Виртуальное присутствие
АрхивИз журнала "Компьютерра"Влияние информационных технологий на образовательный процесс считается положительным, но одну из традиционных учебных процедур -
Из всего многообразия новостей выделяется особый род событий, которые хоть и не претендуют на сенсационность, но дают повод рассмотреть ту или иную проблему не абстрактно, а на примере реальной истории, оживленной эмоциями и суждениями вовлеченных в нее людей. Влияние информационных технологий на образовательный процесс считается положительным, но одну из традиционных учебных процедур - лекции - впору декомпьютеризировать.
Студенты быстро наловчились использовать ноутбуки вместо тетрадей и ручек; особенно забавно наблюдать, как сразу несколько человек с воодушевлением набивают практически знак в знак слова лектора, не задумываясь, что того же результата можно моментально достичь простым копированием файла у сокурсника (интересно, кстати, работает ли при наборе материала на компьютере механическая память).
Впрочем, для наименее сознательных студентов поднятый дисплей ноутбука играет роль защитного экрана от шумового воздействия преподавателя, позволяя спокойно заниматься своими делами. Был, к слову, забавный студенческий скетч, который приводил американский сайт InsideHigherEd.com, посвященный высшему образованию: пока все студенты во время лекции шуршали своими ноутбуками, один их коллега, вооружившись колодой игральных карт, как ни в чем не бывало раскладывал на парте пасьянс. На недоуменный вопрос лектора он ответил: "Мой ноутбук сломался!"
Руководство юрфака Чикагского университета (University of Chicago Law School), устав мириться с тем, что лектору внимает много меньше народу, нежели присутствует в аудитории, и понимая, что запрет на пронос компьютеров является крайней мерой, приняло решение отключать интернет в аудиториях, если, конечно, доступ в Сеть не подразумевается конкретным занятием.
По словам декана факультета, студенты, вместо того, чтобы слушать преподавателя, занимаются проверкой электронной почты, общением в чатах и веб-серфингом. К тому же светящиеся экраны отвлекают сидящих сзади однокурсников, подавая им дурной пример: как заметил декан, известен случай, когда один из студентов забрел на сайт обувного интернет-магазина - через считанные минуты обновку выбирал весь ряд. Сам же декан зарекся втихаря проверять почту на своем мобильнике во время собраний.
Часть студентов восприняла нововведение покорно (запрет носит пока экспериментальный характер), но нашлись среди будущих юристов и те, кто применил все свое профессиональное красноречие для выражения недовольства, защищая многозадачность современной молодежи. Конечно, предпринятые меры не абсолютны, что декан прекрасно понимает: большинство сетевых потребностей покроет и сотовая связь, а кто-то при желании сможет запастись очередной дозой информации перед лекцией, сохранив страницы на диск, или же просто скоротает время за игрой.