Невредные советы
АрхивВ этой небольшой заметке мы попытаемся ответить на самые важные для непрофессионала вопросы, относящиеся к postproduction на языке профи или к обработке отснятого материала на обычном языке.
В этой небольшой заметке мы попытаемся ответить на самые важные для непрофессионала вопросы, относящиеся к postproduction на языке профи или к обработке отснятого материала на обычном языке. Иными словами, на вопросы о том, что же делать с отснятым материалом.
Вопрос первый: чем (и почему) лучше всего монтировать видео?
Самая интересная часть процесса создания фильма начинается с монтажом. На этом этапе можно как безнадежно загубить самую лучшую съемку самой дорогой камерой, так и "вытащить", казалось бы, никуда не годную любительскую съемку крайне важного события. И это правда - результат монтажа в любительском видео гораздо важнее, чем в профессиональном. У профи монтаж - более рутинное действо, поскольку план фильма довольно жесткий и степеней свободы у монтажера мало. Да и сам он фактически лишь реализует замысел другого человека, режиссера. Любитель же волен делать все, что ему заблагорассудится. Мы расскажем о некоторых самых популярных видеоредакторах.
Ulead MediaStudio Pro 8.0 - один из старейших редакторов на рынке. Из HD-форматов поддерживает HDV, но пересчитывать только измененные фрагменты правильно не умеет. К сожалению, после покупки компании Ulead Systems корпорацией Corel проект MediaStudio Pro фактически был закрыт. Corel предпочла бросить силы на развитие Ulead VideoStudio, о котором мы расскажем чуть ниже. Поэтому, если вы собираетесь осваивать компьютерный монтаж видео, лучше выбрать другой редактор, поскольку перспектив у этого продукта, увы, больше нет.
Adobe Premiere - такой же ветеран, как и Ulead MediaStudio Pro, но в отличие от него чувствует себя вполне уверенно и уходить на покой не собирается. Последняя версия носит имя Adobe Premiere Pro CS3 и имеет стандартный набор возможностей для редактора профессионального уровня. HD-форматы поддерживает, с HDV работает гладко. Новичкам Premiere не рекомендуется, поскольку, начиная с версии Pro, стал довольно сложен в освоении.
Sony Vegas Video 8 - интересный видеоредактор, за четыре года обретший сторонников по всему свету. От конкурентов отличается превосходной поддержкой работы со звуком, в том числе многоканальным. HD-форматы поддерживает, включая AVCHD от камер самой же Sony. 8-я версия понимает и AVCHD от камер других производителей, но делает это неофициально. Вполне подходит и начинающим видеолюбителям. Умеет работать с HDV без пересчета неизмененных фрагментов.
Grass Valley (бывший Canopus) Edius - относительно новый видеоредактор, который за несколько лет был создан с нуля. Это стало одним из его преимуществ - не пришлось тянуть за собой груз совместимости, благодаря чему он мгновенно завоевал популярность. Отличительная черта Edius - крайне быстрая, в реальном времени, работа практически с любыми видеоформатами. С версии 4.51 умеет работать с HDV без пересчета неизмененных фрагментов и, что очень важно и полезно, умеет переводить AVCHD/MPEG-2 при захвате в свой высококачественный проприетарный кодек и легко монтировать даже на слабом компьютере. Поскольку компания Canopus - автор одного из лучших кодировщиков MPEG, знаменитого Canopus ProCoder, то результат монтажа в любом из форматов MPEG выводится с великолепным качеством. Разработчики Edius активно интересуются мнением пользователей на своем форуме, поэтому редактор постоянно совершенствуется. Если вы намерены серьезно заниматься монтажом, Edius будет отличным выбором. Текущая версия 4.6.
Avid Liquid Edition - хороший редактор, по возможностям не уступающий Premiere Pro и Edius. Был первым на рынке редактором, который умел редактировать MPEG без пересчета неизменяемых фрагментов. Имеет отличный встроенный кодировщик MPEG. С поддержкой HDV все хорошо. Но начинающим видеолюбителям я бы его не рекомендовал - Liquid довольно сложен в освоении и понимании. Текущая версия 7.2.
Pinnacle Studio 11 и Ulead VideoStudio 11 очень похожи по возможностям, даже версии выпускаются "ноздря в ноздрю", с совпадающими номерами. Рекомендуются тем, кто не хочет (или не может) делать сложный многослойный монтаж, цветокоррекцию и прибегать к другим приемам из мира профи. Для нарезки, расстановки любых переходов, наложения титров, применения всяческих "красивостей", подкладывания музыки и голоса их вполне хватит. Поддерживают HDV и AVCHD вплоть до "выпечки" дисков. Владельцам AVCHD-камер в первую очередь рекомендуется последняя версия Pinnacle Studio.
Выбирая видеоредактор, прежде всего следует уяснить, какие задачи придется решать во время монтажа. В большинстве случаев проблемы возникают из-за того, что человек, не имеющий опыта монтажа, не знающий английского (и посему не имеющий возможности прочитать обширную документацию), замахивается на редактор класса Avid Liquid или Premiere Pro, хотя ему с головой хватило бы Ulead VideoStudio. Тем самым фактическая бесплатность программ имеет и негативную сторону. Важно понять, что результат монтажа в первую очередь зависит от ваших талантов и лишь в 25-ю - от программы.
Вопрос второй: как сберечь отснятое и смонтированное непосильным трудом?
Решений здесь много, и все они, к сожалению, требуют денег. Проще всего тем, кто снимает на кассеты miniDV. Достаточно грамотно сделать захват видео с кассет (под "грамотностью" имеется в виду захват с возможностью повторного восстановления проекта с кассет), и одна копия фильма (кассета) уже есть. Другую копию проще всего записать на DVD-болванки, причем на них следует скинуть только то, что вошло в фильм. Любой правильный видеоредактор умеет "чистить" проект, удаляя неиспользованные файлы и обрезая оставшиеся строго по времени. Обычно часовой фильм умещается на три DVD-болванки, что составляет смешную сумму в 30 рублей.
Для владельцев остальных камер, как вариант, одну копию можно хранить на жестком диске компьютера, благо они сейчас недороги, а вторую - на DVD-болванке. Правда, у жесткого диска есть одна нехорошая особенность - он постепенно заполняется, и у интенсивно снимающего любителя быстро забьется под завязку. Но тут уж вы сами должны решать, как быть, - либо хранить какие-то фильмы в единственном экземпляре на тех же DVD, либо радикально увеличить емкость винчестеров.
Вопрос третий: где и как смотреть?
Для обладателей камеры стандартного разрешения (SD) такой проблемы давно не существует - изготавливается диск DVD-Video со своим нетленным творением - и все. DVD-плееры ныне есть в каждом доме, а посмотреть такой диск сможет даже первоклассник.
Что же касается сегодняшних и/или завтрашних обладателей камеры высокого разрешения (HD), то пока проблем с просмотром масса. Разумеется, все проблемы относятся к просмотру именно в HD разрешении.
Варианты таковы:
- Смотреть фильм на компьютере. Разница с обычным SD-видео будет заметна на 19-дюймовом мониторе с разрешением 1280х1200. Плюсы - не стоит никаких денег, программные проигрыватели широко распространены и среди них много официально бесплатных. Минусы очевидны - зачастую компьютер расположен неудобно для просмотра картинки даже парой человек, да и диагональ слишком мала.
- Транслировать с компьютера на телевизор, поддерживающий HD. Опять же, достаточно телевизора хотя бы с разрешением 1366х768. Подключиться можно по DVI или HDMI. Если в телевизоре только HDMI, понадобится переходник DVI-HDMI. Плюсы - денег не стоит (разумеется, если телевизор уже есть), телевизор может быть метрах в пяти от компьютера. Минусы - отсутствие пульта ДУ, телевизор и компьютер должны стоять в одной комнате.
- Использовать плеер с жестким диском. Плюсов масса - компьютер не нужен (достаточно просто перенести фильм на плеер), можно управлять плеером с помощью пульта ДУ. Минусы - плеер надо купить; кроме того, он поддерживает только строго определенные форматы, и добавить новый формат самостоятельно нельзя. Соответственно, подготавливая фильм для просмотра на таком плеере, придется строго следовать параметрам поддерживаемого им формата.
- И, наконец, самый продвинутый и дорогой вариант. Приобрести пишущий Blu-ray-привод, Blu-ray-плеер и смотреть фильмы высокого разрешения с максимальным комфортом. Плюсов масса, минусов нет, разве что финансовые. Правда, как часто бывает, есть маленькое "но" - этот путь потребует освоения авторинга Blu-ray-дисков. К тому же нет уверенности, что диски, записанные сегодня, будут проигрываться на плеерах года через два - параноидальная страсть производителей к защите от копирования всем известна.