Xxyab!, или сVistaпляска
АрхивОгород КозловскогоПрошлый год был такой урожайный, что к моменту выхода "Компьютерры" из Большого Рождественского Загула у меня оказалось в заначке "Огородов" чуть ли не пять, и неизвестно, когда на свет появится этот, первый новогодний, - надо полагать, ближе к весне. Что, впрочем, не так и важно.
Прошлый год был такой урожайный, что к моменту выхода "Компьютерры" из Большого Рождественского Загула у меня оказалось в заначке "Огородов" чуть ли не пять, и неизвестно, когда на свет появится этот, первый новогодний, - надо полагать, ближе к весне. Что, впрочем, не так и важно.
Для меня едва ли не весь период БРЗ пролетел как одни большие, практически бессонные сутки непрерывного труда, мучений и предынфарктных переживаний, ибо как раз на него пришлось два гигантских апгрейда: железный и софтовый [Вообще говоря, этих испытаний с головой хватило бы, чтоб отчетами о них заполнить буквально все "Огороды" текущего года (вот хоть на спор!), но я не поддамся соблазну и постараюсь описать приключения как можно короче, - хотя в один "Огород" все равно уложусь вряд ли, - разве что он получит двойной, а то и тройной размер]. Железный понадобился затем, что мой компьютер стал визжать как резаный, и все равно температура процессора временами доходила едва ли не до ста градусов, - и это, заметьте, не по ихнему хиленькому, либеральному Фаренгейту, а по нашему родному, крутому Цельсию! Причина была, конечно, в охлаждении: я уже несколько раз чистил и системный блок, и процессорный радиатор, но, во-первых, это занятие не для слабонервных; во-вторых, пыль отечества такова, что сама собою превращается в бетон, и чтобы прочистить узенькие каналы процессорного радиатора, его приходится снимать и долго купать под мощными струями горячей воды, оперируя разными хирургическими инструментами, - после чего, разумеется, разыскивать термопасту и клеить радиатор назад [Мой друг хирург все это разобрал и прочистил-таки, после чего собрал на этой базе специальный компьютер для установки тренажера по лапароскопическим операциям. Памятуя о том, что мне в этом смысле пришлось перенести, я даже горжусь…]. Конечно, нежелание раз в полгода проделывать такую процедуру отчасти похоже на старый анекдот: "Замените мне "Мерседес": пепельница переполнилась!", - отчасти, но не совсем: я собирался менять "Мерседес" не на точно такой же, а на заметно более новой модели. Место моего горячего, с большим энергопотреблением одноядерного трехгигагерцового Пентиума должен был занять трехгигагерцовый же Core 2 Duo, а поскольку под него и память должна быть другая (более быстрая, чем была у меня), и чипсет - пришлось менять и "маму", и память. Сверх того я решился поменять и видеокарту - по параметрам практически на такую же, только без вентилятора, серии Silent: на старой я уже дважды менял вентилятор, и он все равно продолжал время от времени подвывать. Главный вопрос, занимавший меня перед апгрейдом, - удастся ли на новом железе поднять старую систему, Windows ХР, которая, конечно, уже зажилась: как я ее поставил года три назад, так она бессменно и стоит, и не рушится, - однако давно перегружена лишними файлами и тяжела до того, что грузится минут по пятнадцать. Но как заметил принц Гамлет, "мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться": одна мысль о том, чтобы Windows переустановить и потом набить всеми нужными и/или привычным программами и сервисами, бросала меня в холодный пот.
Сережа Блохнин, у которого (и благодаря которому) в "Сплайне" и должен был произойти апгрейд, уверил меня, что ХР - система очень стойкая, как одноногий оловянный солдатик, и поднимается на новых "матерях" на раз: сам, дескать, пробовал неоднократно, - и я решился ему поверить, тем более что, по дряхлости моей системы, я, хоть и в холодном поту, морально был готов ее переустановить.
Система и впрямь поднялась на раз: с аппетитом схрумкала подсунутые ей драйверы от новой "мамы", перезагрузилась раза три (почему-то USB-порты подцепив последними, так что до тех пор приходилось обходиться без мышки), - и стала как прежде, чем умилила меня едва ли не до слез. Единственная тонкость: система стояла на интеловском RAID’е, который поначалу сам собой не включился, поскольку версия контроллера была слегка другая, - и мы стали включать его уже после того, как система загрузилась и почувствовала себя нормально в IDE-режиме. А вот дальше пошла свистопляска: при попытке соединить два винчестера в старый добрый зеркальный RAID-массив начались проблемы: Windows не грузилась. В результате попыток удаления/восстановления RAID’а почему-то пропали многие файлы с основного диска (в числе прочего - содержимое простенькой такой папочки - System32), а другой диск, парный ему, оказался мало что пустым - еще и неформатированным. Не загрузилась и легкая, резервная Windows ХР, что стояла на соседнем винчестере. Все мои акронисовские образы оптимистически остались дома, на пристежном FireWire-винчестере от Seagate на три четверти терабайта, - так что компьютер пришлось везти назад, в надежде, что Акронис систему все же поднимет.
Ну, началось с того, что загрузочный диск восьмой версии Акрониса, которой я последнее время пользовался, не увидел в моей системе вообще ни одного винчестера. Я позвонил Блохнину, который, по позднему времени, уже убегал с работы, - он полез в Сеть и прислал мне ссылку на образ акронисовского диска последней версии, и, слава богу, мне удалось не только скачать его на ноутбук, но и записать на диск PCMCIA-писалкой от Sony, которая за ненадобностью лежала в мешочке года, наверное, четыре. Винчестеры начали видеться, - но, во-первых, только в IDE-режиме, во-вторых - все равно не все: вместо двух прежде спаренных в RAID теперь виделся лишь один, да и тот в странном представлении - silRAID. То есть силиконовский RAID, собранный на силиконовском контроллере, от которого я уже год как отцепился и отказался. Ну ладно, хоть один, да увиделся, - и я поднял систему на него. От идеи восстановить RAID я уже отказался, - не только из-за сложности затеи, но и потому, что все равно намеревался перейти на Vista, которую, в свою очередь, планировал установить на новый терабайтник от Seagate, а подобрать ему соответствующую RAID-пару слишком трудно и дорого. Да и, сказать честно, наигрался я с домашними RAID’ами вдоволь и составил о них впечатление, что, кроме как для поиграть, они мало на что годятся [В целом верно. Я иногда ставлю заказчику этот "бытовой" RAID, если он того очень хочет, но с двумя условиями: у него должен быть точно такой же запасной контроллер (в случае встроенного RAID’а - такая же "мама"), пусть и работающий в соседнем компе, и должен быть точно такой же запасной (чистый) винчестер. В противном случае надежды на восстановление данных через год-два, когда одна из этих железяк даст дуба, нет абсолютно. - Прим. Сергея Леонова]. А ставить профессиональный - уж по моим-то потребностям лучше почаще архивироваться.
Дальше произошло чудо, в которое я поверил с трудом - и то лишь потому, что увидел его своими глазами, а Блохнин, полагаю, так и не поверил: тот самый диск, который в результате первых экспериментов оказался голым и неформатированным, имел набивку, идентичную диску загрузочному, включая самые последние файлы, - то есть не восстановился чудом после экспериментов в "Сплайне", а словно бы отзеркалился по отключенному (заметим!) RAID’у. Так оно, похоже, и было: видать, Акронис в старое доброе время записал какие-то метки на два зеркальных диска и теперь поднимал образ на оба сразу, не смущаясь ни тем, что на новой "маме" не существует никакого силиконовского контроллера, ни тем, что режим RAID вообще отключен. Больше того, я, какие дисковые утилиты ни привлекал, так и не сумел ни обнаружить эту внутреннюю метку, ни удалить ее. Вопрос решился, когда выяснилось, что на этом самом диске (250 Гбайт, от Western Digital) некоторые сектора не читаются и обнаруживаются битые кластеры. Блохнин заменил винчестер на новенький, того же производства, но, кажется, более свежей технологии (о чем, возможно, расскажу отдельно), - и, наконец, все акронисовские глюки пропали, и он стал видеть все диски адекватно.
Дабы уж совсем покончить с ХР и перейти к Vista, замечу, что обновление железа на быстродействие компьютера, конечно, повлияло, - но на разные приложения очень по-разному. Загрузка если и ускорилась, то гомеопатически, Word как работал быстрее мысли и пальцев, так и продолжил, - а вот преобразование картинок из RAW в TIFF с помощью Photoshop’а стало буквально на порядок быстрее: на полсотни картинок прежде уходило минут двадцать, а сейчас - минута-полторы. Фильмы же стали рендериться быстрее раза, пожалуй, в полтора. Из чего следует вывод: мало поменять одноядерный процессор на двухъядерный - надо еще, чтобы такую архитектуру понимали приложения [Скорее дело не в этом. Преобразование RAW-Tiff - это чистой воды перелопачивание данных в оперативке, его скорость в основном зависит от процессора и памяти (и то и другое прилично выросло). А рендеринг - во многом дисковые операции, где скорость возросла далеко не на порядок. - Прим. Сергея Леонова]. И еще: ХР, проработавшая без малейших сбоев года три, вдруг отказалась грузиться, точнее - грузилась и тут же выключалась. Будто почувствовала, что главной системой на компьютере стала Vista - и взревновала. И тут хочется сказать grand merci Акронису, ибо именно с его образа я ХР и оживил. Чтобы, как ни сравнительно гладко произошел переход на Vista, можно было кое за чем возвращаться в старую добрую ХР. Но об этом дальше.
Продолжение следует