Олимпиада в зеленых тонах
АрхивИз журнала "Компьютерра"Дабы атлеты не задыхались во время состязаний и не застревали в пробках, организаторы пекинской Олимпиады вводят жесткие ограничения: на улицах города останется 30% государственных машин, а частники смогут ездить через день.
Дабы атлеты не задыхались во время состязаний и не опаздывали к старту, застряв в пекинских пробках, организаторы наступающей Олимпиады со дня на день вводят жесткие ограничения на движение автотранспорта: на улицах города останется только тридцать процентов машин, принадлежащих государственным учреждениям, а частники смогут ездить через день, в зависимости от того, четная или нечетная цифра стоит у них на номерных знаках последней.
Подобный эксперимент, в результате которого из трафика выключилось около миллиона машин, уже проводился в течение четырех дней год назад. Сколько-нибудь заметного рассеяния смога тогда не произошло, вряд ли и на сей раз кто-то почувствует в воздухе свежесть, кроме разве что самих пекинцев, видавших и худшее, - тем более что за прошедший год количество машин в китайской столице возрастало со скоростью 1200 единиц в день. Чтобы как-то уравновесить штрафные меры, оргкомитет Олимпиады официально "взял на работу" несколько десятков экологичных автомобилей, отдавая предпочтение продукции из Китая и ближайших соседей по континенту.
Этой чести удостоился, например, двухместный электрический миникар E-zone от южнокорейской компании CT&T. Любопытная, хоть и не очень пригожая машинка способна проехать на одной зарядке до семидесяти километров со свинцово-кислотной батареей, а с литий-полимерной - аж целую сотню. С прочной алюминиевой рамой и опциональной пневмоподушкой безопасности E-zone даже соответствует многим параметрам европейских и американских стандартов безопасности. По желанию заказчика, вместо одного пятикиловаттного двигателя отдельные электромоторы можно встроить в колеса. В остальном это заурядный электромобильчик, переделанный, по-видимому, из гольфкара C-zone того же производителя.
Корейцы, похоже, собираются завоевывать рынок кружным путем: помимо снабжения Олимпиады, они намерены построить фабрику на Фиджи (учитывая, что самый большой из островов архипелага едва достигает "в талии" полутора сотен километров, электромобиль разряда E-zone там в самый раз), а уже оттуда окучивать Австралию с Новой Зеландией.
Еще одним моторизованным участником Олимпийских игр Пекин может по праву гордиться. Это Volkswagen Passat-Lingyu, работающий от водородных топливных элементов и разработанный совместно шанхайским филиалом VW и Тунцзийским университетом. Уникальность автомобиля в том, что его энергетическая система практически от начала до конца была сконструирована преподавателями и студентами университета. Блок топливных элементов пиковой мощностью 55 кВт заряжает литий-ионную батарею, расположенную под задним сиденьем. Та, в свою очередь, питает 88-киловаттный электродвигатель. 3,5 кг газообразного водорода под давлением в 350 бар закачиваются в усиленные углеволокном баки. Этого количества горючего достаточно, чтобы проехать около трехсот километров. Двадцать "Линью" будут использоваться на центральных объектах Олимпиады в качестве правительственных автомобилей.
В преддверии Олимпиады, проездом из Швейцарии в Северную Америку, в китайскую столицу прикатил еще один примечательный агрегат. Это "Солнечное такси" (Solar Taxi), изготовленное швейцарцем Луисом Палмером. Низкий трицикл с солнечной батареей-прицепом прошел первые испытания два года назад, а в кругосветку отправился 3 июля 2007 года, заодно привлекая внимание общественности к необходимости внедрения альтернативных видов топлива. На ранних снимках повозка желтенькая, как и подобает такси, но во время турне она окрасилась в цвета спонсора - фирмы Q-CELL, изготовившей солнечные элементы. Сейчас Solar Taxi едет уже по Калифорнии, преодолев (разумеется, не без поломок) 34 тысячи километров из намеченных 50 тысяч.
С технической точки зрения наибольший интерес в этом виде транспорта вызывает аккумуляторная батарея. ZEBRA Battery на основе расплавленной соли NaAlCl4, натрия и никеля, изобретенная еще в середине 1970-х в ЮАР и несколько лет назад запущенная в серийное производство в Швейцарии, по многим параметрам превосходит не только свинцово-кислотные, но и литий-ионные аккумуляторы. "Зебра" способна аккумулировать 120 Вт*ч/кг: то есть запасать вчетверо больше энергии, чем свинцово-кислотная батарея того же веса, вдвое больше никель-металлгидридной и в 1,2 раза больше литий-ионной. Заряда в 14 кВт*ч достаточно для 400-километрового пробега "Солнечного такси" (вес машины 500 кг, да прицеп с солнечными элементами площадью 6 кв. м тянет на 250 кило). Батарея выдерживает тысячу циклов зарядки-разрядки, что дает вполне приличные для автопрома 200-400 тысяч километров пробега. В отличие от никель-кадмиевых аккумуляторов, "Зебра" не обладает эффектом памяти, то есть разряжать ее до конца необязательно. Чтобы поддерживать соляной электролит в жидком состоянии, требуется температура от 270° до 350° по Цельсию, но батарея заключена в своего рода вакуумный термос, и ее наружная температура всего на 5-10° выше окружающей. Часть запасенной энергии тратится на поддержание теплового баланса. Недостаток подобной конструкции в том, что ее нельзя полностью разряжать - на приведение охладившейся батареи в рабочее состояние может потребоваться до двух суток.
Стоит ZEBRA Battery пока что солидно: восемь тысяч евро (сравните с 1700 евро за свинцово-кислотную батарею такой же емкости на европейском рынке), но по мере увеличения производства цена должна снизиться до вполне конкурентных двух тысяч. "Зебры" ужеиспользуются в швейцарских и итальянских электроавтобусах, и после завершения вояжа Палмера у фирмы-производителя MES-DEA, наверное, прибавится заказов.
Солнечные элементы позволяют проехать около сотни километров в день. На испытаниях с голым каркасом Solar Taxi развивало скорость до 80 км/час, но вокруг света путешествует медленнее, тем паче что для увеличения дневного пробега Палмеру приходится время от время прибегать к весьма хитроумной концепции энергетической компенсации. Попросту говоря, если день выдался пасмурным или надо проехать больше, чем обычно, он подключает аккумулятор к обычной розетке (6-8 часов для полной зарядки, быстрая зарядка до 50% за полчаса). Но! На крыше его дома в Берне тоже стоят солнечные батареи, которые в его отсутствие питают те приборы, которые могли бы работать отобычной городской сети (холодильник, наверное?). Так что "автопробежчик" с чистой совестью черпает для своего детища электричество, выработанное извергающими CO2 теплоэлектростанциями, экологически небезвредными ГЭС, а то и, страшно сказать, АЭС.