Великие клавиатуры прошлого
АрхивОнлайнПока развитие компьютерных клавиатур не остановилось, каждая вычислительная машина имела собственную уникальную раскладку, отражавшую особенности её интерфейса.
Развитие компьютерных клавиатур замерло пятнадцать лет назад. Единственное существенное изменение, произошедшее с тех пор - это распространение клавиши Windows. Многочисленные клавиатуры с множеством дополнительных кнопок для управления программами в расчёт можно не брать: они потому и называются "дополнительными", что без них легко обойтись.
До появления IBM PC такого единообразия не было. Клавиатуры и тогда различались лишь в деталях - в конце концов, все они основаны на клавиатуре пишущей машинки, - но у каждой были свои особенности, отражающие особенности интерфейса вычислительной машины, для которой её разработали.
Клавиатура Энгельбарта
Взять хотя бы клавиатуру, использовавшуюся с компьютером, который разработал Дуглас Энгельбарт. Увидеть её можно на сохранившихся записях знаменитой презентации, которую Энгельбарт провёл в 1968 году. На ней он продемонстрировал свои изобретения: зачаточный графический интерфейс, мышь, гипертекст, средства совместной работы с документами, обмен мгновенными сообщениями и даже видеоконференции.
Клавиатура, использовавшаяся в его системе, была снабжена интересным дополнением, состоявшим из пяти продолговатых ненадписанных клавиш. Сейчас для клавиатурных команд, как правило, используются клавиши-модификаторы, нажимаемые в сочетании с обычными, но подход Энгельбарта был куда более радикальным. Текстовая клавиатура предназначалась исключительно для ввода текста, тогда как команды отдавались при помощи сочетания дополнительной "аккордной" клавиатуры и мыши.
Пять функциональных клавиш и три кнопки мыши дают 93 возможных комбинации, и судя по дошедшим до наших времён жалобам о сложности энгельбартовской системы, сочетания клавиш даром не пропадали.
Самого изобретателя замысловатость такого подхода не смущала. Он считал, что сложность машины - это не проблема. Если с её помощью можно научиться достигать большей эффективности, то время, потраченное на обучение - это необходимые издержки.
Пишут, что пара сотрудников его лаборатории в совершенстве освоили устройство и действительно достигали невероятной производительности, но этими скромными успехами всё и закончилось. В отличие от других изобретений Энгельбарта, которые теперь используются почти повсеместно, придуманная им аккордная клавиатура известна лишь историкам.
Кошка Canon
Клавиатура компьютера Canon Cat, который разработал создатель первого Apple Macintosh Джеф Раскин, не так непривычна, но и появилась она спустя почти два десятилетия после аккордной клавиатуры Энгельбарта.
После ухода из Apple Раскин занялся разработкой персонального компьютера, отвечавшего бы его видению удобного интерфейса. Увы, Canon Cat, выпущенный в 1987 году, был быстро снят с производства, и теперь об идеях Раскина можно узнать лишь из его книги The Humane Interface.
Для Canon Cat клавиатура была единственным способом ввода информации, так что нестандартных клавиш на ней хватало. Первыми бросаются в глаза две кнопки Leap, располагающиеся под "пробелом". Они действительно очень важны: с их помощью перемещается курсор, осуществляется мгновенный поиск по тексту (достаточно зажать одну из клавиш Leap и начать печатать искомое слово), выделяются и копируются части текста - в общем, почти всё, что теперь делается при помощи мыши, а также многое другое.
Есть у клавиатуры Canon Cat и другие особенности. Та клавиша, роль которой в Windows играет Ctrl, а в Mac OS X - Command, здесь называется Use Front. Почему так? Названия команд, отдаваемых в сочетании с ней, написаны на передней стороне соответствующих клавиш. Эту практику, кстати, переняли некоторые производители современных клавиатур.
Зато кнопку Document мы вряд ли снова увидим на клавиатуре. Она создавала новые документы, а в сочетании с Leap листала их. Необходимость отдельной кнопки для этой функции может показаться странной, но только в том случае, если ничего не знать о программной начинке Canon Cat. В ней был реализован совсем другой подход к организации рабочей среды, чем в современных компьютерах. Ещё в восьмидесятые годы Джеф Раскин додумался избавиться от понятия "файл" и заменил его документом.
Клавиатура космокадетов
Space Cadet Keyboard по праву заслужила своё место в списке самых странных из когда-либо использовавшихся клавиатур. "Космическое" название дано ей явно не зря - она и правда напоминает пульт управления межпланетным кораблём из старых фильмов. На самом же деле с её помощью управлялась разработанная в лаборатории искусственного интеллекта МИТ Lisp machine - штуковина ничуть не менее интересная, чем космический корабль.
Достаточно взглянуть лишь на верхний ряд клавиш, предназначенный для управления терминалом, чтобы понять: эта клавиатура не из простых. Да что там, одна клавиша-модификатор Greek чего стоит! Она позволяла вводить буквы греческого алфавита, часто необходимые в формулах. Кроме неё на Space Cadet Keyboard ещё четыре модификатора: Hyper, Super, Meta и Control. Все они использовались для различных сочетаний клавиш.
За одной из "Лисп машин" работал небезызвестный Ричард Столлмен и занимался разработкой текстового редактора, получившего впоследствии название GNU Emacs. Использование столь роскошной клавиатуры просто не могло не повлиять на программы, написанные на ней и для неё. Результаты приверженцы Emacs пожинают до сих пор.
Именно Space Cadet Keyboard стоит винить в путанице, связанной с клавишей Meta, которая по сей день упоминается в справочном руководстве Emacs. Есть и другие последствия. В частности, клавиша Control на чудо-клавиатуре располагалась рядом с пробелом - там, где у современных клавиатур для PC обычно Alt. Нажимать Alt в сочетании с буквенными клавишами куда удобнее, чем Control, но вносить соответствующие изменения разработчики Emacs не решились.
ZX Spectrum и немного Atari
Пока отцы-основатели двигали вперёд компьютерную науку в своих стэнфордах и масачуссетсах, снежные российские просторы начинал покорять совсем скромный компьютер, собиравшийся умельцами чуть ли не из телефонных деталей. Клавиатура классического ZX Spectrum - всего четыре ряда по десять клавиш, на которых помещалось немыслимое количество команд и функций.
Судите сами: каждая клавиша кроме буквы или цифры отвечала за пару команд встроенного BASIC, математическую функцию и какой-нибудь символ, а в российских версиях добавлялась ещё и русская раскладка - обычно фонетическая. Вводилось всё это безобразие при помощи всего-навсего двух клавиш-модификаторов: caps shift (аналог обычного shift на PC) и symbol shift (для ввода символов).
Секрет здесь в режимах. Курсор в Spectrum BASIC представлял собой мигающий квадрат, внутри которого периодически менялась буква, отображающая текущий режим ввода. "K", к примеру, означает, что при нажатии на клавишу будет введена соответствующая основная команда, "E" - дополнительная, а курсором с литерой "L" полагается набирать текст.
В случае надобности режимы меняются вручную, но чаще они переключаются автоматически. К примеру, после ввода команды одним нажатием на соответствующую кнопку Spectrum BASIC сам переходит в текстовый режим, чтобы можно было ввести аргументы. Таким образом, скажем, команда "PRINT a" набирается всего двумя нажатиями: 'p', затем 'a'.
Владельцы Atari 2600 тоже могли насладиться чем-то подобным, но лишь с помощью специальных контроллеров, продававшихся в комплекте под названием Basic Programming. Несмотря на то, что они использовались вместе с обычной клавиатурой, сильной функциональной нагрузки тоже не избежали. Обратите внимание на кнопку со стрелками - она явно меняет режимы ввода.
Философия через клавиатуры
Старинные компьютеры часто кажутся странными, а функции, о которых когда-то так заботились их создатели, - совершенно несовместимыми с современной реальностью. Безусловно, в этом есть немалая правда, и сегодня нам вряд ли понадобятся специальные клавиши для управления терминалом.
Тем не менее, когда видишь, что новые идеи появляются редко, приходится обращаться к старым. Тридцать лет назад люди не знали, что на клавиатуре должно быть чуть больше сотни стандартных клавиш, расставленных в определённом порядке, и каждый изобретатель не только не боялся, а просто был вынужден придумывать нечто оригинальное и соответствующее лишь его собственным взглядам.
- Иллюстрации: Wikipedia.