История цифровой камеры
АрхивЦифровая фотография, как и традиционная химическая светопись, прошла длинный и звилистый путь с множеством проб и ошибок.
Цифровая фотография, как и традиционная химическая светопись, прошла длинный и звилистый путь с множеством проб и ошибок. И что любопытно, начинается он примерно в то же время - в XVIII веке. но поскольку передо мной не стоит задача написать трактат о возникновении "цифрографии" (ибо это и без меня уже не раз было сделано), перепрыгнем на полтора века вперёд, в 1969 год.
Для истории цифровой фотографии он важен тем, что именно тогда Уиллард Бойл и Джордж Смит (Willard Boyle, George Smith, исследователи из Bell Laboratories, занимавшиеся проблемой хранения информации на полупроводниках) выдвинули идею прибора с зарядовой связью (ПЗС) для регистрации изображений. От идеи до ее реализации в железе нередко лежит целая пропасть, однако в данном случае прошел всего лишь год - в 1970 году в стенах той же лаборатории был создан рабочий прототип электронной видеокамеры на основе ПЗС-матрицы.
Однако для победного шествия любой технологии нужно сделать еще один важный шаг - выйти из стен лаборатории в виде готового коммерческого продукта. И этот шаг, как мы знаем, может растянуться еще на несколько лет. В данном случае прошло три года - в 1973-м американская компания Fairchild Imaging выпустила первый коммерческий продукт - ПЗС-матрицу размером 100х100 пикселов. А уже год спустя этот сенсор был использован для создания первого астрономического цифрового фото - объектом съемки стала Луна, сфотографированная посредством 20-см телескопа[Разрешение этого снимка было больше, чем разрешение сенсора, - 420х420 пикселов.].
Впрочем, мало ли что там выпускается и используется для нужд астрономии и военной промышленности! Нужно, чтобы технология "пошла в массы". С цифровой фотографией это случилось 24 августа 1981 года, когда Акио Морита, основатель и президент небезызвестной компании Sony, представил прототип цифровой фотокамеры Sony Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera). Это была зеркалка со сменными объективами, позволяющая записать пятьдесят цветных изображений невысокого разрешения (570х490 пикселов) на специальную 2-дюймовую дискету (так называемую Mavipak). Кадры сохранялись в аналоговом видеоформате NTSC, а сама камера официально называлась "статической видеокамерой" (Still Video Camera).
Кстати, слухи о скорой кончине пленочной фотографии стали гулять уже тогда, сразу после обещания Sony в течение двух лет выбросить Mavica в продажу. Впрочем, низкое качество снимков в совокупности с высокой стоимостью не позволило приступить к массовому производству новинки. Зато сама идея была подхвачена почти всеми известными фотографическими фирмами, взявшимися разрабатывать камеры нового класса.
Дальнейшее развитие массовых цифровиков шло двумя параллельными путями - профессиональные зеркалки и любительские компактные камеры. Что касается профессиональных dSLR, то почин принадлежит фирме Kodak, выпустившей в 1991 году модель Kodak DCS100, в основу которой легла пленочная Nikon F3. Аппарат был оборудован 1,3-мегапиксельной ПЗС матрицей (1280х1024) производства, естественно, Kodak. Линейные размеры матрицы составляли 20,4x16,4 мм, а чувствительность была одна - 100 ISO. Снимки сохранялись во внешнем устройстве (Digital Storage Unit, DSU) емкостью 200 Мбайт. Там же имелся и монохромный 4” ЖК-экран для просмотра снимков.
Вся эта конструкция (камера+DSU) весила больше 5 кг и стоила около 30 тысяч долларов.
А вот что касается любительских компактных цифровых камер, то первая ласточка была выпущена только в 1995 году компанией Casio. Это была модель Casio QV10, стоившая в то время 650 долларов (сравните с 50 тысячами долларов за профессиональную зеркальную камеру Kodak DCS 460, выпущенную в том же году). По сегодняшним меркам ее параметры были, конечно, заурядными - объектив с фиксированным фокусным расстоянием, 2 Мбайт встроенной памяти, разрешение 320х240. Однако фотографы-любители встретили камеру на ура - в 1995–96 годах она пользовалась большим спросом. Причина успеха была проста - для массового пользователя возможности, предоставлявшиеся цифровой фотографией (сразу же увидеть готовый результат на встроенном в камеру ЖК-дисплее, стереть неудачные снимки и записать новые), оказались гораздо важнее низкого качества изображений и технического несовершенства первых цифровых устройств.