Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Тише едешь, дальше будешь

АрхивИз журнала "Компьютерра"
автор : Постухов,Владимир   20.05.2008

При всей своей топливной бережливости средний мотоцикл загрязняет атмосферу больше, чем самый прожорливый внедорожник. Джип, отвечающий новейшим стандартам, на 95% чище, чем мотоцикл.

Казалось бы, уж кому-кому, а мотоциклистам меньше всего пристало заморачиваться электрификацией или гибридизацией любимого двухколесного транспорта. Многие модели способны проехать сто километров на четырех (и даже меньше) литрах бензина. То есть экономить уже практически некуда. Но есть другая сторона: при всей своей топливной бережливости средний мотоцикл загрязняет атмосферу больше, чем самый прожорливый внедорожник, поскольку эффективная система снижения токсичности выхлопов на мотоцикле просто не помещается. Как ни удивительно, но джип, отвечающий новейшим американским стандартам, на 95% чище, чем мотоцикл (данные Агентства по охране окружающей среды США). Город, наводненный мотоциклами и скутерами (как многие крупные города Юго-Восточной Азии), меньше подвержен бензиновому голоданию (не говоря уже о пробках), но платит за это здоровьем своих обитателей.

Вот и появляются на рынке мотоциклы, заправляющиеся от розетки. Появляются не впервые - патенты на двухколесные электромобили выдавались еще в конце 60-х годов ХІХ века. В годы Второй мировой войны дефицит топлива стимулировал появление небольших партий электроциклов в США и оккупированной нацистами Австрии. В 70-х годах прошлого века компания Corbin-Gentry продает электрические мотоциклы, легализованные для уличного движения. Во второй половине 90-х и вплоть до 2000 года EMB производила электрический Lectra VR24 - первый мотоцикл с переключаемым реактивным электромотором.

Но сегодня, благодаря прогрессу аккумуляторных технологий, электрический байк стал гораздо легче, а уехать от желанной розетки способен гораздо дальше.

Скутер Vectrix одноименной компании использует никель-металлгидридные батареи (того же типа, что стоят на популярном гибриде Prius от Тойоты). Такие батареи - безусловный шаг вперед по сравнению со свинцово-кислотными: они и легче, и долговечнее (десять лет службы, утверждает компания Vectrix), но литий-ионные - еще легче. Поэтому скутер Vectrix весит около двухсот кило, а мотоцикл Enertia от Brammo Motorsports, на котором стоят литий-ионные аккумуляторы, - всего 125.

На одной зарядке Vectrix может проехать чуть больше 100 км - но только если скрупулезно следовать древнему народному принципу "тише едешь, дальше будешь" и не разгоняться больше 40 км/час - да и вообще если не слишком резво разгоняться и поменьше тормозить. А вот поездка "с ветерком" на скорости под 100 км/час опустошит батареи уже через 30 км. Таково органическое свойство аккумуляторных батарей: чем больше ампер вы хотите из них извлечь, тем меньше энергии получите. Не станет ли ХХІ век столетием неторопливого транспорта? Но это так, к слову.

На творении Brammo полихачить не удастся: максимальная скорость Enertia 80 км/час. С вдвое меньшей скоростью электробайк сможет преодолеть 70 км на одной зарядке. Результат скромнее, чем у Vectrix, но производитель утешает потенциального покупателя статистикой: мол, средний североамериканский водитель накручивает за день всего 47 километров со средней скоростью 50 км/час. Какие транспортные средства принимались во внимание, на сайте компании не сообщается, зато у обладателя Enertia теперь есть повод свысока взглянуть на обгоняющих его обывателей.

Чтобы возвыситься над средним автомобилистом, калифорнийская компания Zero Motorcycles предлагает нечто большее, чем статистические выкладки. Zero-X - байк для мотокросса, готовый поспорить на трассе с самыми крутыми бензиновыми агрегатами. При весе всего 54 кг и мощности двигателя 23 л. с. он легко прыгает на 20 метров, а четверть мили по прямой может промчаться за каких-то 8,17 секунды на скорости до 250 км/час. Столь малый вес объясняется прежде всего прочнейшей алюминиевой рамой, разработанной известным конструктором Нилом Саики (Neal Saiki) и весящей ничтожные 8 кило. Кроме того, из мотоцикла убрали зарядное устройство (оно идет в комплекте). Специальный переключатель позволяет ограничить скорость пятьюдесятью километрами в час - максимально разрешенной скоростью для мопеда. Другой переключатель регулирует ускорение: от "простого" для новичков до "спортивного" для завзятых мотогонщиков. Литий-ионная батарея могла бы тянуть мотоцикл целых 100 км при оптимальной скорости и по нормальным дорогам, но трассы общего пользования нашему герою пока заказаны. Легализованная для дорожного движения модель со встроенным зарядником ожидается в этом году.

И на Enertia, и на Zero-X стоят литий-ионные аккумуляторы второго поколения. Другими словами, этим мотоциклам не грозит участь "самовоспламеняющихся" ноутбуков. Кстати, Zero-X использует те же батареи фирмы A123 Systems, что и KillaCycle, самый быстрый электрический мотоцикл в мире, преодолевший четверть мили за 7,824 секунды на скорости 270 км/час.

К сожалению, мотопарк развивающихся стран вряд ли претерпит радикальную электрификацию: Vectrix стоит 11 тысяч долларов, Enertia - все 12, а Zero-X - больше семи. Так что, если не считать мотогонок, где электробайки по своим техническим данным могут реально конкурировать с бензиновыми аналогами, электрический двухколесный транспорт останется уделом экологически совестливых капиталистов - пока не подешевеет в разы. А ради его популяризации среди байкеров предлагаю оснащать отдельные модели динамиками, сопровождающими движения правого запястья ревом незаглушенного мотора, ибо электродвигатели практически бесшумны.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.