Всё зло от телевизоров
АрхивИз журнала "Компьютерра"C тех пор как чаша весов в вопросе "имеет ли место техногенное глобальное потепление" качнулась с отметки "а кто его знает" в сторону позиции "похоже, да", главным жупелом цивилизации стали парниковые газы.
C тех пор как чаша весов в вопросе "имеет ли место техногенное глобальное потепление" качнулась с отметки "а кто его знает" в сторону позиции "похоже, да", главным жупелом цивилизации стали парниковые газы, и прежде всего самый распространенный из них - углекислый. Считается, что примерно 35% выбрасываемого в атмосферу диоксида углерода дают тепловые электростанции. Большая часть вырабатываемой ими энергии, конечно, расходуется промышленностью, но немало остается и на долю электроники, в том числе домашней. И знаете, что из квартирной утвари нынче особенно волнует экологов? Телевизоры! По мере удешевления ЖК-панелей и "плазмы" диагональ покупаемых "в среднем по больнице" экранов быстро растет, а с нею растет и потребляемая мощность. По оценкам японской промышленной ассоциации JEMA, к 2015 году телеприемники будут потреблять около 1% мировой электроэнергии и "отвечать" за 0,4% от общих выбросов углекислоты. Если прибавить сюда еще и производство/утилизацию ТВ-техники, то цифры выходят впечатляющие.
Понятно, что энергопотребление телевизоров можно уменьшить с помощью различных ухищрений. А можно и воспользоваться альтернативными технологиями, к чему призывает, например, компания Epson, специализирующаяся на проекторах. По ее подсчетам, за последние десять лет прожорливость проекторов сократилась на 90% за счет усовершенствования ламп и систем фокусировки света. В результате сравнение в энергопотреблении типичного проектора и 60-дюймового ЖК-дисплея выходит отнюдь не в пользу последнего примерно с двукратной разницей.
Конечно, эти выкладки отнюдь не означают, что проекторы вытеснят с рынка телевизоры. Но то, что электронной индустрии в ближайшее время придется ломать голову над тем, как не только сделать свой товар еще дешевле и лучше, но и экологичнее, - несомненно. И если ранжирование в граммах "выдыхаемого" CO2 на километры пробега коснулось пока лишь автомобилей, то со временем подобная маркировка появится и на коробках с электроникой. Причем учитываться будет не только энергопотребление устройства во всевозможных режимах работы, от полной загрузки до сна, но и экологичность его жизненного цикла - от производства компонентов до окончательной утилизации.
И здесь хайтек-компаниям есть над чем подумать уже сейчас. Не случайно в первых рядах экологического марша выступают многие японские фирмы: помимо традиционно высокого технологического уровня производства, в маленькой Японии забота о природе давно перестала быть абстрактным понятием. Та же Epson, скажем, не ограничивается лишь умелым использованием экологических аргументов для продвижения собственной продукции. В начале нынешнего лета фирма объявила, что к 2050 году намерена сократить свои выбросы CO2 на 90%. Главную роль в этом отводят уменьшению размера, веса и количества деталей в товарах (меньше деталей - меньше энергии - меньше углекислоты); увеличению продолжительности срока эксплуатации продуктов (очень похвальная инициатива, но она в корне противоречит тенденции последних лет: купилиспользовал-выбросил); оптимизации работы производства, сети продаж и логистики (чем меньше сжигается бензина, тем опять-таки лучше для всех). В общем, список намерений очень внушительный.
Есть, правда, опасения, что на одну дорогую и экологичную вещь из Японии или Европы будет приходиться пять дешевых и "жутко углекислотных" из Китая. Да и дожить еще нужно до 2050 года...