Лакировщики
АрхивЯркая компьютерная графика в кино всегда впечатляет, но люди, сидящие в зале кинотеатра, понимают, что Бруклинский мост никогда не взрывали, Останкинская башня не падала, а Кинг-Конга и Шрэка вообще не существует.
Яркая компьютерная графика в кино всегда впечатляет, но люди, сидящие в зале кинотеатра, понимают, что Бруклинский мост никогда не взрывали, Останкинская башня не падала, а Кинг-Конга и Шрэка вообще не существует. Тем не менее работа специалистов по компьютерной графике не ограничивается эффектами "для зрителя". Большую часть рабочего дня они тратят на "лакировку действительности", на кадры, которые выглядят совершенно обычно - после того, как с ними поработают специалисты по визуальным эффектам.
"Натуральных" компьютерных эффектов в кино предостаточно, и работа эта неблагодарная - и зритель ничего не заметит, и перед коллегами не похвастаешься - чай, не шерсть на Рататуе. Но зачем они вообще нужны? Почему кинематографисты не могут снять так, как нужно, сами, без помощи специалистов из пост-продакшн?
Руководитель студии Amedia|VFX Виктор Лакисов и продюсер студии "Базелевс" Алексей Кублицкий полагают, что главный фактор востребованности компьютерных технологий - экономический. Делать эффекты "под жизнь" имеет смысл лишь тогда, когда компьютерное воплощение обходится дешевле. Например, сейчас Amedia|VFX работает над эффектами к фильму "СМЕРШ-21", где в сценарии есть эпизоды с летящими вертолетами. Арендовать вертолеты дорого, поэтому все кадры будут целиком и полностью компьютерными.
- Золотая середина между специальными и визуальными эффектами[ Спецэффекты создают с помощью оборудования (парики, протезы, куклы, пенопласт вместо снега и т. п.) на съемочной площадке. Визуальные эффекты делают с помощью компьютера.] состоит в правильном планировании, которое предполагает взаимодополняемость эффектов, - говорит Алексей Кублицкий, - и не всегда режиссеры старой школы могут пройти по этой тонкой грани. "Старики" в России, как правило, шарахаются от визуальных эффектов, как черт от ладана. Я сам считаю, что многое можно решить спецэффектами, а на компьютере картинку надо только "тюнить", дорабатывать мелочи. Но обойтись вообще без этого - сложно.
Естественно и безобразно
Каждый, наверное, знает про злейших врагов режиссера: "уходящий" свет и переменчивую погоду. Привычный для нас цикл смены дня и ночи усложняет съемку, так как освещение сильно меняется в течение дня. Однако ночная сцена редко снимается днем и наоборот. Дело в том, что ночью очень много источников искусственного света, дающих отражения, которые почти невозможно повторить. Проще, если действие происходит где-то в лесу, где искусственных источников света нет. Однако на такие трюки идут только в крайнем случае, при этом исходный материал должен быть снят уже с учетом последующей переделки.
Столь же неподвластна режиссеру погода. Очень накладно во время съемок, скажем, ожидать снегопада, особенно если за всю зиму снегопад случился пару раз. Например, в "Дозорах" снега много, но почти весь он, оказывается, электронный. Показательна также сцена, с которой начинается новая "Ирония": сани с дедом Морозом мчатся по заснеженной дороге.
- Сани снимали в сентябре, - рассказывает Кублицкий, - когда снега не было вообще. Снег в кадре почти весь искусственный, но и видеоэффекты понадобились, так как не только снег не настоящий, но и сани тоже. На самом деле это была телега на колесах, которые в искусственном снегу оставляли колею. Приходилось и дорогу делать нетронутой колесами, и колеса "замазывать". На съемках перед каждым дублем заметать дорогу было бы очень нерационально в плане траты времени. Сразу было решено, что эти проблемы будут решаться на компьютере.
По убеждению Лакисова, атмосфера вообще всегда сильно влияет на восприятие кадра, отчего студии Amedia|VFX часто приходится делать дождь, снег или какую-нибудь дымку.
- Есть такой нюанс, - замечает Виктор. - Реальный дождь не всегда виден, даже если съемки идут в дождливую погоду. Капли смазываются и становятся незаметными. Приходится добавлять особый слой, делающий дождь "более ощутимым на глаз", но оставляющий сцену натуральной.
Хотели как лучше
Воду, как известно, всегда стараются снять с натуры, поскольку она не слишком удобна для трехмерного моделирования. Лакисов приводит забавный пример с недавних съемок, когда сцена возле бассейна срывалась из-за внезапной протечки. Режиссер, не мудрствуя лукаво, предложил Виктору сделать эпизод на компьютере: подумаешь, два лебедя плавают в бассейне… Конечно, по такой причине сложнейшая компьютерная графика в фильмах не появляется.
- Как правило, все планируется заранее, и на авось профессионалы не полагаются, - объясняет Алексей Кублицкий. - Бывает, что в кадр попадает микрофон или трос, по которому движется какой-то объект, - скажем, именно на тросах летала колдунья, к которой в начале "Ночного дозора" пришел Городецкий.
В той же сцене с летающей колдуньей есть и визуальный эффект, который зрителями как таковой не воспринимается. В одном кадре Городецкий, стоящий спиной к камере, рукой отгоняет "сумрачных" комаров. Так вот, в данном случае актера там нет: вся фигура сделана в 3D. Как рассказал Алексей, идея сделать кадр именно таким возникла на этапе постпродакшн, и Хабенского пришлось "дорисовывать".
Недоработки, конечно, случаются, и иногда решить их можно только такими сложными эффектами. Виктор Лакисов снова возвращается к вертолетам из "СМЕРШ-21". Сцены внутри кабины, конечно, снимали в павильоне, но и тут случилась неувязка.
- В кабинах должны были сидеть разные пилоты, но вышло так, что в кадрах, снятых со спины, сидели одни и те же люди. Поскольку в сценарии происходит переключение с одной кабины на другую, то понять, где какой вертолет, трудно - все выглядит одинаково.
Из-за этого пришлось на человека в одной из кабин надевать с помощью визуального эффекта шлем. Шлем пришлось надевать и на актера, снятого в других кадрах, где видно лицо.
- Причина эффекта - недосмотр во время съемок, - говорит Лакисов. - Конечно, было бы дешевле подумать об этом заранее и еще на съемочной площадке воспользоваться настоящим шлемом.
Кублицкий поведал о небольшой ошибке оператора во время съемок "Иронии". Кадр, в котором жених главной героини снят через стекло разговаривающим по телефону, был недоработан по экспозиции и вышел темнее, чем нужно. Пришлось на стекле добавлять блики от огней города.[По словам обоих экспертов, компьютерные блики и огоньки - дело довольно частое, иногда с помощью таких эффектов можно сделать сцену более естественной. ] Визуальными эффектами случается выправлять и актерский брак - например, когда артисты не вовремя моргают. Проще не делать еще один дубль, если в кадре, кроме неосторожного движения век, все отлично. То же касается замены номеров машин, если автомобиль по сюжету один, а на съемках их было два или больше, при этом о номерах в суете позабыли. Чаще всего подобные проблемы всплывают уже после съемок, когда поезд давно ушел.
Когда не спасает грим
Случаются и форс-мажоры. Во время съемок сериала "Монте-Кристо" произошла замена актрисы.
- Первая актриса была с длинными волосами, - рассказывает Лакисов, - а вторая - с короткими. Пришлось везде затирать волосы, собранные в хвост, на общих планах, отснятых до замены. Такая "компьютерная стрижка" сложна именно по той причине, что должна быть незаметной зрителю. Это похоже на работу разведчика: она есть, но о ней никто не знает.
Обычно внешность актера стараются изменить в гримерной, а не на компьютере. В той же "Иронии" примеров компьютерного мэйкапа много, но это скорее исключение, чем правило.
- Сам эффект омоложения, может быть, не слишком сложен, - говорит Кублицкий, - но актер находится в кадре много времени, так что нам достается огромный объем работ. Хорошо, что на помощь приходит техника.
В работе над фильмом помогла фирма Kraftway, предоставившая готовое решение для создания студии компьютерной графики. Рабочие станции, серверы, хранилище данных, коммуникации - все было поставлено и налажено единым комплексом. И все равно над омоложением актеров в "Иронии" работало около десятка человек почти два месяца.
Лакисов припомнил несколько случаев похожей работы, когда приходилось убирать некоторые не слишком привлекательные детали на лицах, вот только просил не называть героев таких визуальных эффектов - по этическим соображениям. Так что студии компьютерной графики работают иногда побольше иных специалистов по пластическим операциям, разглаживая кожу, убирая прыщи и бородавки, заживляя шрамы и даже выравнивая зубы. Надо полагать, образ актера на экране еще более идеализирован, чем все мы думали.
Цветной ключ
Один из самых распространенных визуальных эффектов - подмена части отснятого изображения. Но если, увидев Гарри Поттера на фоне Хогвартса, мы понимаем, что замок - это компьютерный "задник", то бывают ситуации, в которых факт подмены неочевиден.
- Мы делали такую работу для картины "Бедная Настя-2", где действие проходило в Питере XIX века,- рассказывает Лакисов. - В сценарии было несколько сцен на фоне Зимнего дворца.
Хотя Зимний можно снять и сейчас, сложности с организацией съемок подтолкнули к компьютерной графике. Фотограф ездил в Питер, чтобы отснять общие виды, но эта идея провалилась: в те дни на Дворцовой площади залили каток. Пришлось снимать Зимний частями (около тысячи фотографий). Была сделана трехмерная модель, на фоне которой в фильме и ходят люди, в том числе и в сценах с подвижной камерой.
- Конечно, с отснятых кадров убрали все лишнее, - добавляет Виктор, - включая провода и гаишников, добавили в модель какие-то детали - скажем, неэлектрический свет в окнах, но любой человек поймет, смотря подобный фильм, что без этого не обошлось.
И даже телетрансляции в кино обычно ненастоящие.
- Как правило, работающий телевизор в кадре показывает не абы что, - рассказывает Кублицкий, - а именно то, что режиссер считает уместным. Когда снимаются несколько дублей нескольких кадров, очень трудно каждый раз обеспечивать нужную и при этом одну и ту же картинку на экране телевизора, поэтому изображение добавляют уже после съемок. Из того же разряда съемка в автомобиле, когда таким же образом обеспечивается нужный вид из окон.
До смешного - один шаг
Случаются и весьма забавные визуальные эффекты. Во время съемок "Иронии" казус случился с пальто Мягкова - на воротнике должен был лежать снег. Снег насыпали гримеры, после чего были отсняты нужные сцены в бане. Но сценарий во время съемок поменялся, короткий эпизод в бане растянулся во времени. И если верить финальной версии сценария, герой Мягкова находился в бане, не снимая пальто, пару часов, и все это время снег, проявляя чудеса сопротивления комнатной температуре, лежал не тая. Снежный спецэффект стали в нужных местах подчищать.
В той же "Иронии" сцены, на которых целиком виден дом, где разворачиваются основные события, являются полностью трехмерными.
- Мы пытались снять несколько настоящих домов, - объясняет Кублицкий, - но все они были какими-то… непраздничными.
Есть ли шансы у кино?
На вопрос о том, трудно ли делать компьютерную графику реалистичной, Виктор Лакисов отвечает: "Все компьютерное - чистое и аккуратное. А все натуральное - неряшливое и грязное. Поэтому часто приходится добавлять в сцену мелкие детали, вносящие некий хаос". Простота рецепта ставит под сомнение будущее кино как такового: а вдруг техника позволит и вовсе обходиться без киносъемки?
- Теоретически это возможно, - говорит Алексей Кублицкий, - но есть такие вещи, как актерская игра, драйв, которые компьютерными технологиями не заменишь. Примеры, конечно, есть, но пока они не слишком задевают публику, так ведь?