Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Глаза для бизнеса

АрхивОнлайн
автор : Григорий Рудницкий   25.06.2008

Системы видеоконференцсвязи из дорогих игрушек постепнно превращаются в необходимое средство деловых коммуникаций. В некоторых случаях онт помогают не просто снизить издержки, но и достичь новых высот в бизнесе.

Бизнес отечественных компаний активно развивается. Многие из них становятся частью зарубежных холдингов. Это естественный рыночный процесс, и ничего с этим не поделаешь.

Увеличение количества региональных подразделений влечет за собой и увеличение потребности в средствах универсальных коммуникаций. Именно по этой причине российские компании все чаще присматриваются к системам видеоконференцсвязи. Альтернативой ей являются постоянные командировки сотрудников в другой филил, находящийся в другом городе, но вот насколько это понравится самому работнику? А как быть в тех случаях, когда региональное подразделение расположено в другом часовом поясе, а то и вовсе на другом конце страны?

Но сокращение транспортных издержек и экономия времени - это далеко не все, что способно дать внедрение систем видеоконференцсвязи (ВКС). Есть и другие, не менее важные факторы – оперативность взаимодействия центрального офиса с удаленными филиалами, а также абсолютно новые виды бизнеса, которые до без применения ВКС попросту невозможно было реализовать.

Технологически видеоконференцсвязь представляет собой программно-аппаратное решение, которое, как правило, включает в себя видеоподсистему, состоящую из камеры, а также устройства отображения – дисплея или монитора. Кроме того, в её состав обязательно входит аудиоподсистема для голосового общения. Сигнал в таких системах кодируется с помощью специальных кодеков и передается по локальной сети или через интернет. Кстати, о кодеках. Они могут быть как программные, так и аппаратные, представляющие собой специальный компьютер, из которого удалены все лишние компоненты.

Особое значение имеет пропускная способность канала, так как от нее может напрямую зависеть качество передаваемого видеосигнала. Достаточно широкий канал передачи данных позволяет организовать сеть ВКС с передачей видеоданных в высоком разрешении.

Собственно говоря, есть и совершенно другие, гораздо более доступные, а то и вовсе бесплатные способы организации корпоративной системы ВКС. К примеру, можно установить в организации Jabber-сервер, на котором будет установлено соответствующее программное обеспечение. Ведь, как известно, протокол Jabber позволяет передавать любые типы данных, в том числе и видео. В этом случае затраты компании будут заключаться лишь в приобретении сервера. Но насколько надежным может быть такое решение? Если такой сервер будет находиться непосредственно в офисе фирмы, то любой длительный сбой электроснабжения или проблемы с интернет-соединением могут иметь печальные последствия. С другой стороны, существуют программные продукты, которые и вовсе не нуждаются в каком-либо центральном сервере. К примеру, Skype. Это приложение полностью бесплатно, оно позволяет передавать текст, голос и видео, при этом данные передаются в зашифрованном виде.

Казалось бы, оно могло бы составить достойную конкуренцию коммерческим системам ВКС. Но давайте вспомним двухдневный сбой, произошедший во всей сети Skype в прошлом году. Подобные события вряд ли позволяют говорить о Skype,  как о надежном и бесперебойном инструменте корпоративных коммуникаций.

Насколько целесообразно в бизнесе применение систем видеоконференцсвязи? На каких участках их применение поможет достичь наибольшего эффекта, а на каких будет менее заметно? На эти и другие вопросы мы попросили ответить специалистов, работающих на российском рынке ВКС. Прежде всего, нас интересовало, какие тенденции сегодня характерны для общемирового рынка видеоконференцсвязи.

"В истории ВКС принято выделять два этапа. Первый из них даже еще не везде завершился. В этот период системы ВКС стоили очень дорого, и поэтому представляли собой в некотором роде "статусное" оборудование, которое могли себе позволить лишь очень богатые клиенты, но и они не всегда использовали его на полную мощность. Затем, когда клиенты научились считать деньги, прежде всего, отводимые на поездки и командировки, наступил второй период. Именно в этот период топ-менеджмент всерьез обращает внимание на ВКС, полагая, что эти решения внедрить будет довольно легко", – говорит Наталья Павленкова, директор по маркетингу российского представительства компании Tandberg, одного из ведущих мировых производителей систем ВКС.

По словам Андрея Ракова, руководителя направления мультимедиа компании "Микротрест", основная тенденция сегодня - повышение качества передачи видео и голоса, стремление к так называемому эффекту "телеприсутсвия. Он указывает на то, что этот эффект достигается благодаря применению больших экранов, позволяющих отобразить реальные размеры собеседника. При этом используется технология High Definition, позволяющая выводить на экран картинку с высоким разрешением (1920х1080). Кроме того, в видеоконференцсвязи все чаще находит применение естественный стереозвук, позволяющий прекрасно слышать собеседника, как будто он находится рядом.

В свою очередь, Владимир Хомутинин, руководитель направления ВКС компании "ИМАГ", распространителя продукции компании Aethra,  согласен с Андреем Раковым по части тенденций, но, в то же время обращает внимание на постоянное снижение стоимости решений при условии одновременного повышения их качества и возможностей.

В свою очередь Борис Ратнер, руководитель системных проектов компании Avaya в России и странах СНГ в качестве основных двигателей рынка ВКС в России называет тенденцию к централизованному управлению компаниями, требующему онлайнового оперативного взаимодействия центрального офиса с удаленными филиалами.  Отсюда же, по его словам, вытекает необходимость в дистанционном обучении сотрудников. Наталья Павленкова соглашается с его мнением, но при этом также обращает внимание и на возможность использования систем видеоконференцсвязи сотрудниками HR-подразделений компаний. Дело в том, что менеджеры по кадрам благодаря ВКС могут удаленно интервьюировать кандидатов на те или иные должности. Ведь визуальный контакт гораздо полезнее и эффективнее простой беседы по телефону.

"Кроме того, за последние годы в России наметилась еще одна важная тенденция - по мере совершенствования технологий, внедряемые системы коллективной работы  все в меньшей степени становятся дополнительным способом общения менеджеров высшего звена, постепенно превращаясь в действенный инструмент для оперативного решения текущих бизнес-задач: проведения презентаций, переговоров с партнерами, семинаров и т. д, - резюмирует Борис Ратнер.

Каким же образом можно рассчитать реальные выгоды от внедрения в компании систем видеоконференцсвязи? Как нам рассказала Наталья Павленкова, компания Tandberg разработала специальный онлайновый калькулятор (http://www.tandberg-calculator.ru/), с помощью которого всякий заинтересованный руководитель может узнать, сколько ранее выделяемых на командировки сотрудников средств он сможет сэкономить, если внедрит ВКС. Вычисления проводятся на основе информации о расположении головного офиса и зарубежных представительств, численности управленческого звена (включая менеджеров среднего и младшего звеньев), а также о внутренних и международных деловых поездках.

Но давайте обратимся к конкретным примерам. Как нам рассказал Михаил Никифоров, руководитель направления видеоконференцсвязи компании "Крок", в "Альфа-Банке" видеоконференцсвязь применяется практически ежедневно при проведении обучающих семинаров, переговоров и общении с коллегами из региональных офисов. Сама система объединила центральный офис и 33 филиала банка по всей России, от Калининграда до Южно-Сахалинска. Причем, эта сеть постоянно расширяется.  В свою очередь, ГК "Интегра" внедрение инфраструктуры ВКС помогло публично разместить её акции на Лондонской бирже, так как сеть ВКС, объединившая все 14 подразделений ГК, позволила руководству максимально оперативно получать доступ ко всей необходимой информации.

Банки, промышленные предприятия и медицина являются наиболее активными пользователями систем видеоконференцсвязи. Но бывают и не совсем обычные, по крайней мере для России, примеры применения возможностей ВКС.  Как нам рассказала Наталья Павленкова, на Норвежском нефтяном шельфе внедрена система интегрированного производства, в основе которой лежит непрерывное визуальное взаимодействие и непрекращающийся обмен информацией и данными как внутри компании, так и при взаимодействии с партнерами. Такое взаимодействие позволяет повысить согласованность работы территориальных площадок компании и устранить технические барьеры при взаимодействии с партнерами.

"На смену привычным последовательным процедурам согласования пришло непосредственное общение. В результате, процессы принятия решений, растягивавшиеся на дни и недели, сократились до нескольких часов. Так, если раньше выработка плана бурения занимала несколько дней, то сейчас компании StatoilHydro и Schlumberger решают эту задачу менее чем за два часа", - говорит она.

Как мы видим, польза от развертывания ВКС вполне очевидна. Но почему же эти системы не используются в России столь же широко, как на Западе? В качестве основной причины специалисты называют извечную проблему нашей страны – дороги. А точнее - каналы связи.

"Клиенты готовы к ВКС уже давно, не готова инфраструктура, - утверждает Владимир Хомутинин, - ведь, например, для передачи HD сигнала потребуется скорость соединения не менее 1 Мбит/с, а видео в стандартном качестве требует скорости от 384 Кбит/с. У нас пока много регионов, которые не подключены к Интернет, или скорость подключения которых не превышает 56 Кбит/с. С другой стороны, ситуация с доступом в сеть постоянно улучшается. И, например, в развитых с точки зрения Интернет регионах (Уральский, Сибирский и др.) продажи систем ВКС идут очень активно".

В то же время Борис Ратнер уверен, что и эти инфрастуктурные сложности могут быть легко преодолены. Он считает, что такие факторы, как постоянное снижение стоимости оконечного оборудования для видеотелефонии, внедрение протокола SIP в качестве единого транспортного коммутационного стандарта для видео и телефонии, возможность использования современных УПАТС как единых коммутационных систем для телефонии и видеотелефонии, а также переход на веб-конференцсвязь, для которой достаточно канала с пропускной способностью не ниже 25 кбит/c смогут помочь дальнейшему продвижению ВКС

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.