Архивы: по дате | по разделам | по авторам

И швец, и жнец

Архив
автор : СЕРГЕЙ ДОЛГОВ    19.03.2008

За последнюю пару лет российский рынок принтеров и копиров, увы, сократился. А виной тому - многофункциональные устройства и их невероятная популярность.

За последнюю пару лет российский рынок принтеров и копиров, увы, сократился. А виной тому - многофункциональные устройства и их невероятная популярность.

Один против всех

Забавно, но идея создания МФУ не имеет никакого отношения к производству офисной техники. В начале 80-х компания Gartner Group, занимающаяся IT-консалтингом, проводила исследования количественных значений нового для экономической теории понятия общей стоимости владения. В результате теоретические изыскания неожиданно показали, что замена нескольких периферийных устройств на одно многофункциональное позволяет значительно снизить эксплуатационные расходы. То, что именно производители офисной техники первыми подхватили эту идею, можно считать волей случая.

Старый добрый факс с функцией копирования - прадед современных МФУ. В производство этих аппаратов быстро включились компании, лидирующие на факсимильном рынке, - Samsung, Sharp, Ricoh, Unit, Panasonic, Brother, и в условиях зарождающейся конкуренции вендоры стали предлагать новые модификации, способные подсоединяться к компьютеру и печатать документы. На базе копиров тоже производились устройства, ими занимались Sharp, Ricoh, Xerox, Olivetti и некоторые другие фирмы. Модульная архитектура позволила практически бесконечно расширять возможности аппарата, что мы наблюдаем и по сей день.

Последними на рынок вышли струйные и лазерные "короли" - Hewlett-Packard, Canon, Epson. Их первые предложения совмещали цветной сканер и черно-белый принтер. Девизом HP было "Принтеры, которые могут больше", тогда как Canon взялась за устройства на основе факсов. С тех самых пор МФУ и обозначаются то как MFP (Multifunction Printer), то как MFD (Multifunction Device) или PSC (Printer-Scanner-Copier).

Назвать первые модели удобными сейчас язык не повернется, недостатков была масса - начиная от заоблачной цены, превышающей суммарную стоимость отдельных компонентов, и заканчивая гигантскими размерами и постоянными перебоями в работе, - так что неудивительно подозрительное отношение тогдашних потребителей к новым устройствам. И кто мог подумать, что спустя много лет МФУ заставят подвинуться традиционные устройства, вытесняя их как идеологически устаревшие!

Собственно, бум на этом рынке связан в первую очередь с добавлением фотографических возможностей к и без того богатым возможностям МФУ. Особенно активно сейчас развивается направление легких многофункциональных струйных фотоцентров со встроенным кардридером, прямой печатью с фотокамер, сканированием пленок и слайдов, печатью на дисках и др. Результат печати в фотолабе предугадать трудно, а благодаря МФУ пользователь не выходя из дома может контролировать весь процесс, начиная от сканирования негативов и заканчивая коррекцией и непосредственной печатью фотографий.

Несмотря на возрастающую популярность универсальных устройств, многих пользователей и по сей день волнует вопрос качества работы МФУ и преимуществ по сравнению с уже отлаженными технологиями производства копиров, принтеров или факсов. Могу их успокоить: многофункциональные устройства собираются из тех же компонентов, что и принтеры или копиры, а значит, по качеству печати они ничем не уступают "младшим собратьям". Кстати, борьба за покупателя порой приобретает любопытные формы: устаревшие аппараты могут продаваться дороже, чем более свежие модели, так как линейки МФУ обновляются практически ежемесячно.

Впрочем, у медали есть и обратная сторона, и МФУ не исключение. Так, когда в небольшом офисе из строя выходит один факс, документооборот всего лишь становится чуть медленнее, если же ломается устройство, совмещающее в себе и принтер, и факс, и копир, - пиши пропало. Если восстановить МФУ на месте не предоставляется возможным, его нужно везти в сервис и ждать возврата, а это может парализовать работу офиса на несколько дней.
Дома дела обстоят не лучше - при интенсивном использовании может накрыться не только само устройство, но и какой-нибудь срочный (и непременно - архиважный) проект. (Успокойтесь: как показывает практика, если техподдержка не помогла, больше половины неисправностей МФУ лечатся смекалкой и изолентой.)

Особенности выбора МФУ

МФУ на рынке пруд пруди, и сходу разобраться в них не проще, чем в мобильных телефонах или ноутбуках. Существует множество классификаций, но делить МФУ имеет смысл по основным функциональным группам (о которых чуть ниже) или исходить из того, на базе чего (факса, копира или принтера) построено устройство, какой способ печати реализован (струйный, лазерный или светодиодный) и с каким форматом оно работает (А4 или А3).

Среди множества разновидностей можно выделить следующие: персональные, офисные, полноцветные, широкоформатные. В свою очередь, в семействе офисных можно выделить МФУ для малых и средних рабочих групп и МФУ высокой производительности. Персональные многофункциональные устройства - незаменимые помощники для дома или небольшого офиса, где работа с документами ведется по всем основным направлениям: копирование, печать, сканирование, факсимильная связь. Устройства этого класса самые маленькие по размерам среди МФУ. Их достоинствами являются в первую очередь экономия места на рабочем столе, благодаря совмещению нескольких функций в одном аппарате, а также многозадачность, интуитивность интерфейса и квалифицированная сервисная поддержка. Офисные многофункциональные устройства, как правило, сочетают в себе сетевой лазерный принтер со встроенным веб-сервером, сетевой сканер, факс и возможность простой интеграции с системами документооборота. Все МФУ можно поделить на группы, зависящие от количества пользователей, для которых приобретается устройство: до 5 человек - для малых рабочих групп, от 5 до 25 человек - для средних рабочих групп, свыше 25 человек - МФУ высокой производительности. МФУ для средних рабочих групп обязательно оснащается автоподатчиком документов для двухсторонней печати (максимальная емкость - 4800 листов) и большим сенсорным экраном с поддержкой нескольких языков (в том числе русского) и функцией контекстной помощи.

До покупки МФУ постарайтесь ответить на несколько простых вопросов (собираетесь вы применять устройство дома или в офисе, какими встроенными функциями собираетесь пользоваться, нужен ли в работе цвет, какая скорость работы для вас оптимальна, сколько человек будет работать с МФУ и иметь к нему физический доступ, нужен ли доступ к МФУ через Интернет и должно ли быть разделение по правам доступа), которые упростят поиск нужной модели. Обратите внимание на незнакомые вам (или уникальные) функции моделей МФУ и постарайтесь примерить эти возможности к вашим задачам, - поверьте, обидно залезть через год после покупки в инструкцию и обнаружить там функцию, которая могла сэкономить ваше время или бюджет. Обращайте внимание на наличие/отсутствие русификации руководства пользователя, сообщений на панели и надписей на кнопках управления.

Уточняйте, что входит в комплект стандартной поставки интересующих вас моделей МФУ (каков набор приемных и подающих лотков, включен ли в стандартную комплектацию дуплекс, имеется ли сетевой интерфейс и т. д.). И обязательно выясните полный перечень приобретаемых вами вместе с МФУ сервисов!

И последнее: сразу определитесь, какое пространство вы готовы выделить под технику. Дело в том, что при увеличении количества документов, требующих обработки, увеличиваются и мощности устройств, равно как и их размеры. При этом возрастающие объемы печатающейся документации создают серьезную проблему: любое МФУ выделяет неприятные "продукты жизнедеятельности" - взвесь из мельчайших капель чернил или порошковой пыли, которая оседает в легких и может стать причиной заболеваний дыхательных путей. Отвести под МФУ отдельное помещение с вентиляцией, как советуют производители, порой нет возможности, поэтому чаще всего офисные комбайны просто ставят где придется. И тогда лучше выбрать МФУ с развитыми сетевыми функциями, дабы подходить к нему лишь для заправки лотка.

Покупка - полдела

Чтобы заранее продумать составляющие будущих эксплуатационных затрат и выбрать оптимальную модель, нужно знать потребность в расходных материалах (тонер, бумага) и периодически заменяемых компонентах (девелопер, барабан, блок фиксации и т. д.). Чем они дешевле и надежнее, тем выгоднее в эксплуатации аппарат. Согласен, простая истина, но если этого не учитывать, то после покупки милый офисный "грызун" МФУ превратится в злостного пожирателя бумаги, картриджей и ваших денег. Также очень важно оценить затраты на плановое ТО - чем реже оно предусмотрено, тем, опятьтаки, устройство выгоднее в эксплуатации.

Что же касается ремонта, тут дело зависит не только от надежности техники, но и от юзабилити. То есть чем лучше и понятнее пользовательская документация и чем "крепче защита от дурака", тем больше шансов не сломать аппарат в первую же неделю после покупки.

Эксплуатационные затраты обычно составляют две-четыре цены офисной техники. Разброс цифр зависит как от модели МФУ, так и от того, где вы будете покупать расходные материалы, ремонтировать офисную технику, к кому обратитесь за техобслуживанием (это могут быть и разные фирмы). По собственному опыту могу сказать, что ремонт и обслуживание современной офисной техники следует доверять только профессионалам. Конечно, и самому можно засучить рукава, сэкономив на обслуживании/ремонте, но не забывайте - производители "измен" не прощают. Скажем, использование "левого" тонера, приведшее к порче аппарата, лишает вас гарантии. Самое обидное, когда внешне здоровое и относительно новое устройство приходится списывать из-за того, что его ремонт становится невыгодным.

Впрочем, здесь, как вы понимаете, твердых правил не существует, посему вы вольны выбирать тот путь, который будет для вас наиболее приемлемым. Однако не забывайте, что скупой платит дважды.

Ситуацию на современном рынке лазерных и струйных МФУ мы попросили прокомментировать представителей основных игроков этого сегмента, задав им пять вопросов, из которых они выбрали самые интересные для себя.

Вопросы

1. Какие тренды можно отметить на современном рынке лазерных МФУ?

2. Как "Взаимодействуют" лазерные и струйные МФУ, не являются ли они прямыми конкурентами друг друга? И почему вообще было решено выводить в сектор малого бизнеса струйные МФУ?

3. Что лучше для домашнего использования - лазерные или струйные МФУ?

4. Насколько восстребована беспроводная печать (wifi и bluetooth) и как решается вопрос с безопасностью пересылаемой по воздуху информации?

5. Насколько актуальна для вашей компании проблема поддельных картриджей для лазерных устройств? Велик ли вторичный рынок перезаправленных и восстановленных картриджей?

Hewlett-Packard

РОМАН ВЕРАКСИЧ
менеджер по развитию категории лазерные многофункциональные устройства, HP Россия

1 Если говорить о лазерных устройствах печати "все-в-одном", то в первую очередь я хотел бы отметить продолжающееся перетекание спроса от принтеров к MФУ. По предварительным оценкам IDC, в 2007 году доля лазерных MФУ в общем количестве проданных лазерных устройств печати составила 52%, что на 9% больше по сравнению с 2006 годом. То есть тенденция по замещению принтеров многофункциональными устройствами, начавшаяся в сегменте струйных устройств, полностью повторяется в лазерном. Основная масса спроса на лазерные устройства печати "все-в-одном" легла на модели начального уровня. Если рассматривать рынок лазерных MФУ, то, по предварительным данным той же IDC, в 2007 году он вырос почти на 50%. Все больше покупателей, физических лиц, компаний малого и среднего размера, останавливают внимание на лазерных MФУ HP. Это связано как с уменьшением цены продуктов, так и осознанием потребителями того, что устройство "все-в-одном" может быть так же надежно, как и принтер, сканер и факс в отдельности. Компания Hewlett-Packard гордится тем, что смогла воплотить легендарную надежность принтеров HP в своих MФУ. Я думаю, что этот факт позволил нам добиться в прошлом году выдающих результатов и стать одним из лидеров и на этом высококонкурентном рынке. В сегменте цветных лазерных MФУ прошлогодний прирост превысил 300% по сравнению с 2006 годом (IDC, штуки), хотя, конечно, абсолютные величины еще невелики. НР, как пионер в этом сегменте, возлагает на него большие надежды и видит здесь основы своего настоящего и будущего роста.

ВЯЧЕСЛАВ ИВАЩЕНКО
менеджер по маркетингу розничных продуктов департамента устройств печати и цифровой обработки изображения компании HP

2 Струйные МФУ серии HP OfficeJet дополняют наше предложение для сегмента малого и среднего бизнеса в области цветной печати. К их преимуществам можно отнести способность печатать на бумаге любого качества и повышенную стойкость отпечатков к размыванию. Струйные МФУ для бизнеса гарантируют 50-процентную экономию по стоимости печати и имеют более высокую скорость печати.

У струйных МФУ практически нет конкурентов по стоимости владения, так что это хорошая альтернатива лазерным устройствам. И если клиент хочет купить монохромный лазерный принтер, то за ту же стоимость он может приобрети цветной струйный. Надежность и экономичность этих устройств по достоинству оценили пользователи многих стран. России еще только предстоит открыть для себя этот рынок.

3 При сравнимой по стоимости и качеству печати документов струйные устройства HP Photosmart позволяют печатать также и высококачественные цветные фотографии, что дает домашним пользователям дополнительные преимущества, особенно в век цифровой фотографии.

АЛЕКСЕЙ ЕРОХИН
руководитель отдела расходных материалов департамента устройств печати и цифровой обработки изображения компании HP


5 Проблема поддельных картриджей стоит достаточно остро. У нашей компании есть программа по борьбе с контрафактом, которая работает во всем мире, в том числе и в России. Мы рекомендуем покупателям всех уровней делать покупки только у авторизованных партнеров и защитить себя от подделки. К тому же HP разрабатывает специальные защитные элементы на упаковке, дабы защитить свой продукт.

Относительно рынка восстановленных и перезаправленных картриджей: он достаточно велик. HP, со своей стороны, не запрещает пользователям перезаправлять или использовать восстановленную продукцию. Но мы предупреждаем о том, что высокое качество печати гарантируется только при использовании оригинальной продукции HP, как и гарантия на технику. Мы даем покупателю выбор и предупреждаем о последствиях. Клиенты покупают технику не за то, что она хорошо выглядит, а за то, что она хорошо печатает именно на оригинальных расходных материалах HP.

Epson

АРТЕМ ТИТОВ
менеджер по бизнес-продуктам московского представительства компании Epson Europe B.V.


1 МФУ стали привычным решением для современного офиса, поэтому тренды по рынку сейчас точно такие же, как и по рынку обычных лазерных устройств: увеличение скорости печати, появление бюджетных и ультрабюджетных моделей.

2 Являются, но не для всех категорий. На мой взгляд, в будущем лазерные МФУ сохранят свои позиции в монохромном и высоком ценовом сегментах. В сегменте малого и среднего офиса, а также для индивидуального использования в больших офисах струйные МФУ уже сегодня вытесняют недорогие лазерные модели. Струйные МФУ доступны по цене, отличаются универсальностью использования, качеством черно-белой, цветной и фотопечати, не требуют времени на прогрев.

По экономичности и высокой скорости - характеристикам, ранее традиционно ассоциировавшимся с лазерными устройствами, - струйные принтеры и МФУ также догоняют и обгоняют лазерники. В линейке Epson это происходит благодаря развитию оригинальной печатной технологии Micro Piezo. Так, недавно Epson выпустила на рынок струйное МФУ Epson Stylus CX9300F, ориентированное на малый бизнес, имеющее скорость печати 32 стр./мин. (как в цвете, так и ч/б) и оснащенное разнообразными бизнес-функциями, от сканера до встроенного автоподатчика документов. А в течение 2008 года мы наверняка порадуем пользователей и другими, не менее интересными струйными бизнес-новинками.

3 Для домашнего использования я бы порекомендовал именно струйные МФУ. Помимо упомянутых преимуществ домашние пользователи оценят такие свойства, как небольшой размер устройств, прямая печать с карт памяти и возможность печатать фотографии.

4 Беспроводная печать по WiFi приобретает все большую популярность за счет большого распространения технологии, скорости пересылаемой информации, дальности передачи информации и безопасности. Например, в настоящее время все больше компаний переходят на использование беспроводного доступа в Интернет. Таким компаниям логично и менее затратно использовать именно беспроводную печать. Что касается безопасности, все устройства Epson поддерживают современные протоколы защиты данных. Принтеры Epson последних моделей используют максимально возможный на сегодня набор по шифрованию данных, поддерживают шифрование - WEP, WPA2, LEAP. Из них WEP - это наиболее современное WiFi-шифрование, 128 битное, с длиной ключа 104 бита. Ключ не дается пользователю, а создается случайным образом и меняется каждые несколько минут.

5 К счастью, эта проблема уходит в прошлое. Данные показывают, что с каждым годом все больше и больше пользователей стремятся к надежной, четкой работе, а не к сомнительной выгоде и потере гарантии на устройство. Рынок печати становится все более цивилизованным, особенно корпоративный, в котором сосредоточена основная часть лазерных устройств.

Brother

НАИЛЬ ГИМАЛИЕВ
директор по маркетингу и развитию бизнеса Brother International Europe Ltd., Представительство в России и странах СНГ


1 Рынок лазерных МФУ продолжает расти. Преимущества МФУ высоко оценены пользователем. МФУ, в том числе лазерные, успешно продаются как в компьютерных сетях, так и сетях, торгующих бытовой техникой.

2 В какой-то степени, конечно же, они конкурируют, ведь и те и другие идут, в том числе, в домашнее пользование. Для бизнеса прежде всего, конечно, подходит лазерная техника, однако, при ограниченном использование цвета хорошего качества, струйные МФУ могут составить достойную конкуренцию лазерным.

3 Это зависит от тех задач, которые решает домашний пользователь. Если вы, например, студент и вам часто приходится печатать рефераты, курсовые работы и т. д. - скорее всего вы предпочтете лазерное устройство. Если же вы любите печатать фотографии - выбирайте струйник.

4 Brother начала поставки струйных МФУ с WiFI, в ближайшее время предложит своим пользователям небольшой лазерный принтер с WiFI, а во второй половине года - аналогичный лазерный МФУ. Мы не рассчитываем, что спрос на подобную технику будет огромным, но думаем, что определенная часть наиболее продвинутых пользователей предпочтет беспроводную технику.

5 Проблема, к сожалению, актуальна. Мы продолжаем борьбу с контрафактом всеми легальными методами.
 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.