Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Страсти по штрафованию

Архив
автор : Александр Бумагин   10.06.2008

Среди сотрудников "Компьютерры" есть и пешеходы, и автовладельцы.

Среди сотрудников "Компьютерры" есть и пешеходы, и автовладельцы. Разумеется, последние, находясь за рулем, соблюдают все мыслимые и немыслимые правила, тем не менее слухи о введении в столице автоматических систем, способных регистрировать нарушения, задели их за живое. Разобраться в слухах доверили убежденному пешеходу Александру Бумагину.

Не знаю, как другие, а я недолюбливаю водителей. Не всех, конечно, а некоторых, нахальных о рождения. Особенно ездящих по тротуарам, паркующихся на остановках, игнорирующих зебры для пешеходов и мчащихся в жилых районах со скоростью в половину первой космической.[Ну, то есть всех. Впрочем, здесь мог бы быть комментарий от водителя о безбашенных пешеходах. - Прим. ред.] Если спросят, как я отношусь к повышению штрафов за подобные нарушения, я отвечу: "за" обеими руками! Если поинтересуются насчет того, не пора ли поставить все нарушения дорожных правил на карандаш с помощью беспристрастной техники, я отвечу: пора, давным-давно пора!

Автоматике уже сейчас по силам распознать многие виды нарушений, происходящих на каждом перекрестке по всей стране. Кроме превышения скорости, техника может выявлять проезд на запрещающий сигнал светофора, неправильную парковку, в некоторых случаях - нарушение разметки. В то же время, принимая во внимание поголовную честность сотрудников автоинспекции, очень важно, чтобы техника работала без учета мнения человека с полосатым жезлом. И раз уж идут слухи о целых системах регистрации превышения скорости, хочется сразу знать: кто и как будет выписывать штрафы? Если все замкнется на того же человека с полосатыми принципами, то почти ничего не изменится. Если же нет, любопытно было бы ознакомиться с деталями, так как ими можно испортить любую хорошую идею.

Поговорить на эту тему нас пригласили в СМИЛИНК - компанию, которая в меру своих сил борется с дорожными пробками.

Пригласили после того, как выяснилось, что СМИЛИНК в деле введения автоматической системы регистрации нарушений скоростного режима может оказаться одной из заинтересованных сторон.

"Пробки - это, конечно, отдельный разговор, вовсе не связанный с нашей темой, - говорит ПАВЕЛ ГОЛЬДИН, руководитель агентства СМИЛИНК. - Смонтированные и введенные в эксплуатацию, эти системы не будут принадлежать нам.[Права собственности и будущий заказчик пока не определены.] В тоже время вполне возможно, что именно мы в дальнейшем будем их обслуживать". Не исключено, что информация о скорости потока, снятая с тех же датчиков, будет использоваться для основной деятельности агентства (см. "КТ" #715).

"Само слежение за скоростью на наших дорогах никого не удивит. Не удивит даже фотография в качестве доказательства, - продолжает Гольдин. - Те нестационарные средства, которые могут использовать автоинспекторы сейчас, позволяют измерить скорость и даже сделать снимок.

Беда в том, что инспектор наделен властью удалить запись, сделанную прибором. Открывается простор для злоупотреблений".

Система, о создании которой идет речь, изначально проектировалась с учетом человеческого фактора.

Расставляем сети

Схема несложная. В тех точках на дорогах, где это целесообразно, расставляются детекторы скорости и работающие с ними в связке видеокамеры. Этот комплекс должен уметь выявить в потоке машин нарушителя скоростного режима и сделать снимок автомобиля с качеством, позволяющим автоматически распознать номер. Все датчики связываются с единым диспетчерским центром, при этом связь может осуществляться разными способами, в зависимости от конкретного места.

Диспетчерский центр через коммуникационный сервер получает информацию, которая направляется для обработки (в том числе и для распознавания номера) на другой специальный сервер. Вообще говоря, номер могут определить и сами детекторы, но это частный случай. Если номер распознан, запись о нарушении попадет на сервер федеральной базы данных, где хранятся списки номеров, сведения об угонах, страховщиках, нарушениях ПДД и пр.

Распознанный номер проверяется по всем имеющимся базам, и в зависимости от результатов проверки предпринимаются те или иные заранее определенные действия.

Однако сейчас в Москве нет работающих точек контроля, о которых идет речь.

Если кто-то из водительской братии что-то видел или слышал, все это уже неправда. И в то же время - еще неправда.

Тест-драйв

Те, якобы работающие системы, положившие начало слухам, не были вымыслом. Позапрошлой осенью на 62-м километре Минского шоссе проходили пробные тесты.

Для их проведения на выбранном участке дороги смонтировали необходимое оборудование (см. также таблицу внизу).

Акция проводилась холдингом "ВессоЛинк" совместно с Министерством транспорта РФ. Конечно, никто не стремился поймать нарушителей во что бы то ни стало, поэтому за несколько сотен метров до точки контроля вывесили специальный предупреждающий знак. Тем не менее нашлось немало водителей, проигнорировавших пре дупреждение, так что измерительное и фиксирующее оборудование не простаивало.

Для тестов намеренно выбрали не самую хорошую погоду, чтобы в результате не получилось сферического коня в вакууме. Технику поставили две фирмы: французская и российская.

"Совершенно предсказуемо более дешевым оказалось российское предложение, - говорит Гольдин. - Отечественное оборудование лучше противостояло неблагоприятным условиям эксплуатации, однако в распознавании номеров оно уступило зарубежному аналогу". Испытания проходили в разное время суток, при любой погоде и при разной плотности потока машин.

Датчики скорости устанавливались над каждой полосой движения, при этом оборудование "смотрело" как на передний, так и на задний номер автомобиля. По словам Гольдина, задний номер более удобен для автоматики, так как он зачастую чище, а кроме того, камеру не "слепят" фары. Однако у большегрузных автомобилей задний номер нередко деформирован и сильно загрязнен. К тому же, фотографируя машину спереди, можно получить изображение человека за рулем, что пригодится в спорных ситуациях. Как в итоге будут устанавливаться камеры, пока не решено. "Ожидается, что закон будет дополнен требованиями к фотографиям, получаемым с помощью подобных систем, - поясняет Гольдин.

- Возможно, законодатели решат, что на фото в обязательном порядке должно быть лицо водителя". Тогда камеры придется настраивать на съемку переднего номера, а уж как сделать его хотя бы не грязнее заднего, забота людей, а не автоматики.

Грязные делишки

По мнению Гольдина, в преддверии ввода систем в эксплуатацию необходимо серьезно повысить штраф за грязный или загороженный чем-то номер. В противном случае нет смысла затевать сыр-бор с автоматикой. К слову, с 1 июля вступят в силу поправки к "Кодексу об административных правонарушениях", в которых "четко" определяется, чистый номер или нет. Так вот номер считается чистым, если он целиком различается человеком с расстояния двадцать метров. Таким человеком, можно не сомневаться, будет сотрудник ГИБДД, и всем автомобилистам теперь придется надеяться на то, что эти сотрудники будут всматриваться очень тщательно. Отметим также, что штраф за грязный номер - 100 рублей - пока намного меньше штрафа за значительное превышение допустимой скорост .

Кроме искусственных помех при распознавании номера хватает и естественных.

Павел Гольдин не стал скрывать, что в случае осадков или тумана качество распознавания номеров снижалось. Тем не менее, если человеку под силу с определенного расстояния разглядеть номер, то и автоматика его разглядит.

К естественным помехам следует отнести также загрязнение датчиков и камер в процессе эксплуатации. Разумеется, камеры оснащены фильтрами для разной погоды и разного времени суток, а также специальным очистительным механизмом, но эти меры не являются достаточными: среда над автомагистралью неблагоприятна для техники в принципе, а потому при выборе поставщика первостепенное значение будет придаваться надежности устройств в реальных условиях. Оба варианта оборудования, использованные в тестах, требуют доработки, о чем сообщено производителям.

В целом тесты прошли хорошо.[Проблемы были со связью: пришлось использовать спутник для обмена данными с Центром.] При отсутствии тумана и осадков номера распознавались в среднем в восьмидесяти пяти случаях из ста. Ну а коль скоро номер нарушителя установлен, необходимо вводить механизм возмездия.

Кому выгодно?

Со спасительными камерами, которые зафиксируют любое нарушение и передадут сведения о нем по инстанциям, вообще говоря, не все так просто. Во-первых, далеко не все согласны с тем, что установка камер уменьшает аварийность на дорогах. В марте этого года исследователи из Университета Южной Флориды опубликовали статью, из которой следует обратный вывод: камеры способствуют увеличению количества аварий. Зависимость тут простая. Поскольку за рулем сидят те же люди, что и до установки камер, водят они примерно так же, как и раньше, но перед участком, на котором установлены камеры, начинают резко сбрасывать скорость. Статистику это портит.

Автомобили и здоровье - тоже.

Откуда же берутся отчеты, воспевающие полезность камер? По мнению тех же ученых, заказчиком большей части такого рода исследований является Институт страхования и безопасности на дорогах (IIHS), который экономически заинтересован в увеличении количества аварий, так как чуть ли не любая царапина, о которой поставлена в известность страховая компания, приводит к увеличению страховых платежей в будущем. Институт же основан и поддерживается именно страховыми компаниями.

Во-вторых, автоматические камеры вовсе не так неподкупны, как может показаться (что, в свою очередь, опять-таки способствует повышению аварийности). Если штрафы идут в городскую казну, то у городской администрации есть очень хорошая причина оптимизировать работу камер с целью повышения сборов. Например, сократить период "желтого света" с тем, чтобы на камеры попадало как можно больше нарушителей. Не бином Ньютона. В минувшем апреле на этом не-биноме попались рулевые сразу шести американских городов, включая Даллас и Нэшвилл. Учитывая, что у наших соотечественников со смекалкой как минимум не хуже, вполне можно ожидать, что и российских водителей после внедрения этой системы ждет масса чудных и не очень открытий.

Преступление и наказание

Человеческий фактор, с которого мы начали, играет здесь решающую роль. "Если низкий чин государственной автоинспекции будет иметь возможность манипулировать с данными фиксирующей нарушения системы, мы не получим желаемого эффекта", - уверен Гольдин. Посты ГИБДД на дорогах вообще решено вывести из игры. Вся информация о скорости автомобиля и времени нарушения, государственный номер, а также сопутствующее фото будут автоматически передаваться в управляющий центр, где также автоматически все нарушения будут заноситься в единую базу. Есть список номеров, которые не попадут в базу, даже в случае выявления нарушений[Имеются в виду машины, подлежащие государственной охране, в отношении которых запрещена любая фиксация их перемещений], но к простым гражданам это не относится. Важно то, что удалять записи из базы будет позволено лишь по решению суда, после оплаты штрафа или только очень высоким должностным лицам, которые, как предполагается, не будут иметь никакого интереса в том, чтобы некий Иван Петров откупился от штрафа в обход закона. Извещения о штрафе будут распечатываться и рассылаться почтой, при этом какие-либо умышленные махинации с извещениями не будут иметь смысла: информация о нарушении все равно останется в базе. Факт оплаты штрафа будет отражен в системе. Тут, пожалуй, и кроется самое тонкое место.

На просторах Интернета можно отыскать не один и не два рассказа о том, как у людей, уплативших штраф за нарушение правил дорожного движения, случались проблемы из-за того, что информация об оплате не попадала по адресу. Многие операции, возложенные в развитых странах на плечи автоматики, в России по-прежнему совершаются вручную. Нерадивость выполняющих подобную работу людей может обернуться тем, что уплатившего штраф человека, к примеру, не выпустят за границу. Даже наличие квитанции об уплате штрафа полугодовой давности, если верить рассказчикам, не исправляет ситуацию:квитанцию мало показать, ее нужно отвезти куда-то там, сдать кому-то, работающему в определенные часы, и ждать, пока информация пройдет по всем звеньям бюрократической цепи. Разумеется, к тому времени ваш самолет давно улетит, а возможно, и отпуск кончится. Нужно ли говорить, что желающим повторно оплатить штраф на месте в такой возможности отказывалось?

Только через банк.[И это правило тоже, наверное, объяснимо человеческим фактором.]

Наконец, не вполне ясно, как быть, если человек не получил квитанции из-за того, что она была утеряна уже после вывода на печать автоматикой - не важно, по вине почты или ГИБДД. Зато ясно, что крайним в любом случае окажется водитель.
Если ничего не изменится, то введение системы, о которой мы говорим, увеличит не только количество штрафов (что хорошо), но и количество конфликтов, а виноватых со стороны государства по традиции все равно не найдется. Многим еще ближе станет позиция водителей, не желающих платить штраф через банк и готовых разойтись полюбовно на месте.

Если же вернуться к автоматике, то, как рассказал Гольдин, прежде чем оборудование той или иной фирмы заступит на службу, оно должно пройти сертификацию. Нарушения, выявленные сертифицированным оборудованием (и это уже есть в законе), не будут требовать других доказательств вины водителя.

Доверяй, но…

Далеко не всегда за рулем сидит хозяин автомобиля. Однако штраф за фиксируемые автоматикой нарушения, разумеется, будет налагаться на владельца транспортного средства, которому придется решать, как быть с такой напастью: платить или доказывать свою невиновность, "подставляя" доверенное лицо. К тому же превысить скорость может и угонщик, о чем автоматика тоже не будет подозревать, если машина угнана недавно.[Со стороны угонщика было бы разумно как можно скорее поменять номера, поэтому сомнительно, что такие системы можно будет эффективно использовать для розыска украденных автомобилей.] В этом случае нужно будет предоставлять в ГИБДД справку о факте угона, что от штрафа избавит, но вряд ли добавит положительных эмоций человеку, лишившемуся своего авто.

О чем автоматика будет знать, так это о злостных неплательщиках. Если в установленные сроки оплата по высланной квитанции не произведена, повторное нарушение скоростного режима тем же водителем будет (или, точнее, должно) сопровождаться передачей сигнала на ближайший по пути следования пост ГАИ, сотрудники которого примут меры к задержанию автомобиля. Разговоры по душам при этом снова бесполезны: информация находится в базе данных, к которой рядовой инспектор будет иметь ограниченный доступ, так что не сможет "отпустить грехи" частным образом. Водитель рецидивист подвергнется более суровому наказанию, вплоть до лишения прав. Станет ли из-за всех этих мер безопаснее на наших дорогах? Обратимся к зарубежному опыту.

Прежде чем начать тестирование, в "ВессоЛинк" изучили несколько систем, работающих в Европе. Павел Гольдин привел некоторую статистику по аналогичной французской системе. За четыре года работы система фиксации нарушений скоростного режима позволила снизить число погибших на дорогах вдвое. Затраты окупились еще быстрее.

По мнению Гольдина, недисциплинированность наших водителей быстро окупит развертывание системы в Москве и области. Гольдин знает об ухищрениях, позволяющих пытливым умам обманывать автоматику, делая номер нечитаемым исключительно для камер, но не для людей.

Руководитель СМИЛИНКа признал, что сам он в таком "искусстве" знатоком не является, но инженеры "ВессоЛинка" работают над решением и этой задачи. Напоследок скажем, что "водящая" часть редакции "КТ" просит не воспринимать это упоминание о технологических хитростях как клич "Алло, мы ищем таланты!"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.