухания и окончания молнии или мощного электрического разряда. С другой стороны, если ты не учитель физики с креативным мышлением, - вряд ли в повседневной жизни найдешь много объектов, требующих от камеры подобных способностей. Я специально выехал в хорошую солнечную погоду на Воробьевы горы - тестово поснимать - и, пожалуй, кроме флажков, треплющихся на свежем ветру, ничего толком не нашел.

Ну, разве что испробовал "Съемку с проводкой" из Best Shot. Когда устанавливаешь этот режим, камера делает подряд несколько снимков объекта, а потом сама выбирает из них лучший или составляет его из нескольких, - так что на выходе получается нечто вроде ручной "проводки", требующей от фотографа особого профессионализма и специальных навыков, - четкий объект и смазанный фон. Правда, сделав десятка два таких снимка, более или менее заметный эффект я обнаружил только на одном, самом, пожалуй, неинтересном: задке микроавтобуса.

Вообще говоря, чтобы достичь в скоростной съемке заметных успехов, ею надо увлечься и под нее приноровиться, - что может оказаться под силу либо страстному энтузиасту, либо человеку с определенными профессиональными потребностями.

Например, мой приятель Саша Мозговой, работающий в потихоньку разваливающемся ФИАНе, едва ли не в той самой лаборатории, в которой в свое время работал Сахаров, и до сих пор не оставляющий надежды на решение проблемы "холодного термояда", несколько дней приноравливал камеру для съемки мощнейшего электрического разряда, мгновенного кусочка плазмы, - и вот максимум того, что у него получилось. Сам Саша рядом с установкой был снят на видео в режиме Full HD.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.