Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кидалты - взрослые дети постиндустриальной эпохи

Архив
автор : Михаил Ваннах   22.03.2008

Время технологического прогресса, взаимопроникновения культур, глобализации неизбежно привносит в язык новые слова. Вот, скажем, одно из них - "кидалты". Нет-нет, с кидалами, увековеченными в сериалах рыцарями наживы девяностых, они не имеют ничего общего!

Время технологического прогресса, взаимопроникновения культур, глобализации неизбежно привносит в язык новые слова. Вот, скажем, одно из них - "кидалты". Нет-нет, с кидалами, увековеченными в сериалах рыцарями наживы девяностых, они не имеют ничего общего!

Кидалты - персоны довольно безобидные, хотя их существование и вызывает беспокойство у педагогов и психологов. Это люди среднего возраста, ведущие себя как дети. Скажем, начинающие вдруг вести себя как готик [Или гот? - наверное, все же готик. Ведь настоящие, "исторические" готы - это могучие, вонючие и небритые мордовороты, громившие некогда Римскую империю, преломленная преданиями память о нашествии которых живет ныне в картинах Мордора]. Это преимущественно мужчины - феномен женщин, всеми силами старающихся выглядеть и вести себя в соответствии с нормами возраста, гораздо меньшего их биологического, так же стар, как и сама цивилизация. А тут вдруг было отмечено новое явление - мужчины, начиная где-то с 1965 года рождения начинают вдруг одеваться как подростки, да и вести себя соответственно, в том числе - играя в детские игры. Окрестили причастных такому поведению кидалтами, от английского kidult, объединяя игривое "kid" со зрелым "adult". И возложили вину за такое поведение на современные медиа, особенно на ИТ-технологии, изымающие человека из реальности, погружая его в несерьезный, незрелый виртуальный мир. Причем не только в компьютерных играх, но даже в образовательных и офисных пакетах.

Для подтверждения этого цитируют некого 35-летнего менеджера по закупкам: "Слава Богу, жена от меня ушла, одной проблемой стало меньше - можно за выходные без помех пройти еще пару уровней любимой компьютерной игры…" Компьютерная игра - вот причина всех бед, так и хочется схватить системный блок под мышку - и бегом к ближайшему экзорцисту! Но дело-то в том, что связь феномена кидалтов с развитием технологий хоть и существует, но не является столь простой.

Действительно, термин "кидалт" появился в эпоху персональных компьютеров, но на самой ее заре. Впервые употребил это слово Джим Уард-Никольс из кампуса Стивенсоновского технологического института в Хобокене (Нью-Джерси). Технологического? Значит, они - причастны? Да, но было это в конце 1980 года, когда IBM PC еще не родился. И в печать новое слово попало 11 августа 1985 года, в статье Петера Мартина в The New York Times. Тогда, когда по планете только начинал победное шествие PC AT. Рановато, чтобы сформировать стереотип поведения, тем более - далекий от традиционного. Залы игровых автоматов - от которых разновидность современных игрушек унаследовала название аркада - существовали, но по воздействию на психику они несопоставимы с устройством, присутствующим в каждом доме, а сегодня - и в каждой комнате. То есть дело вовсе не в компьютерах и не в компьютерных играх.

Но, безусловно, в технологиях! Меняющих не психику отдельных детей, а жизнь целых социумов. Обратим внимание - термин появился в центре Первого мира в 1980 году. А что этому предшествовало?

Середина 1950-х - в США большая половина занятых начинает работать вне сферы материального производства. Продукции, производимой меньшей половиной, с лихвой хватает на всех.

Начало 1960-х - изобилие приходит в Европу, на окраины Первого мира. Сначала - в Западную Германию, потом - во Францию, Британию, позже - в Италию… Сокращение рабочей недели. Оплачиваемые отпуска. Полноценное пенсионное обеспечение, освобождающее молодежь от утомительной заботы о старших.

Все это - следствие повышения производительности труда, обусловленной развитием технологий. Сначала классических - металлургия, металлообработка, машиностроение, химическая промышленность. Потом - связи, радиоэлектроники… Рыночные экономики развитых стран успешно справились с первой волной кризисов 1960–70-х годов. Высвободившиеся из материального производства нашли применение в сфере обслуживания, для низкоквалифицированной работы были ввезены в ФРГ - турки, во Францию - алжирцы, в Британию - индусы с пакистанцами. Ну а с первыми нефтяными кризисами помогла справиться технология, резко сократившая долю энергозатрат в продукции.

И вот тут-то - изобилие материальных ресурсов, наличие свободного времени - у части людей и появляется возможность вести себя так, как хочется. И часть мужчин начинает вести себя как дети. Соотнесем, кстати, этот факт с тем, что в США, где появился термин, в это время как раз происходит отмена призыва на военную службу, - до этого представители рабочего класса шли служить, а те, кто поступал в университеты и получал отсрочку, как правило, проходили курсы офицеров запаса. А контрактная армия лишила мальчишек таких славных (и оплаченных Дядей Сэмом) игрушек, как M16 и М60. Вот они и начали играть в другие игры.

А тут подоспел и новый этап развития экономики - глобализация. Материальное производство начало выноситься в Третий мир, в края с теплым климатом и низкой заработной платой, туда, где в рыночную экономику вовлекается бывшее крестьянское население. И в этот период главенство перешло от традиционных технологий к информационным. Дело в том, что управлять мировым хозяйством, экономикой покрывшей весь глобус, можно только при наличии необычайно развитых средств связи и обработки информации. Средневековый мастер мог прикрикнуть на учеников и подмастерий; на мануфактурах были курьеры и рупоры, на заводах - пневматическая почта, селекторы и громкоговорители. С управлением корпорацией, где лаборатории размещены в Северной Америке, производства - в Юго-Восточной Азии, маркетинг в Европе, а филиалы по всему миру, не справятся ни телефон, ни телекс. Слишком много данных надо передавать и обрабатывать. Справится компьютер. Который должен прийти на каждое рабочее место, да и в каждый дом, да и не в одном экземпляре. Именно это еще больше повысило эффективность экономики, производительность труда, позволив еще большему количеству людей вести себя так, как им хочется. Вот именно в этом смысле ИТ-технологии породили кидалтов.

Одна из главных претензий общества к кидалтам - нежелание последних вести активную демографическую политику. То есть взять да и обзавестись полудюжиной детишек. Об отношении менеджера-игреца к уходу жены мы уже прочитали. Но вот плохо ли это в глобальном масштабе?

Давайте задумаемся о том, что несмотря на все "сберегающие" технологии каждый обитатель Первого мира потребляет гигантское количество материальных и энергетических ресурсов. Ну ладно - энергия; ископаемые нефть, газ и уголь могут быть заменены чем-то высокотехнологическим. Но есть еще просто проблема элементарного места! Необходимого для комфортного обитания человека.

Американские фантасты "золотого века", Хайнлайн и Ко, предполагали, что несмотря на развитие технологий, стереотипы демографического поведения (папа, мама, полдюжины детишек) сохранятся, а избытки населения улетят в космос. На спутники Юпитера, к примеру…. Станислав Лем, пытавшийся показать узколобость такого взгляда в своем труде "Фантастика и футурология", был вообще исключен из Американской ассоциации авторов фантастики. Воображать далекие галактики, заселенные роботами и вампирами, дозволялось, а предположить изменение уклада обыденной жизни - ни в коем случае! Не дозволялось даже тогда, когда фантаст же Гарри Гаррисон в повести "Подвинься! Подвинься!" ( "Make Room! Make Room!", 1965 , экранизированной Голливудом под названием "Зеленый сойлент", "Soylent Green", 1973, и удостоенный НФ-премии "Небьюла") описал мир, где запрещены противозачаточные средства. В результате - квартирный кризис; смерти соседа или родственника ждут как высшего счастья, а еду - "зеленый сойлент", - делают из утилизированных трупов. Впрочем, из-за своих взглядов и Гаррисону пришлось пожить в Скандинавии…

Но это - фантастика. Выдумки. На Европу (не "в", а "на"!) в реальности мало кто рвется переселяться. Но именно в тех обществах, где на душу населения приходится наибольшее количество ресурсов, происходит перелом демографического поведения. Можно было бы в духе концепции "Гайи" ["Гайя", Gaia (от др.-греч. богини Геи) - гипотеза о Земле как суперорганизме, который в результате саморегуляции способен поддерживать основные параметры среды на постоянном уровне. Выдвинута британским экологом Джеймсом Лавлоком в середине 1960-х. Яростно отвергалась эволюционистом Р. Докинзом как противоречащая Дарвину. (Впрочем, за морганизм-вейсманизм Лавлока не расстреляли, и он сделал крайне интересный имитационный мир Daisyworld, насколько можно судить - вполне эволюционный.)] приписать планете свойства организма, стремящегося к самосохранению, с целью чего подавляющего инстинкт к размножению у части людей. Но, не умножая число сущностей сверх необходимых, обойдемся констатацией факта, что большинству людей ВПЕРВЫЕ в истории предоставлена возможность вести себя так, как они хотят. Ведь в традиционной избе в одиночку было просто невозможно вести полноценное хозяйство. Был необходим труд всех членов семьи - от трехлетних пастушков гусей… А теперь можно делать то, что хочется!

А есть еще субъективная предпосылка - исчезновение нормативной религиозной морали. Человеку в традиционном обществе было просто - он ЗНАЛ, что мир создан Творцом, что после смерти его душа отлетит в рай или свалится в ад. (В зависимости от следования ТРАДИЦИИ.) А теперь, за счет развития наук, предлагающих альтернативные теории (условно говоря - эволюционные), в Творца, в загробную жизнь, можно только ВЕРИТЬ. Или не верить. А страх-то смерти - остается. У всех. И бегут от нее люди, кто-то - в заторможенное детство. Во вселенную детских игр. Которая, по большому счету, ничем не хуже миров массовых взрослых игр, вроде просмотра футбола, да и немногим хуже даже традиционной мужской игры - охоты (пальба шариками и махание деревянными мечами на природе тоже неплохи для здоровья!).

Да и было ли старое, традиционное семейное поведение, так уж хорошо? Добродетели ему приписывают обычно те, кто ленится читать первоисточники. Хотя бы Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву". Вот мальчики, кого рано женили. И - "Да сказывают, что свекор сам с молодыми невестками спит, покуда сыновья выростают". Так - лучше?

Ну и к демонизации кидалтов склонны те, кто маскирует этим свое неумение работать с людьми. (Обычно обвиняют их в детской необязательности, но автор может привести массу примеров необязательности и тех, кто склонен жаловаться на старость и болезни…)

Но раз кидалты существуют (в каждом конкретном случае по своим причинам, исследование которых - дело педагогики и психологии, а не технологии и социологии), то их надо использовать. И поскольку породили их в значительной степени компьютерные технологии, пришедшие в экономику, то будет справедливо, что именно на кидалтов должна быть ориентирована немалая часть сбыта компьютерных игр, а следовательно, и компьютерного оборудования, необходимого для их запуска. Взрослая, часто имеющая высокую квалификацию и неплохо зарабатывающая часть кидалта наверняка не поскупится на покупки для живущего в нем ребенка. Для "взрослых детей" производят целые группы весьма недешевых товаров - автомобильная отрасль, скажем, выпускает автомобили, декорированные под игрушечные, беря за нестандартный дизайн хорошие деньги. А памятуя, что значительная часть ИТ-сектора обслуживает сбыт товаров, представляется, что учет такой перспективной потребительской группы, как кидалты, - дело полезное [Крайне перспективной потребительской группой заокеанские маркетологи полагают, например, геев и лесбиянок - в их домохозяйствах наивысший душевой доход].

Да, и есть одна маловероятная возможность - долго взрослеющие дети куда разумнее быстрозрелых щенков. Не окажет ли долгое детство благотворное влияние на развитие способностей? (Хотя минимальное знакомство с историей заставляет тут быть скептичным…)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.