За чистую и прозрачную власть
АрхивВеб-сайты государственных структур служат предметом шуток и насмешек практически с момента появления.
Веб-сайты государственных структур служат предметом шуток и насмешек практически с момента появления. В массе своей это нечто тормозное и работающее весьма неуклюже по сравнению с коммерческими сайтами аналогичного профиля, да и по информативности обычно оставляющее желать много лучшего.
Но далеко не факт, что иначе и быть не может.
Статья американских исследователей из Принстонского университета предлагает существенно новую и, как сейчас говорят, контринтуитивную стратегию для развития этого направления.["Government Data and the Invisible Hand",Yale Journal of Law & Technology, Vol. 11, 2008 (ssrn.com/ abstract=1138083).] В статье ученых, работающих над проектами университетского Центра информационно-технологической политики, показано, что официальным правительственным структурам пора вообще отказаться от создания собственных веб-сайтов для конечных пользователей. А вместо этого сфокусироваться на предоставлении массивов "сырых" данных, предназначенных для публичного доступа, - таких как текущие постановления и решения, результаты парламентских голосований, детали финансирования избирательных кампаний и т. п. Предоставлять все эти данные следует в открытых и хорошо структурированных форматах вроде XML. Причем данные предлагается сделать бесплатными и доступными всем желающим, дабы их можно было использовать для любых целей, связанных с информированием народа о работе властей.
Принстонские исследователи предсказывают, что частный сектор быстро превзойдет власти во всем, что касается организации и представления этой информации в виде, максимально дружелюбном для пользователей. Более того, в статье описывается несколько случаев, когда частные инициативы в США породили превосходные и удобные в использовании сайты с правительственными данными. И это несмотря на трудности, связанные с необходимостью просеивать данные с веб-ресурсов федеральных структур.
Например, показано, что фактически персональный сайт www.govtrack.us предоставляет информацию о законодательном процессе в Штатах во многом лучше, нежели сайт thomas.loc.gov, созданный в качестве официального источника по текущему государственному законодательству. При этом для хозяина GovTrack, аспиранталингвиста Джошуа Тоберера (Joshua Tauberer), работа над ресурсом - всего лишь хобби, которому он посвящает свободное от основной деятельности время.
Опираясь на подобные примеры, ученые делают предположение, что как только частный сектор освободят от ненужной и раздражающей возни по ручному извлечению данных из государственных веб-сайтов, обильное распространение дружественных к пользователям сервисов поможет людям сортировать, искать и анализировать информацию множеством самых разных способов.
Для гарантии того, что публикуемые властями структурированные данные о работе государства не станут почвой для умышленных манипуляций, авторы исследования предлагают ввести нехитрое, но эффективное, по их мнению, условие. А именно: потребовать, чтобы все ресурсы использовали только те данные, что открыто поступают от государственных структур. Одновременно это предоставит частным информационным службам мощные гарантии того, что источники их данных всегда остаются в надлежащем рабочем порядке и содержат полную, регулярно обновляемую информацию.
Принстонские ученые - не единственные, кто ратует за то, чтобы государственные ведомства публиковали предназначенные для общества данные в структурированных форматах. Прошлой осенью появилась статья другого аналитика, Джерри Брайто из Университета Джорджа Мейсона, под звучным, но труднопереводимым названием "Hack, Mash, and Peer" (ssrn.com/abstract=1023485). В ней автор, используя популярное объяснение форматов для структурированного представления данных, наглядно показывает, почему эти технологии могут сделать власть более прозрачной и подотчетной народу.
Очевидно, что требование обязательной публикации всех данных о работе государства ощутимо затруднит и манипулирование официальной информацией в личных целях политиков. В статье Брайто приведена характерная история об аналитике из газеты Washington Post, который обнаружил в недрах веб-представительства сената США следы старых необработанных XML-файлов с результатами парламентских голосований. В ответ на запрос журналиста веб-мастер сообщил, что доступ к этим файлам закрыт, потому что "сенаторы имеют право предоставлять и комментировать голосования таким образом, какой сочтут предпочтительным". Иными словами, свободный доступ к результатам голосований может слишком много рассказать о делах избранников народа и сделать их жизнь во власти чересчур открытой для изучения всеми, кто того пожелает.
Нынешняя госадминистрация и в США, и во множестве других стран, включая Россию, ратует за прозрачность государства все больше на словах, избегая конкретных шагов в данном направлении и тем более не делая прозрачность одним из главных приоритетов государственной политики. Однако уровень общедоступных инфотехнологий ныне таков, что сами избиратели могут выдвигать прозрачность власти одним из условий для поддержки кандидатов.
Разнообразных технологий для присмотра общества за властью предлагается все больше и больше. Но открытые и структурированные форматы данных, широко внедренные для отражения текущей работы государства, занимают тут особое место. Как из-за простоты, так и из-за принципиально легитимной сути, свойственной всякой стране, претендующей на то, чтобы именоваться демократией.