Сколько ЖЖ можно?
АрхивОнлайнСервис онлайновых дневников LiveJornal знаком многим российским интернетчикам. В декабре 2007 года его приобрела компания <суп>. Что же она успела и собирается сделать для пользователей ресурса?
"ЖЖ" ворвался в мою жизнь летом 2002 года. Тогда в интернет я выходил с помощью модема (и достаточно редко), и большую часть времени проводил за компьютером в ожидании, когда же у моего фидошного хоста освободится линия, чтобы я наконец смог посмотреть, не написал ли кто-нибудь чего-нибудь в интересной мне эхе. Если это предложение ввело вас в ступор, то добро пожаловать в статью Википедии про Фидонет.
логотип Livejournal
В сущности, блоггерский сервис Livejournal тогда стал для живущих в мире наступающего интернета российских фидошников чем-то вроде заменителя FIDONet. Судите сами: френды - локалка, сообщества - эхоконференции. Тогда, в 2002 году, "ЖЖ" принадлежал компании Danga Interactive, основанной Брэдом Фитцпатриком, создателем ресурса, а получить свой дневник можно было только по приглашению существующего пользователя сайта (впрочем, уже в 2003 году это ограничение было снято). Потом, в 2005 году, детище Фитцпатрика купила компания Six Apart, а в 2007 - российская фирма <суп>, в чьих руках оно пребывает и по сей день.
Вообще, если в России наблюдался настоящий культ Livejournal, на западе такого феномена не существовало: уже давно большинство любителей вести дневник предпочитают пользоваться социальными сетями вроде MySpace или Facebook и там же делать записи в блог.
Что касается <суп>-а, то отнюдь не все в декабре 2007 года радостно восприняли переход любимой "жежешечки" в такие руки - появились опасения о том, что российских пользователей лишат свободы самовыражения, а содержание "подзамочных", недоступных кому-либо записей, может быть передано, в случае запроса, в соответствующие органы. Многие призывали немедленно уходить с ресурса и стирать свои дневники, но в реальности это мало кто сделал.
Если говорить о том, что же действительно привнёс <суп> в "ЖЖ", то окажется, что не так уж и много. Основным достижением является открытие livejournal.ru, сайта, посвящённого "Живому журналу" и статистики пользователя. Можно посмотреть, когда и кто заходил, что и где смотрел и т. д. Да ещё abuse team - команда по разрешению разногласий. То есть, грубо говоря, "стучать туда".
Ну а сами дневники, какими были, такими и остались. Никаких особо новых возможностей (кроме того, что замочки записей стали разноцветные) в "ЖЖ" с 2005 года не появилось. Разве что отменили базовые учётные записи, владельцы которых обладали минимальным набором возможностей, ничего не платили и при этом были избавлены от назойливой рекламы (что, опять же, породило волну недовольство и призывы к миграции). Потом возможность создания таких аккаунтов, под влиянием общественного мнения, компании пришлось всё же вернуть.
И вот, на днях, руководство "ЖЖ" объявило о планах развития до конца 2008 года. Что ж, давайте посмотрим, что же нам готов предложить <суп>. Прежде всего, компания обещает оперативность и бесперебойную работу сервиса, благодаря замене старого оборудования своего датацентра на новое и использования услуг глобальной системы CDN. Помимо этого, суповцы говорят об улучшенной системе поиска, в которой будут реализованы три основные возможности: поиск друзей по сайту через общедоступные адреса электронной почты, поиск по журналу (для владельцев платных учётных записей) и улучшенный поиск по сайту.
Ещё нас ждёт новая версия визуального редактора (надеемся, что она будет наконец-то работать под WebKit, и, соответственно, под Safari, стандартным "маковским" браузером), запуск которого запланирован на конец августа 2008 года. Если в планах на этот год <суп> обещал улучшенные возможности публикаций аудио-видео файлов, то теперь уже об этом и не заикается, поясняя что специалисты "хотят сокнцентрироваться на улучшении более базовых возможностей". Ну-ну. Хотя, конечно, реализация редактора под WebKit уже заставит вздохнуть с облегчением.
К тому же, суповцы запустили проект "ЖЖ-Лаборатория", для того, чтобы "привлечь пользователей к инструментам и сервисам, которые разработаны сотрудниками компании и пользователями". Сервисы действительно потрясают воображение. Вот два примера: летящие по экрану строчки записей, сделанных пользователями недавно, или панель инструментов со всякими графиками и популярными записями, тэгами и прочим. Впечатляет. Удивляет одно: почему сотрудники фирмы не положили туда скринсейвер с рыбками? Его легко переписать с нуля, а практическая польза от него вполне сравнима с вышеперечисленными услугами.
А теперь давайте перейдём к далекоидущим планам. До конца года <суп> клянётся и божится выдать на-гора следующие возможности: позволить блокировать одну запись вместо всего дневника, улучшить наконец-то дизайн стилей и внедрить использование лицензии Creative Commons (о да! Скорее, скорее же!). Уже к ноябрю нам обещают дать возможность покупать дополнительные картинки пользователя вне зависимости от уровня учётной записи, а также начало продаж постоянных аккаунтов. Помимо прочего, компания постоянно продолжает набирать новых сотрудников.
И, наконец, самое главное: в <суп>-е приняли решение отказаться от формата рекламы, выбираемого пользователями, в пользу формата, который будет един для всех. Выглядит это так: между некоторыми записями в журнале или френдленте будет появляться "телевизор" (рекламный блок 300x250 пикселей). Плюс, милые рекламные ссылочки будут стоять везде, где ни попадя.
Ну а теперь давайте проанализируем ситуацию. Что мы видим? У <суп>-а до сих пор не кончились спонсорские деньги, что позволяет им нанимать лентяев, которые ровным счётом ничего не делают, но штаны просиживают и зарплату получают. Сколько можно делать один визуальный редактор? Полгода? Год? Сколько можно творить "креативные темы" и переписывать движок (заметьте, это так и не сделано)?
Конечно же, иногда суповцы задумываются, что нужно не только получать деньги, но ещё и приносить какую-то прибыль, что реализуется в виде всё большего и большего проникновению рекламы в журналы пользователей. Это, наверняка, очень забавно, интересно одно: кто будет кликать на баннеры, если ситуация будет развиваться в том же духе?