Чепчики и дохлые кошки
АрхивNota BeneПостинг Юрия Ильина в музыкальном блоге Nota Bene при "Компьютерре-Онлайн".
Ларс Ульрих - да-да, барабанщик Metallica - поговорил с журналистами из Rolling Stone за жизнь, за будущее и за интернет, после чего блоги буквально взорвались - уж как только "Метлу" ни отсклоняли, припоминая ей "старые обиды" - а именно проклятья файлообмену, коими тот же мистер Ульрих несколько лет назад не то прославился, не то оскоромился.
Из-за чего сыр-бор, спрашивается? Да просто Ларс Ульрих заявил, что группа, у которой на ближайшем альбоме заканчивается контракт с Warner Music, собирается, возможно, последовать примеру Radiohead и Трента Резнора, то есть послать лесом все эти лейблы и попытаться взаимодействовать с фанатами напрямую через интернет...
Когда Radiohead объявили, что их In Rainbows будет изначально выложен в интернете, а слушателям самим будет предложено назначить за него цену, поначалу "мир припал на брюхо, как волк в кустах"... Когда же Том Йорк заявил, что они на этой вот, с позволения сказать, авантюре "подняли" больше денег, чем за все прежние альбомы вместе взятые... В воздух полетели чепчики.
Затем на авансцену вышел мистер Резнор и, поплевав на ладони, сказал: а вот сейчас мы сделаем так же, только лучше.
И сделал. А потом объявил, что нажил на этом полуторамиллионный капитал. Чепчиков стало больше.
Но вот Ларс Ульрих заявляет, что они с "Металликой" тоже призадумались, а не последовать ли примеру...
И что тут началось! Не иначе как в вентилятор попали фекалии - почитать первый десяток комментариев по этому поводу на Slashdot, так среднестатистическая точка зрения у тамошних лемм... гиков сводится к тому, что "Металлика" - скопище продажных лицемеров, никакого отношения к музыке не имеющих не то с 1985, не то с 1988 года, коим теперь замстилось запрыгнуть на подножку уходящего поезда.
"Я знаю только две вещи, которые могут быть бесконечными: Вселенная и человеческая глупость, причём насчёт первой я ещё и не уверен", - говорил Альберт Эйнштейн. Поспорить с этим трудно.
NB: Пара слов про интернет-дистрибуцию. У Metallica всё получится, как получилось у Radiohead, Резнора и получилось бы у любой другой команды, имеющей армию фанатов по всему миру - всех перечисленных проектов это касается в равной мере.
Только, похоже, не надо воспринимать это как доказательство тезиса о том, что пресловутые лейблы своё отжили, пусть хоть от них в последнее время побежали именитые музыканты.
Том Йорк вполне может себе позволить делать такие вот финты ушами, Резнор тоже - теперь, когда они не "никто и звать никак", а вполне себе культовые фигуры. Но выпихивали их на поверхность информационного шума как раз традиционные распространители развлекательной продукции, и дело не в том, что в период становления этих проектов интернета в его нынешнем виде просто не было. Интернет создаёт нездоровую иллюзию общедоступности вообще всего - но когда доступно всё, моментально оказывается, что никому ничего не надо(tm), и тогда какая разница? - не смог ты, дорогой начинающий музыкант, выбиться в люди потому, что не сподобился в нужный день и час выступить на нужном мероприятии и попасть в поле зрения нужных людей или потому, что затерялся на просторах Myspace.com среди тысяч и тысяч таких же как ты?..
Интернет, на самом деле, не панацея от нынешнего положения дел в музыкальном мире. Даже наоборот, скорее он ещё сильнее укрепляет сложившийся "миропорядок". И интернет-дистрибуция со всеми её "длинными хвостами", оказывается - для музыкантов - лишь, скажем так, расширением к традиционной модели, но никак не альтернативой ей.
Пока, по крайней мере.