Больше женщин и недовольных
АрхивСтатьиИсследование, проведенное компанией "Софткей" показало, что рынок тиражного программного обеспечения стал более цивилизованным. Покупателями все чаще оказываются женщины. Свою нишу занял и свободный софт.
Рынок тиражного (коробочного или распространяемого в виде электронных копий) программного обеспечения, похоже, становится более цивилизованным и предсказуемым, а потому - более привлекательным для инвесторов. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного компанией "Софткей" и обнародованного на осенней конференции Ассоциации независимых разработчиков программного обеспечения (ISDEF), проходившей в минувший уик-энд.
Результаты исследования, в котором приняли участие 3800 клиентов компании, представил участникам конференции генеральный директор "Софткей" Феликс Мучник. Прежде всего он отметил продолжающийся рост объема рынка тиражного ПО. Если в 2007 году, по данным Real-IT он составлял 2 млрд. долларов, то в 2008 году - уже 2,6 млрд. В качестве одной из причин подобного роста Феликс Мучник назвал перераспределение ИТ-бюджетов в корпоративном секторе от покупки оборудования к приобретению программных продуктов. Разумеется, основным стимулом для этого является борьба с пиратством и ее конкретное проявление - непрекращающиеся милицейские проверки самых различных коммерческих структур. Наиболее болезненны они для среднего и малого бизнеса, так что здесь темпы легализации софта особенно велики. Еще одна тенденция - плавное смещение модели продаж ПО с "коробочной" на электронную.
Довольно интересно проанализировать аудиторию покупателей коробочного софта. Если в 2005 году 87% составляли мужчины, то в 2008 году доля женщин выросла до 29%. По словам Феликса Мучника, этот факт свидетельствует о том, что рынок стал цивилизованным, более открытым и понятным. Хотя еще есть, куда расти - на Западе среди покупателей софта к слабому полу относится 50 процентов.
Какими принципами в первую очередь руководствуются наши сограждане, приобретая программные продукты легально? Честность и законопослушность находится на третьем месте (15,6%), гораздо чаще людей волнует вопрос получения технической поддержки и обновлений (21,9%), а на первом месте - уверенность в стабильной работе легально приобретенной программы (35,1%).
Ответ участников исследования на вопрос о том, сколько денег они готовы потратить на программное обеспечение, установленное на их домашнем компьютере, подтвердил тезис некоторых вендоров, что, де, вполне нормально, когда стоимость софта сопоставима со стоимостью компьютера со всеми комплектующими. Можно даже сказать, что люди готовы тратить больше, ведь мало кто меняет ПК ежегодно. Итак, поровну (по 22,2%) распределились доли тех, кто готов выложить за ПО от 300 до 600 и от 600 до 1000 рублей в месяц. Интересно, что 4,1% откровенно заявили, что не готовы тратить деньги на лицензионное ПО. Так что, как видим, и для свободного софта пользователи найдутся. Хотя уже на вопрос о том, какой софт они используют, 10% опрошенных клиентов "Софткей" заявили, что это "Linux или другое свободное ПО".
Если в 2005 году среди покупателей софта с большим отрывом лидировали торговые организации (15%), что, очевидно, было связано с началом процесса легализации программного парка, то в 2008 году чаще всего программы приобретали заказчики, чей бизнес напрямую связан с информационными технологиями (13%).
Респондентам, представляющим корпоративный сегмент, также был задан вопрос о возможных проблемах, так или иначе препятствующих покупке лицензионного программного обеспечения. Большинство опрошенных (37%) не видит никаких проблем, но очень многие жалуются на дефицит бюджета (27%). Особое же внимание стоит обратить на число клиентов, недовольных разработчиком программного обеспечения. Это может быть низкое качество продукта, некомпетентность или неадекватность технической поддержки или какая-либо другая причина. В целом число недовольных составляет 5% от общего числа респондентов, но в крупных компаниях (более 500 компьютеров) число недовольных почти втрое выше - 14%. По словам Феликса Мучника, это очень много, так что разработчикам софта есть о чем задуматься.