Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Корпоративный Skype

Архив
автор : Сергей Леонов   25.03.2008

Весной 2006 года, после поездки на очередной CeBIT, Евгений Козловский увлекся всякими аппаратными примочками к IP.телефонии, насмотревшись на них в Германии.

Весной 2006 года, после поездки на очередной CeBIT, Евгений Козловский увлекся всякими аппаратными примочками к IP.телефонии, насмотревшись на них в Германии. И даже ухитрился где.то раздобыть адаптер под названием Skype Telbox, о котором и поведал читателям в "Огороде" "Связь без брака".

Вотличие от Евгения, успешно решившего с помощью указанного адаптера проблему эха в Skype, мне подобным делом заниматься не довелось - софт от кодека Realtek умеет бороться с эхом и без моей помощи. Зато через некоторое время пришлось ставить в одном офисе простенький вариант IP.телефонии, чтобы можно было прослушивать звуковое сопровождение к корпоративным веб-семинарам, транслируемым из США с помощью Adobe Acrobat Connect. Традиционно для этого использовался международный звонок на штатовский номер с обычного офисного телефона, но длительность соединений (час.полтора) не особенно радовала. Проблема была решена установкой Skype (+SkypeOut), но тут вдруг выяснилось, что приобщить к Skype-телефонии людей, использующих компьютер в режиме пишущей машинки, не так-то просто - офисный телефон для них оказался гораздо более "userfriendly"-интерфейсом, причем никакие гарнитуры и даже USB-трубки для Skype положения не исправляли. Можно было бы IP-телефонизировать весь офис с помощью гейта SIP (таковых выпускается достаточно много), однако по разным причинам предпочтительнее был именно Skype, соединенный каким-то образом с офисной АТС.

Соединить звуковые тракты компьютера и телефона (или АТС) несложно, но кроме собственно голоса хотелось бы в полной мере транслировать и телефонную сигнализацию: снятие трубки, набор номера, входящие звонки, - причем не теряя всю функциональность местной АТС, вроде конференц.связи или перехвата вызовов. Как выяснилось, с 2006 года положение в области соединения Skype с аналоговыми телефонными линиями практически не изменилось - никаких специализированных устройств, имеющих с одной стороны интерфейс Ethernet, а с другой - телефонную линию, по крайней мере на отечественном рынке и за разумные деньги, как не было, так и нет. Описанный Евгением Skype Telbox, соединяющий телефонную линию с USB, и тот куда.то пропал. Однако поиск дал интересные результаты: оказывается, существуют полные клоны этого адаптера - например, MediaTech C@ller Gate MT4204, продающийся у нас за восемьсот с мелочью рублей. На самом деле установить реального производителя этих устройств совсем не просто, маркировка на плате "USB.B2K" выводит нас как минимум еще на два брэнда - Yealink и SkypeMate, но все это одно и то же устройство, представляющее собой внешний звуковой адаптер с интерфейсом USB и дополнительной обвеской для эмуляции сигнала АТС и обработки DTMF-сигналов телефона. Разумеется, для его работы требуется еще и компьютер с собственно программой Skype, но этого добра в любом офисе предостаточно.

Штатную работу адаптера, при которой он переключает один телефонный аппарат между обычной аналоговой линией и Skype, описывать не буду, так как она подробно рассмотрена в "Огороде" полуторагодичной давности (www.computerra.ru/think/ogorod/264197). Нас же интересует не совсем штатное применение. В руководстве к адаптеру есть раздел, описывающий подключение устройства к офисной АТС: соединить вход городской линии (CO) с гнездом TEL, а гнездо LINE оставить свободным. Возможно, на то время, когда адаптер разрабатывался, подобное подключение и функционировало, но с большинством современных офисных АТС этот фокус, увы, уже не проходит. В дежурном режиме адаптер просто соединяет гнезда параллельно, и если оставить LINE свободным, висящее на разъеме TEL устройство (телефон или АТС) так и останется никуда не подключенным. Сегодняшние телефонные станции стали весьма умными и не желают использовать незадействованную внешнюю линию, даже если она разрешена в настройках. Не получая на линии напряжения от "верхней" городской АТС, местная станция соответственно не выполняет и переключения местного абонента на эту линию, сообщая о неисправности последней. Входящие вызовы, однако, принимаются нормально, но ведь наибольший интерес адаптер представляет именно для организации исходящих звонков…

Первая приходящая в голову идея обхода этой особенности - воткнуть в гнездо LINE… правильно, реальную телефонную линию. Только не городскую, а местную, с той же АТС, - линии обычно есть в запасе. Подобное "зацикливание" для телефонной станции не проблема, - достаточно убрать из настроек всякую трансляцию городских вызовов на эту самую местную линию или вообще обозначить ее как незадействованную (лишь бы на ней осталось напряжение).

Указанный вариант позволяет достичь желаемого, но "как.то неаккуратненько". Да и не факт, что вам захочется занять "ни подо что" местную линию. А ведь указанный адаптер имеет внутри собственный "эмулятор АТС" - источник напряжения 50 В, нагрузку и генератор 500 Гц (непрерывный гудок), так что неразумно придумывать что-то внешнее. Неувязка состоит в том, что подключение этого "эмулятора" через реле к гнезду TEL происходит лишь при получении с линии двухтонального сигнала нажатия кнопки "звездочка". Научить станцию выдавать на линию "звездочку" не составляет труда, но линию.то она считает неисправной и не хочет даже к ней подключаться… Короче, замкнутый круг.

Разорвать этот круг, тем не менее, очень просто - достаточно, чтобы указанное реле в адаптере всегда было включено. Перепаивать его выходные контакты неудобно (там две переключающие группы), гораздо легче постоянно подавать ток в обмотку, замкнув цепь параллельно управляющему транзистору.

Если кому-то этот вариант подойдет, реализовать его по приведенной фотографии не составит труда - нужные выводы расположены на плате снизу, причем очень близко друг к другу, достаточно соединить их проволочной перемычкой. Более корректно - сделать внешний переключатель режима работы (с внешней линией или без таковой), но как это сделать, желающие, надеюсь, сообразят и без моей подсказки.

В итоге получается следующая связка: на одном из компьютеров или на сервере работает Skype (с единственным на весь офис аккаунтом SkypeOut) и программа Skypemate из комплекта адаптера (на сайте skypemate.ru можно найти софт и для SIP, но я его не пробовал); по USB-порту к этому компьютеру подключен сам адаптер, а в его гнездо TEL включена линия от свободного гнезда CO телефонной станции. Подключенную к адаптеру CO-линию лучше всего выделить на АТС в особую группу городских линий, дабы назначить ей свой тип звонка (тройной, к примеру) и прочие параметры. У меня этой линии присвоена восьмая группа, соответственно для звонка через "Скайп" надо набрать с любого местного аппарата "88* - номер" (увы, несмотря на постоянно замкнутое реле, набирать "звездочку" все равно обязательно). Дальше можно развлекаться с настройкой АТС, устанавливая правила роутинга так, чтобы при наборе всех или определенных междугородных/международных номеров станция сама выходила на эту линию, донабирала необходимую "звездочку" и международные коды. Входящие звонки со Skype могут транслироваться либо стандартным образом на секретаря, либо сразу на тех абонентов, которые будут отвечать на Skype-вызовы.

Эта несложная модификация может пригодиться и домашним пользователям, если есть желание использовать два разных телефонных аппарата для звонков по обычной линии и по Skype - таким образом вы просто получаете еще одну телефонную линию и можете использовать два аппарата одновременно.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.