Виртуальная недвижимость Google
АрхивОнлайнНовый проект Google сравнивают с виртуальным миром Second Life и популярной игрой Habbo Hotel. Его пользователи смогут обзавестись собственной виртуальной комнатой и разместить её на своей веб-странице.
Когда два года назад компания Google выпустила трёхмерный редактор Sketchup, а затем и сервис для обмена созданными с его помощью 3d-моделями, предположение о том, что в Google могут работать над подобием Second Life, напрашивалось само собой. Конечно, все давно забыли об этих слухах, даже не подозревая, что в Google кипит работа именно над таким проектом. Публике его продемонстрировали лишь теперь. Он называется Lively и действительно во многом напоминает Second Life. Впрочем, и различий немало.
В первую очередь их разнит то, что Lively работает непосредственно браузере. В Google, правда, не стали доверяться ни одной из существующих технологий, способных привязывать трёхмерное окружение к веб-странице, и написали свой собственный плагин. Занимает он почти 10 мегабайтов, но и выгода от него немалая - даже по скриншотам видно, что комнаты Lively по детализации вполне сравнимы с Second Life. Минус такого подхода очевиден: поддерживаются лишь два браузера (Internet Explorer и Firefox) и только под Windows.
Сейчас Lively находится в стадии альфа-теста, но опробовать сервис может любой желающий. Чтобы поучаствовать в тестировании, нужно обязательно войти на страницу сервиса, используя свою учётную запись Google, затем загрузить плагин и выбрать любую понравившуюся комнату. Некоторые комнаты созданы разработчиками, другие - построили сами пользователи. Как и в Habbo Hotel, создатель комнаты сам выбирает обстановку, но платить за каждый предмет интерьера здесь, в отличие от Habbo, не требуется.
Пока что возможности кастомизации в Lively сильно ограничены - есть стандартные заранее нарисованные предметы, и пользователи могут лишь распоряжаться ими, но не создавать что-либо самостоятельно. В Google обещают, что количество доступных предметов со временем многократно возрастёт, да и интересных возможностей добавят. Уже сейчас можно поставить в виртуальной комнате "телевизор", который будет показывать ролики с YouTube, но через пару месяцев обещают позволить точно так же вешать на стену любой гаджет из Google Gadgets.
Есть, впрочем, вероятность, что возможности Lively когда-нибудь станут ближе к Second Life нежели к Habbo Hotel. У Google есть тот самый Sketchup, с помощью которого было бы удобно создавать новые комнаты для Lively, да и правила сервиса звучат многообещающе: они, к примеру, запрещают пользователям создавать самореплицирующиеся предметы. Совершить такое нарушение невозможно, если нельзя редактировать скрипты, управляющие объектами. Но раз в правилах есть такой пункт, то, вероятно, и такая возможность появится?
Есть намёк и на торговлю виртуальной собственностью. В меню, отвечающем за настройку внешнего вида персонажа и расстановку мебели, уже сейчас есть кнопка "купить ещё", приводящая в каталог с пока что бесплатными товарами.
Пока же главным преимуществом Lively кажется то, что построенные в нём комнаты можно привязать к любым веб-страницам - точно так же, как ролики YouTube. Более того, Lively может интегрироваться с социальными сетями вроде Facebook или MySpace, что значительно облегчает пользователям создание виртуальной комнаты для своих друзей. Не исключено, что именно это свойство принесёт сервису популярность.
Многие прочат Lively неплохое будущее. Александр Ульянов, директор по связям с общественностью компании Nikita, создавшей многопользовательскую социальную игру "ДОМ 3", поделился с "Компьютеррой-Онлайн" своими соображениями о будущем Lively: "Перспективы у него, как у всех сервисов Google, - отличные. Если компания вложит в продвижение Lively достаточно средств, то и результаты будут впечатляющими... Клиентская часть, работающая в браузере - огромный плюс для начального этапа. А там, возможно, и полноценный клиент появится".
Но есть и недовольные. Раф Костер - известный гейм-дизайнер, работающий над проектом Metaplace, который как и Lively будет позволять создавать виртуальные комнаты и размещать их в браузере, пишет в своём блоге: "Только для PC. Интеграция только с Google. Странноватый интерфейс. Десятимегабайтный плагин. Gamebyro (неплохой игровой движок, но куда более мощный, чем стоит использовать в веб-плагине!), который приводит к сообщениям о низкой производительности на некоторых компьютерах конечных пользователей. Ограничение на 20 человек в комнате. Нет цикла для обработки поведений, созданных пользователями. Это совсем не тот рецепт, которого ждёшь от Google... и не то, чего ждёшь от будущего виртуальных миров".
Кори Ондрейка, бывший технический директор Second Life, не видит в первой версии Lively серьёзной угрозы для Second Life, хотя и допускает, что со временем всё может измениться. "Lively - это шаг вперёд, потенциально крайне важный шаг, если сервис окажется достаточно доступным, и в нём будет, чем заняться, - пишет он в своём блоге. - Но думать, что он станет доминировать как веб-поиск Google, вероятно, немного глупо".