Автомобили в небе, самолеты на шоссе
АрхивИз журнала "Компьютерра""Мы не в будущем, покуда машины не летают". А как же, ведь города в фантастических произведениях изобилуют не только небоскребами, но и снующими на разных высотах персональными средствами передвижения.
Хочется дожить до будущего. Глянуть хотя бы одним глазком, как оно будет тогда, и умереть со спокойной душой. И хотя будущим можно условно считать любой следующий момент, желанное будущее начинается вслед за вехой, знаковым событием. Первый паровоз, первый самолет, спутник, полет Гагарина, высадка на Луне...
Увы, будущее очень скоро становится будничным настоящим, отодвигая горизонт куда-то дальше. Что же является вехой сейчас? Есть люди, у которых давно готов ответ: "Мы не в будущем, покуда машины не летают". А как же, ведь города в фантастических произведениях изобилуют не только небоскребами, но и снующими на разных высотах персональными средствами передвижения. И вот уже более ста лет энтузиасты, не желающие ждать наступления будущего сложа руки, строят с переменным успехом гибриды автомобиля с самолетом.
Амплитуда успеха и неуспеха колебалась от трагедий до действующих по сей день моделей. Катастрофой и гибелью пилота закончился испытательный полет Sky Flivver’а Генри Форда в 1926 году. В начале 70-х в воздухе разломился надвое AVE Mizar конструктора Генри Смолински: погибли и пилот, и изобретатель. Однако не менее примечательны успехи ранних аэромобилестроителей.
Проектировать летающие машины начал еще Гленн Куртис, один из пионеров авиации. Но первая удача выпала на долю его сподвижника Уалдо Уотермена - в марте 1937-го успешно прошел испытания его Aerobile. Двухместный трехколесный моноплан без хвостового оперения со стосильным мотором и трансмиссией, переключающейся между толкающим винтом и двумя задними колесами, разгонялся на земле до 110 км/час и до 200 км/час в воздухе. Конструкция самолета почти полностью защищала его от сваливания в штопор, а с управлением справлялись даже новички. Без крыльев аппарат регистрировался как мотоцикл (!); предполагалось "мотоциклы" продавать, а крылья сдавать на аэродромах в аренду. Не заладилось, началась война.
Во время войны идея аэромобиля нашла неожиданное воплощение в конструкторском бюро О. К. Антонова. Только место автомобиля занял легкий танк Т-60. Назывался аппарат Ан КТ - "Крылья танка". Предполагалось забрасывать прикрепленные к планерамбоевые машины партизанам. В ходе испытаний выяснилось, что вес и аэродинамика танка требуют в качестве буксира ни много ни мало - тяжелого бомбардировщика Пе-8, так что от замысла отказались.
Послевоенное время, мир оживает, будущее кажется совсем близким. Именно тогда, в конце сороковых, талантливый авиаконструктор Молт Тейлор создал самый удачный и жизнеспособный аэромобиль - Aerocar. Некоторые из машин, построенных в середине 1950-х, летают до сих пор.
Модель казалась очень перспективной (как ни странно, ее серийному изготовлению помешали трудности с сертификацией "Аэрокара" в качестве автомобиля, а не летательного средства) и вплоть до начала 60-х была частой гостьей на теле- и киноэкранах. Возможно, что образ Аэрокара и вдохновил молодого Пола Моллера посвятить жизнь летающим автомобилям.
Без малого полвека Пол Моллер колдует над своим Skycar’ом. Как утверждает его сайт, компания "Moller International разработала первый и единственный в мире пригодный к использованию доступный персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки". Поневоле напрашивается мысль, что помимо "Аэрокара" сильнейшим впечатлением юности для конструктора был Harrier Jump Jet, реактивный многофункциональный военный самолет, как раз в 60-х и принятый НATO на вооружение. Нам этот самолет знаком по фильму "Правдивая ложь" со Шварценеггером. В арсенале НАТО Harrier - едва ли не единственная удачная разработка в этой области. Управление вектором тяги, на котором основаны вертикальные взлет и посадка, - сложнейшая задача, как технологически, так и с точки зрения пилотажа. Недаром Шварценеггера, забравшегося в кабину "Харриера", изрядно поболтало из стороны в сторону, пока он вспомнил, что к чему. На доступных в Сети видеосъемках испытательных полетов Skycar’а машину трясет и шатает куда сильнее, несмотря на то, что она прицеплена страховочным фалом к подъемному крану. Приземляется аппарат криво, чуть не подломив колесо. В то, что через три года Skycar будет готов к продаже (при условии сертификации в Федеральном авиационном агентстве США), верится с трудом.
Возможно, в конструкцию летательной машины заложено много замечательных идей. Но что-то не так в самой идее "воздушного трафика" в качестве альтернативы наземному, если даже Моллер признается, что скоординировать трехмерное перемещение большого числа Skycar’ов, особенно в городских условиях, сможет только специально разработанная компьютерная диспетчерская система, появления которой он "ожидает в самом недалеком будущем".
Здесь и пора задуматься, что утопическая картина оживленного воздушного движения между небоскребами будущего чревата не какими-то банальными ДТП, а катастрофами гораздо большего масштаба. В нашем будничном настоящем машине очень непросто въехать на полной скорости в окно; автомобили, бывает, врезаются в столб - но хотя бы не падают с неба. В сюжете российского телевидения про "Бегалет" - российского изобретения летающий микроавтомобиль с парапланом вместо жесткого крыла - ведущий первым же делом назвал его "машиной, которой не страшны пробки". Помилуйте, можете ли вы себе представить, как, попав в пробку на МКАД, машины стайкой поднимаются в воздух и летят, куда надо, каждая на своей высоте? Да для этого надо обладать слаженностью звена истребителей.
Реалистичнее смотрят на вещи в Terrafugia Inc. и Milner Motors. Вместо того чтобы разрабатывать летающий автомобиль, эти компании сосредоточили усилия на концепции "roadable aircraft" - летательного аппарата, пригодного к дорожному движению. По сути, это легкие спортивные самолеты, на которых можно доехать по обычной дороге от загородного дома до расположенного неподалеку аэропорта, "расправить крылья" и полететь, подчиняясь стандартным правилам для частных самолетов. Преимущество перед обычным самолетом только в том, что держать это транспортное средство можно у себя в гараже. Для поездок по городуаппарат не очень подходит, но Transition от Terrafugia и AirCar от Milner вполне могут заинтересовать тех, кому часто приходится летать километров на пятьсот-тысячу.
В чем же прогресс по сравнению со славными машинами прошлого? Пожалуй, только в том, что водителю не придется вылезать из кабины, чтобы открутить крыло и/или хвостовое оперение. Теперь для этого достаточно нажать кнопку, и крылья сложатся сами собой. У AirCar при этом задние колеса немного сместятся вперед, уменьшая нагрузку на передние во время разбега. Кроме того, AirCar будет ездить по земле с помощью электродвигателя, внося свою лепту в защиту окружающей среды. Transition уже выставлялась в нынешнем году на спортивном авиасалоне в Себринге, Флорида. AirCar - на нью-йоркском автошоу. Творение Terrafugia, кстати, можно заказать, положив на депозит 5% от ориентировочной цены в $148 000.
Ни Transition, ни AirCar еще ни разу не поднимались в воздух. Не на чем покамест. Компании до сих пор не определились с двигателями. Зато тщательно продуманы салоны, приборные щитки, механизм складывания крыльев. В этом, наверное, и состоит самая большая разница между Уотерменом и Тейлором, с одной стороны, и конструкторами из Terrafugia и Milner - с другой. Те были летчиками, рвались в небо и хотели увидеть там всех. Эти же - дизайнеры автомобилей. Они позаботились о комфорте и имидже. Летную часть доведут до ума подрядчики. И в первый полет дорожные самолеты поведут другие. Таким манером человечество можно заинтересовать, развлечь - но увлечь из плоского мира дорог в третье измерение неба... едва ли. Значит, будущего еще ждать и ждать.